Председателю суда Самгорского района, г-же Цисане Хазалия
Заключение кафедры социологии Государственного Университета г.Тбилиси и Института философии по делу Свидетелей Иеговы.
Ознакомились с постановлением, присланным Самгорским Судом, в котором истец - политическое объединение Грузии, национальное движение «Грузия превыше всего», требует ликвидации регистрации «Союза Свидетелей Иеговы» и «Представительства Общества Сторожевой Башни, Библии и трактатов Пенсильвании». В мотивации отмечается, что литература выпускаемая этими организациями содержит призыв к антигосударственной, антинациональной и антиправославной деятельности:
Сотрудники кафедры социологии ТГУ и Институт философии ознакомились с присланной литературой, которая выпускается выше указанными организациями. Просьба суда состоит из двух статей: 1. Содержит ли литература, завезенная этими организациями призывы против целостности государства и национальных интересов.
Отвечаем, что представленная литература никаких, «анти» характерных призывов не содержит. Вообще не касается государства, нации и вопросов его целостности. В ней не выражается никакого рода агрессия. Эта организация - одна из интерпретаций христианского учения и основывается на своеобразном понимании Библии, которая не касается ни грузинской государственности, ни грузинской нации. Существует много интерпретаций Библии и все они имеют право на существование. Свобода совести и вероисповедания гарантированна Конституцией и эта не формальная, а реальная гарантия. Как видно, некоторым не нравится демократия и у них ностальгия по диктатуре. Запрет на эти организации был снят после падения диктатуры, с 1991 года. Если какая-либо организация желает восстановить эту отмену, она прежде должна поставить вопрос об изменениях в Конституции, изъять положения о свободе совести и вероисповедания и затем требовать их запрета.
Надо сказать, что на основании интерпретаций библейских текстов, зародилась признанная на сегодняшний день, отрасль науки – герменевтика. Так что, различные интерпретации Библии не являются новшеством и их существование является показателем демократии.
Непонятно, в чем, истец усмотрел антигосударственную деятельность этих организации. Единственное, что может вызвать спор, это требование этих организаций, до конца исполнять одну из десяти заповедей «не убей». На этом основании они отказываются от оружия, службы в армии, участия в конфликтах. Но это не воспринимается как проблема в условиях, где в государстве существует альтернативная служба. Мы ознакомились с постановлениями некоторых районных судов, которые при отсутствии альтернативной службы, наказывают лицо, отказывающееся идти в армию. Наказывают и тех, кому была предложена альтернативная служба во вневедомственной охране. Это не правильно: если человек на основании веры не хочет иметь дело с оружием, он должен быть призван на невоенную альтернативную службу. Такое право им дает закон о «Всеобщей воинской обязанности», принятый 29-го декабря 1992 года, 12-ая статья которого гласит: «В случае отказа граждан от обязательной воинской службы, по мотиву свободы совести и вероисповедания, они могут быть призваны на невоенную, альтернативную службу». Если какой-либо член этих организаций отказывается от службы в армии, он имеет право на это. Но он, не имеет права отказываться от невоенной альтернативной службы и в таком случае, наказывается по закону. Отказ от военной службы и применения оружия на основании веры, не содержит ничего антигосударственного.
