четверг, 12 января 2012 г.

1 часть. История Свидетелей Иеговы на Житомирщине. Регионально-историческое исследование.

 (Непрофессиональный перевод)
Исходный текст:

Константин Бережко

История Свидетелей Иеговы на Житомирщине
Регионально-историческое исследование

Часть 1

2005 УДК 289.954 (09) (447.42) ББК 86.376.24 (4УКР = 4ЖИТ) 6.891 (4УКР = 4ЖИТ) Б 48

Рецензенты: А.С. Кузьмин - кандидат исторических наук, доцент Житомирского государственного университета имени Ивана Франка. П.В. Белоус - доктор филологических наук, профессор кафедры украинской литературы Житомирского государственного университета имени Ивана Франка. Я.Р. Дашкевич - доктор исторических наук, заместитель директора Института украинской археографии и источниковедения им. М. Грушевского НАН Украины - руководитель Львовского отделения, председатель постоянно действующей научной конференции "История религий в Украине". П.Л. Яроцкий - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины.

ISBN К.О. Бережко Б 48 История Свидетелей Иеговы на Житомирщине: Монография. 2-е изд. - М.: Изд-во "Фаворит", 2005. - 166 с.: Ил. [Серия "Не прочитанные страницы истории". - Кн. 1.].

Книга является первой публикацией по истории Свидетелей Иеговы регионального характера, которая объективно прослеживает историю общины на территории Житомирщины. В исследовании говорится о, не упоминавшихся до этого в научной литературе, присущих Свидетелям Иеговы своеобразных канонах и обычаях их жизни. Представлены примеры веры отдельных людей и особые методы воздействия КГБ на верующих.

Публикация предназначена для широкого  круга читателей, однако особенно интересной она будет для членов организации Свидетелей Иеговы и верующих других религиозных конфессий, действующих в Украине и Житомирской области. Она заинтересует историков, религиоведов, краеведов, студентов и учащихся школ, интересующихся отечественной историей ХХ века. Чрезвычайно полезной будет для корреспондентов СМИ и государственных служащих, осуществляющих связь с религиозными объединениями.

УДК 289.954 (09) (447.42) ББК 86.376.24 (4УКР = 4ЖИТ) 6.891 (4УКР = 4ЖИТ)

© Бережко К.А., 2005

Свидетели Иеговы - одно из самых известных религиозных течений в Украине [40: 58; 19: 409]. И как отмечают ученые, свою популярность они получили не столько количеством общин (собраний), сколько активностью своей деятельности.

В разные годы и в разных местностях к ним, как и к их деятельности, относились по-разному. Одни приветствовали их как просветителей своего времени, видели в них образцовых граждан, восхищались стойкостью и твёрдостью их веры. А другие видели в них "злостных вредителей государства", людей с "антигосударственной психикой", реакционную секту и тому подобное. Следствием такого негативного отношения, стало нелегальное положение Свидетелей на протяжении всей советской эпохи.

Сегодня они являются известной и официально зарегистрированной общиной. Их право на исповедание своей религии защищено законом, как и право объективно нового исследования их истории.

Книга "История Свидетелей Иеговы на Житомирщине" является результатом такого трехлетнего исследования, в ходе которого были взяты интервью у, примерно, шести десятков человек в разных частях области и Украины; пересмотрено несколько тысяч документов и описаний Государственного архива Житомирской и Ровенской областей, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Житомирского партийного архива и документов "Отдела по делам национальностей, миграции и религии"; обработано периодическую областную и районную прессу; исследованы статистические данные государственных структур; просмотрено массу публикаций религиоведческого, литературного и исторического характера и многое другое, что сегодня является частью этой книги.

Но кое-что, так и не вошло в эту книгу. Например, в ней нельзя до конца передать личные переживания тех, кто пострадал от Советской тоталитарной системы. Нельзя также передать и мелодичность песен (тексты которых есть в приложении), которые доводилось мне слышать в различных регионах Украины, в том числе и на Житомирщине (Малин).

Хотя об этом не стоит говорить сразу, но сбор информации, написания и выпуск этой книги был связан с рядом проблем. Прежде всего, как ни странно, самые большие препятствия оказали коммунистически и атеистически настроенные ученые (кстати, автор лично пострадал при обучении в ЖГУ им. И. Франко от представителей этой категории людей за выбор данной темы).

Также подготовка этой книги пришлась на период политической и экономической нестабильности в Украине событий октября-декабря 2004 года, что в результате привело к некоторым материальным затратам, задержкам по времени и ряду других непредвиденных проблем.

Некоторую сложность в исследовании истории Свидетелей Иеговы составляла территориальная разбросанность носителей информации, поскольку такие люди проживают более чем в 20 населенных пунктах в разных уголках области. Для изучения архивных документов, уточнения информации и консультаций с различными специалистами автору во время работы над книгой приходилось посетить также другие регионы государства (Винницкую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Киевскую, Ровенскую, Львовскую, Хмельницкую, Кировоградскую области и Крымскую АР) и даже другие страны. Автор также посетил административные центры Свидетелей Иеговы в Украине и России.

Следует также отметить, что объем собранного материала из общей истории Свидетелей Иеговы является весьма большим. И поскольку Житомирская область является первой среди многих исследуемых областей, то собранная информация будет включена в другие книги в виде отдельных разделов. Издание публикации "История Свидетелей Иеговы на Житомирщине" стало возможным благодаря сотрудничеству многих людей. В частности, автор выражает большую благодарность всем тем,

1. Кто согласился дать интервью (а таких более шести десятков). Большинство людей, которые дали интервью, упоминаются в этой книге. Для удобства их фамилии в разделах книги выделены курсивом.

2. Кто проявил гостеприимство, приняв автора во время его научных поездок в области, Украине и за рубежом. Благодарен также многим членам общины Свидетелей Иеговы, которые помогли автору информацией, фотографиями, материалами и документами.

3. Преподавателям ЖДУ и другим ученым за консультационно-научную помощь.

4. Фото на страницах 21, 22, 23, 31 предоставлены с почтительного разрешения Управленческого бюро Свидетелей Иеговы в Украине.

Книга "История Свидетелей Иеговы на Житомирщине" состоит из нескольких разделов, в которых автор стремился с разных сторон взглянуть на деятельность Свидетелей Иеговы и отношение к ним местных властных структур.

Отдельные разделы будут особенно интересны тем, кто знаком со структурой проведения собраний Свидетелей Иеговы, поскольку в них показывается постепенное формирование структуры сегодняшнего богослужения. Информацию этих разделов оживляют отрывки из интервью очевидцев того времени.

И хотя книга написана об истории Свидетелей Иеговы в Житомирской области, в тексте будут отмечены частые сравнения с другими областями.
Чтение книги советуем начать с ознакомления с терминами словаря, поскольку в тексте будет встречаться своеобразная терминология Свидетелей Иеговы.

В некоторых разделах представлены исторические, филологические и религиоведческие справки, которые дополняют или конкретизируют информацию, содержащуюся в книге. В конце содержится приложение, где частично или полностью представлены архивные документы и отчеты горисполкома. Все документы, найденные в ходе исследования, вводятся в научный оборот впервые. Для лучшего понимания читателем географического распространения веры Свидетелей, в конце книги содержатся карты Житомирщини.

Второе издание книги "История Свидетелей Иеговы на Житомирщине" отличается от первого тем, что в этом издании произошли определенные структурные изменения (словарь перенесен в приложения), были исправлены некоторые незначительные ошибки в тексте, значительно усовершенствовано качество фотографий, а в разделе "От автора" введены некоторые отзывы о первой публикации книги.