Конечно же, возможно критическое рассмотрение этого учения. Думаем, что реальные условия осуществления моральных принципов «не убей», все еще полны противоречий в человеческом обществе, в котором отсутствует единство и которое расчленено на государства, нации, расы, классы. Между этими структурами всегда возможны конфликты. Старание осуществить эти принципы со стороны одной маленькой группы – всего лишь утопия. Но если они проповедуют эту утопию, то должны иметь право на это. Мы должны помнить, что всякий запрет может повлечь противоположный результат. К запретному тянутся больше. Многие мыслители, причиной популярности своих теорий называют запрет. Запрет разрушает демократию и превращает запретное вероисповедание в объект большего интереса. Существование различных христианских вероисповеданий существует от начала. В подтверждение приводим слова известного религоведа 18-го столетия, исследователя мировой истории, Иогана Готфрида Гердерса: В самые первоначальные времена христианства существовали, как мы видели, многочисленные секты, которые ставили своей целью объяснить, истолковать и очистить всю систему религии с помощью так называемой восточной философии. Эти секты считались еретическими, их преследовали и подавляли. Глубже других было учение Мани, которое с древней персидской философией, зороастризмом, соединяло моральное воспитание людей и стремилось нравственно воздействовать на общину. Это учение преследовали еще более жестоко, чем чисто созерцательную ересь. Оно нашло спасение в горах Тибета на востоке, в горах Армении на западе, иной раз и в европейских странах, где, однако, его ждала та же судьба, что и в Азии. Долгое время думали, что учение это совершенно уничтожено, но в самые мрачные времена средневековья оно, словно по мановению руки, выплыло наружу в таком конце света, где никто не подозревал о его существовании, и сразу же произвело ужасное волнение в Италии, Испании, Франции, Нидерландах, Швейцарии и Германии (Иоганн Готфрид Гердер, Идеи к философии истории человечества, кн. 20, гл.4, стр.597).
Существует известная пословица – «Прежде чем скажешь, хорошо подумай». Это пословица считается у иеговистов одним из увещеваний. Что значит – прежде чем скажешь, хорошо подумай? Это означает, что надо подумать над тем, было ли бы для нас вредно, оказаться на месте тех, кого мы упрекаем? Не вызовет ли запрет христианства в мусульманских странах вызовет нашу обиду и не повредит ли нам?
Что могут сделать Свидетели Иеговы, вероисповедание которых существует с 1870 года (в нашей стране их история насчитывает еще меньше) Грузии, где традиция православия насчитывает более 16-ти столетий? У нас есть широкая сеть церквей и монастырей, есть большое число прихожан, у которых несмотря на запрет во время коммунистов, не смогли искоренить христианскую веру. Неужели 15, 000-ая группа Свидетелей Иеговы стала опасной для людей, у которых главный принцип – «язык, родина, вера»? Каждый необдуманный шаг против других вероисповеданий, наносит оскорбление людям другой веры. Грузия этого никогда ни делала и результатом этого является сосуществование Церкви, Мечети и Синагоги. Поэтому прежде, чем сделать шаг в этом направлении, мы должны подумать о его целесообразности.
Свидетели Иеговы призывают нас – «Пробудитесь!». Это касается чрезвычайных ситуаций, когда изобретенное для добра, становится вредным. Например, о результатах чрезмерного принятия лекарства. Вот, их рассуждение: современные лекарства многое сделали для человечества. При правильном использовании, они способствуют хорошему здоровью, но, если их использовать неправильно, они могут навредить или даже убить человека. Например, в Соединенных Штатах из-за побочных реакций на медикаменты, каждый год стационарное лечение проходит около 30, 000 человек из которых 18, 000 умирает.
Свидетели Иеговы правильно ставят вопрос о терпимости. Бесконечную терпимость презирают и сами. Требуют, чтобы человек был «уступчив, но твердо соблюдал Божьи нормы». Интересна их проповедь о сохранении единства в семье, о проблемах воспитания и других. Спорить можно о многом. Хотя бы то, что они отказываются от переливания крови и требуют использования только ингредиентов. В подтверждение, они приводят авторитетных врачей. Сегодняшняя обстановка со СПИДом тоже вроде бы говорит в их пользу, (вспомним хотя бы инцидент в Элисте, когда от инфицированной донорской крови заболело около 100 человек). Но об их проповеди против переливания крови все же надо задуматься: ведь может сложиться такая ситуация, что больному понадобится кровь, а кровезаменителей не окажется?
Принципы Союза Свидетелей Иеговы отличаются от принципов православия, но не являются антиправославными. Различие между интерпретациями Библии всегда существовало и будет существовать. Оно есть и будет объектом диалога, прений и споров, но прения и споры не должны перерастать в запрет и в оскорбления.
Директор Института философии Академии Наук Грузии -
Т. БУАЧИДЗЕ
Т. БУАЧИДЗЕ
Председатель кафедры социологии Государственного Университета г.Тбилиси имени И. Джавахишвили – Е. КОДУА
Комментариев нет:
Отправить комментарий