Однако, в этом издании нет раздела "Историко-литературный анализ религиозности в Украине", "Информации об авторе" и "Высказывания известных людей о Боге, Библии и религии". Большинство из этих изменений произошли по рекомендации рецензентов-ученых и существенно не влияют на содержание книги, а лишь помогают сосредоточить внимание на главной теме.

Информация книги была оценена людьми разной категории - от ученых до простых читателей (как Свидетелей Иеговы, так и не Свидетелей Иеговы). Приводим вам некоторые из их высказываний:

"В условиях становления в обществе свободы выбора, толерантности в конфессиональных вопросах работа К. Бережко имеет не только историко-познавательное значение, а является попыткой пересмотреть некоторые идеологические мифы, порожденные воинствующей атеистической пропагандой, доказать на конкретных примерах право каждого гражданина выбирать то или иное вероисповедание, удовлетворяя свои духовные и культурные потребности. В целом, вся работа производит впечатление добросовестно собранного, обработанного и скомпонованного по определенному принципу, материала. Поражает научное упорство исследователя - собраны и использованы довольно редкие документы "(П. В. Белоус, доктор филологических наук, профессор кафедры украинской литературы Житомирского государственного университета имени Ивана Франка, краевед).

"Исходная база по этой проблеме почти отсутствует, а исторические исследования ограничены. Заслугой автора является то, что ему удалось скомпоновать и аналитически проанализировать три вида источников: религиозные издания, публикации исторического характера и воспоминания членов религиозных общин" (А. С. Кузьмин, кандидат исторических наук, доцент Житомирского государственного университета имени Ивана Франка).

"Книга, действительно, замечательна. При жизни можно выдать около 5 книг и быть в соавторстве во многих публикациях, но чтобы издать книгу такого уровня, нужно еще много и настойчиво работать. Примеры, приведенные в книге, просто поражают. До сих пор я ничего не знал о конфессии Свидетелей Иеговы, но сейчас примеры их веры навсегда останутся в моей памяти "(Геннадий Махорин, преподаватель истории Житомирского государственного университета имени Ивана Франка).

 "Хорошо, что уже есть такая книга. При написании любых иследований по истории религии сразу сталкиваешься с главной проблемой - нехваткой литературы. К счастью, мы больше не встретимся с такой проблемой в исследовании истории Свидетелей Иеговы" (Анатолий Седляр, магистрант, представитель молодой когорты историков).

"Я никогда не думал, что у Свидетелей Иеговы могло быть нечто подобное. Книгу необходимо хорошо разрекламировать, чтобы люди знали о преследованиях Свидетелей" (Артем Александрович).

Достоверность информации в этой книге гарантировалась тем, что факты несколько раз проверялись и сравнивались с такой же информацией в других регионах области и страны. Во избежание неточностей были организованы консультации с людьми, которые считаются специалистами своего дела: историками, религиоведами, государственными служащими, бывшими работниками КГБ (Комитет государственной безопасности) и другими.

Кроме этого, были проведены беседы со священниками и пасторами других религий. В частности, были взяты интервью у епископа пятидесятнической церкви, председателя объединения ХВЕП Житомирской области М.М. Каминского.

При возможности показатели подтверждались данными из общей литературы и архивных документов. Информация, которая является сомнительной, в книге не публиковалась, или при этом делались оговорки. Но, учитывая то, что даже авторство архивных документов иногда установить сложно, ведь, как сообщили в органах власти, документы часто писали не те, кто под ними ставил свою подпись, то достоверность отдельных данных при этом гарантировать стопроцентно нельзя.

Поэтому просим откликнуться тех, кто знает факты, не упомянутые в этой книге, или имеет какие-то документальные материалы, связанные с историей Свидетелей Иеговы. Для этого, в конце этой книги, дается адрес для переписки с автором. При необходимости, автор готов сам приехать к обратившимся. Для этого нужно прислать письмо с объяснением характера информации и имеющегося материала. Все дополнения и уточнения будут включены в последующие публикации по этой теме.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество с такими людьми, ведь моя роль, как автора этой книги, является незначительной, по сравнению с тем, что довелось выдержать Свидетелям при их преследовании. Моя работа заключалась только в том, чтобы собрать и систематизировать всю известную информацию об истории общины Свидетелей Иеговы. Именно их примеры стойкости и выдержки и составляют ныне основное содержание этой книги. И именно они являются авторами книги "История Свидетелей Иеговы на Житомирщине".

Константин Бережко

Введение

«Много зелени, спокойствия, совершенно отдельных особняков ... Во всем, какая-то патриархальная тишина».

(Писала о г. Житомир Леся Украинка)

Исторически сложилось так, что Житомирщина, как административно-териториальная единица, сложилась сравнительно недавно. Она объединяет в себе различные природные и историко-этнографические районы, которые в экономическом, политическом и культурном плане тянулись друг к другу, хотя и входили в различные административно-территориальные образования.

Житомирськая область - одна из областей Украины, которая была образована 22 сентября 1937 года. При царской России область была в составе Волынской (3 уезда) и Киевской (2 уезда) губернии [5].

Политически и географически Житомирщина была символическим рубежом между Восточной и Западной Украиной. Территория области составляет 29,9 тыс. км2, население - 1359, 8 тыс. чел. (На 1 января 2004г.)
Крупнейшие реки в области - Тетерев (протяженность в пределах области - 247 км.), Случь (194), Уборть (174), Уж (162) и Ирша (136).

По состоянию на 1 января 2004 область имела 23 сельских района, 5 городов областного, 6 - районного значения, 43 поселка городского типа, 1625 сельских населенных пунктов [14: 5, 15: 13].

 Удельный вес области в экономической жизни Украины за 2003 год является значительной в таких видах промышленной продукции, как чулочно-носочные изделия (18,2%), ткани льняные (52,9%), обувь (25,3%) и фарфорофаянсовая посуда (43,5%). Последний вид промышленной продукции больше всего производится в г. Коростене и пгт. Барановке.

История областного центра, Житомира, началась 1120 лет назад. По легенде, около 884 года любимый дружинник и советник князей Аскольда и Дира, Житомир не захотел подчиниться воинственным росам, которые привел в Киев князь Олег. Вместе со своими воинами рыцарь отошел в древлянскую землю, чтобы затеряться среди лесов и независимо зажить между свободным и никому не подчиненным народом.

Подлинность этой легенды, по мнению историка-археолога И.И. Ярмошика, доказывает существование сходных названий в украинской топонимике. Украинский ученый А. Купчинский, рассматривая населенные пункты с названиниями с компонентом "-мир/мер", утверждает, что подобные были характерны для древних градов, которые определяли политическую и общественно-экономическую жизнь определенного округа в раннее славянское время. Среди них также Житомир и ряд городов нашего края: Коростень, Здвижень (ныне Брусилов), Ярополча (ныне село Яроповичи Андрушевского района).

Из населенных пунктов, близких по названию к Житомиру, можно упомянуть села Житомля, Житонеж в Белоруссии, городок Житомиться в Сербии [46: 14]. Однако центром древлянской земли был не Житомир, а Искоростень (Коростень). И только после мести Ольги за смерть Игоря древлянам, этот город перестал играть столь значительную роль, поскольку, по легенде, Искоростень был сожжен. Центром становится Вручий, сегодня г. Овруч.

Позже, эта земля дала жизнь выдающимся деятелям украинской истории, о которых мы до недавнего времени почти ничего не знали. Среди них И. Выговський, Ю. Немирич, И. Самойлович, И. Огиенко, И. Фещенко-Чоповский, А. Шумский, О. Ольжич и другие.

Именно отсюда, с Житомирщины, приехали в Киевский университет трое приятелей - Т. Рыльский, К. Михальчук и В. Антонович, которые затем составили ядро так называемых хлопоманов и заложили в Киеве известный культурно-просветительский кружок «Громада». Отсюда понес свои украинские темы и сюжеты в русскую литературу и житомирский уроженец Владимир Короленко.

Краеведческая справка: В то время, как и сейчас, особенно славилось легендами самое поэтичное место в Житомире - каменная долина реки Тетерев, которая называлась в свое время Завал. Здесь стоит знаменитая Голова Чацкого (Чацкий, рассказывали в народе, был казацким полковником. Он убегал от врагов через каменный природный мост - река текла здесь в тоннеле. Мост уже обвалился - это и Завал, - и конь Чацкого пропасти не перепрыгнул). На Голове Чацкого, рассказывают, паны любили устраивать дуэли - раненый падал в пропасть [23: 114-122].

В 1867 году, в Житомире поселяется Иван Билык (Рудченко). И именно сюда его брат Панас отсылает первую редакцию знаменитого впоследствии романа «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Иван Билык становится соавтором этого произведения. Наконец, именно для творческого контакта с братом, летом 1870 года Житомир посещает и Панас Мирный.

Наконец, в 1868 году в Новоград-Волынский переезжают Косачи, семья Леси Украинки. Впоследствии они посещают и столицу края. Впечатления поэтессы о г. Житомир приведены в эпиграфе к разделу.

Но патриархальная тишина Житомирщины, о которой пишет Леся Украинка, отпугнула от себя Михаила Коцюбинского - большой новеллист здесь прижиться не смог. На это были свои субъективные и объективные причины: тоска по жене, которая жила в Чернигове, недовольство работой газетчика, неустроенность собственной жизни. Но здесь Коцюбинский познакомился «с самим цветом интеллигенции, - как сам писал, - с самыми умными».

А Житомир в это время становился важным культурным центром. В 1902 году, здесь создано «Общество исследователей Волыни». В 1914-1917 годах здесь учительствует А. Довженко. До революции сюда приезжают семьи Кочерги и Хомичевских. Драматический талант И. Кочерги формируется именно в Житомире, так же, как и уникальный переводческий талант Бориса Тена (Хомичевского). Частыми гостями города в то время были М. Рыльский и М. Зеров.

 В политическом плане, Житомирская область никогда не оставалась в стороне от политических событий, ведь граничит с Киевской областью, где находится столица Украины. Только в бурном 1917 г. и в годы гражданской войны, этот край был в эпицентре борьбы разных политических сил [35: 69].

Здесь действовали несколько правительств различных государств и политических сил. Так, правительство национально-украинских сил - Директория, отступая из Киева находилась в Житомире и Коростене, где провозгласила ряд важных декретов [18: 106]; с Житомирщиной связан второй зимний поход армии Ю. Тютюнника. В середине ХХ столетия в Олевском районе даже находился центр Украинской Повстанческой Армии Тараса Бульбы-Боровца; город Житомир можно найти на любой карте военных действий Второй Мировой Войны и т.д.

Активно действовала на территории области также и командно-административная система своими карательно-репрессивными методами. Сегодня ужасные результаты деятельности этой системы становятся все более известными.

Так, на конференции, посвященной 50-летию высылки Свидетелей в Сибирь (Россия), председатель Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий А. Яковлев, рассказывая о "системе правосудия", отметил:

"Недавно попали мне в руки документы, свидетельствующие, что убивали не только "тройки" и Особый отдел. Приговаривали к расстрелу единолично. Например, один из "начальников" НКВД в Житомирской области подписал приговор сам, то есть не приговор подписал, а распорядился расстрелять до 4 тысяч человек. Один, никого не спрашивая, не посоветовавшись ни с Киевом, ни с Москвой. И последующие его доклады были, конечно, приняты и одобрены" [59: 198].

Ситуация относительно политических репрессий не изменилась даже в "хрущевскую оттепель". Об этом говорят хотя бы причины осуждения послесталинского периода по статье 5810 ("антисоветская агитация и пропаганда") в Житомирской области: составление стихов антисоветского содержания, хранения литературы националистического характера (священник Андрущак, Житомирская область), разговор о малообеспечености родителей и бедности колхозов (учитель Колесников, Житомирский район), беседы о притеснениях евреев в СССР (Король, г. Коростышев), попытки выехать в Израиль (Рихтер; Нугер, г. Житомир), распространение карикатур антисоветского характера (Червенко, г. Бердичев), прослушивание программ зарубежного радио и ведение бесед антисоветского характера (учитель Залет, г. Житомир) [47].

Итак, как свидетельствуют вышеуказанные факты, преступлением против "социалистического устройства" считались не только антисоветские действия, - основанием для ареста были критические слова или просто инакомыслие. Такая позиция привела к тому, что даже сегодня численность сторонников коммунистического строя в области велика. Насколько сильным осталось влияние коммунистических идей на сознание простых людей, говорит тот факт, что, по данным последних лет на Житомирщине насчитывается 181 памятник Ленину (памятник Ленину сегодня стоит и на центральной площади г. Житомира) [18: 139].

Однако особый интерес представляют религиозные преследования. Именно на их примере можно увидеть настоящую нетерпимость к инакомыслию и антигуманную суть советской тоталитарной системы. Члены религиозных общин никогда не представляли серьезной угрозы существующему строю, не поднимали вооруженных восстаний, открыто не критиковали коммунизм и никогда не высказывали угроз в адрес руководителей государства. Но религиозных деятелей преследовали наравне с политическими, а некоторые методы давления на верующих были даже жестче.

На Житомирщине, согласно статистике Государственного архива Житомирской области (ГАЖО) за 1977г. [114], существовали такие религии (подано также и количество их общин; знаменателем - количество зарегистрированых, а числителем - незарегистрированных общин): Русская православная церковь (165); католическая церковь (7); старообрядческая, в частности беспоповцы (5); иудейская религия (3 / 3 и одно культовое сооружение названое в документе "святым местом"); евангельские христиане-баптисты (45/11), в том числе сторонники Совета церквей (- / 7); пятидесятники (3 / 29); адвентисты седьмого дня (3 / 1) и "Истинно-православная церковь, истинно-православные христиане" (- / 3). Всего в области официально насчитывалось 231 зарегистрированных общин и 47 незарегистрированных, а также одно культовое сооружение.

Были также конфессии, которые существовали вне этого списка, это, в частности, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Свидетели Иеговы. Количество общин этих конфессий, как и количество религиозных течений, со временем менялось. Но устойчивым во времени оставалось лишь отношение к ним со стороны официальной власти.

Уже со второй половины 20-х годов массово закрывались православные церкви и католические костелы, синагоги, их помещения переделывали под склады, клубы. Церковные колокола шли на нужды индустриализации [98: 75]: «Звонить в колокола хватит! Даешь металл заводам!»

Пик антирелигиозной борьбы пришелся на первые месяцы 1930 г. - самый драматичный период массовой насильственной коллективизации [16: 45]. Антирелигиозная пропаганда усиливалась накануне больших церковных праздников. Газета "Советская Волынь" в апреле 1929 г. писала, что трудящиеся евреи Черняхова и Житомира постановили: «праздновать только майские дни, а в дни религиозных праздников работать. Мацу не печь. От присланной из Америки мацы отказаться. Пусть американская буржуазия подавится своей мацой ... Пусть заберут контрреволюционую свою мацу. Мы ее в руки не возьмем», - заявили работники из предприятий Житомира «Красный сапожник», «Красный Профинтерн» и др.. [98: 75]

По советским официальным данным, только в 1927 году в СССР «по требованию людей» закрыли 134 молитвенных дома, а в 1928 г. - 542.

Не отставала в этом революционном деле и Житомирщина. Исследователь истории Волыни Петр Натыкач в своей статье "Волынь в начале тоталитарной эпохи" [98: 75] отмечает, что особенно активно велась борьба против папы римского Пия XI, который заявил, что в СССР притесняют религию. Ответом на эти слова стал призыв активнее разворачивать «штурм религии», «ударить по крестовому походу усиленной коллективизацией» и т. п. Срочно в Житомире организовали митинг-протест трудящихся в виде карнавала-инсценировки. Кульминацией митинга стало действо: красный отряд расстреливает чучело римского папы. Студенты и лекторы Житомирского ИНО (теперь Житомирский государственный университет) на митинге послали «проклятие святителям, питаемым человеческой кровью и потом».

Эпоха атеизма знала и более действенные методы воздействия на верующих в жизни церковной общины. В мае 1922 года советскими властями была совершено надругательство над православным храмом. С Забродской церкви, как и других храмов, властью осуществлялось изъятие церковных ценностей "в помощь голодающим" [8: 24].

Согласно инструкции об изъятии церковных ценностей, не требовалось конфисковывать церковные медные изделия. Но некоторые односельчане выдали даже больше, чем нужно. А советские руководители, в свою очередь, были рады "перевыполнить" план и забрать из церкви еще и медные монеты.

В 1922 году изъятие церковных ценностей советской властью произошло также и в Преображенском соборе в г. Житомире. В октябре 1931 года было решено организовать в соборе музей. Однако обещанного музея не организовали, а вместо этого в соборе сначала сделали склад, а затем Житомирский исторический архив № 2 [32: 40, 41].

В Государственном архиве Житомирской области (ГАЖО) сохранились и другие данные, о таких методах действия советской власти по отношению к церквям православия. В частности, в письме к Куроедова, председателю по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, сообщалось о том, что в одном из сел Житомирской области (Попильнянского район) «закрытая церковь использовалась колхозом в качестве склада для хранения зерна» [116], чем подтверждается факт принудительной и незаконной конфискации культовых сооружений православия.

Часто культовые сооружения отдавали под школы. Это делалось для того, чтобы замаскировать истинные антирелигиозные мотивы под "высокими благородными целями" [116]. Также (как метод устрашения) несколько священников на Житомирщине были репрессированы [1: 34].

Позже, когда давление на РПЦ более-менее ослабло, КГБ и городские власти все же продолжали контролировать внутренние религиозные дела распоряжениями о различных ограничениях на формы ведения богослужения, например, запрет в Коростишиве на Пасху "по-дворовых обходов по сбору средств с молитвами и т.д. "[115].

Как видим, давление на православие, безусловно, оказывалось - конфисковались церкви, контролировалось богослужения и тому подобное. Но позднее, при улучшении взаимоотношений православия и советской власти, в Житомирской области были и примеры сотрудничества, особенно в признании идеологии партии.

Неоднозначным было отношение власти к Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В начале 20-х годов, когда главный удар направляли против Русской православной церкви, государственные органы довольно спокойно смотрели на рост Украинской автокефальной церкви, критикуя ее наравне с другими конфессиями.

В одной из заметок газета "Советская Волынь" [98: 77] констатирует наличие в селе Студеница двух религиозных общин: старославянской и автокефальной-украинской. А некоторое время протоиереем УАПЦ был уроженец Житомирщины, поэт и переводчик Николай Хомичевский (Борис Тен).

Примирившись с Русской православной церковью, советские органы особое внимание обращают на украинскую автокефалию как выразительницу национальных интересов украинства. УАПЦ сразу стала найконтрреволюционнишей среди контрреволюционных церквей [44: 133].

Так, жители с. Дертка (Дзержинский район), по сообщению одной из советских газет, закрыли в своей деревне «гнездо контрреволюции - автокефальную церковь, а церковные помещения будут использоваться для культурно-массовой работы».

Власти резко осудили проведение в Софийском соборе Киева панихиды по поводу годовщины убийства Петлюры. Однако «Советская Волынь» детально описывает удивительный собор 28-29 января 1930 г. в Киеве, который «самоликвидировал автокефальную церковь», т.е. фактически запретил ее: «Церковь стала символом петлюровской самостоятельности, а ее руководители стали на путь националистически-политических контрреволюционных антисоветских действий через церковь», - писали под диктовку идеологов ГПУ участники собора [98: 78].

Не обошли вниманием и баптистов. Так, ГПУ в 1929 г., как сообщала газета "Советская Волынь", разоблачило «шпионскую сеть среди баптистских общин Украины, во главе которой стоял организатор одной из баптистских общин Волыни Шевчук» [98: 77]. У баптистов, как и у православных, также отбирали здания для проведения их богослужения.

Когда улица Лютеранская с атеистической целью была переименована и получила имя известного украинского писателя Михаила Коцюбинского, который некоторое время жил и работал в Житомире, тогда же лютеранская кирха (во второй половине 1930-х годов) была превращена в спортивный зал "Динамо" (клуб работников органов внутренних дел - ЧК и НКВД) [33: 20]. После войны кирха не возобновила свою деятельность по назначению и здесь продолжал находится спортклуб "Динамо". Для администрации клуба с восточного (заднего) фасада церкви пристроили трехэтажную коробку, разрушив апсиду с алтарем. В таком виде церковь просуществовала до начала 1990-х годов.

Зафиксированы в области и случаи ареста баптистов за отказ служить в армии [117]. Лишь в конце 1980-х годов, во времена так называемой "перестройки", эти притеснения постепенно исчезли, и отношение власти к церкви изменилось. В  качестве моральной компенсации за причиненный ущерб со стороны тоталитарного режима, власти пытались идти навстречу церкви ЕХБ в вопросе возвращения вышеупомянутого культового сооружения.

Однако не все общины баптистов стойко придерживались своих убеждений. Некоторые из них пошли на сотрудничество с властями и согласились выполнять ее определенные распоряжения, которые для многих верующих - противоречили их пониманию веры. Поэтому, с первых дней существования конфессии, она была разделенной изнутри [114: 2].

Так, в 1920 году, в списках культовых объектов Житомира видим среди других немецкую группу баптистов (ул. Победы, 34), церкви христиан-баптистов (Котовского, 10), и Евангелическо-лютеранскую на Лютеранской улице [33: 21]. Даже до сих пор, судя по "Данным о количестве религиозных организаций" за 2004 год в Житомирской области, существует несколько конфессий баптистов. Среди них ЕХБ - 99 общин и ЕХБ (автономные) - 19 (см. также таблицу № 2).

Определенное давление со стороны советской власти ощущался и на пятидесятническую церковь. Коммунистическое руководство вообще отказывалось регистрировать эту общину. Зато, предлагало членам религии объединиться или с православием, или с баптисткой церковью. Епископ пятидесятнической церкви, глава объединения ХВЕП Житомирськой области, Николай Мартьянович Каминский, в частной беседе с автором отметил, что в 1948 году власти арестовали представителей общины за их ходатайство о регистрации конфессии, поэтому позже большинство пятидесятников вошли в состав баптисткой церкви на правах "местной автономии" (руководили на местах в зависимости от того, кого было больше, - пятидесятников или баптистов).

Различным преследованиям своей веры на Житомирщине подвергались и другие религиозные общины или их отдельные представители. Например, адвентисты седьмого дня, старообрядцы, евреи и "Истинно-православная церковь".
Итак, история религиозных преследований в Украине и на Житомирщине еще раз показывает нам, что 35 статья Конституции Украины состоялась во многом, благодаря стойкости простых верующих, которые своей твердостью заставили власть постепенно пойти на уступки. Религиозная толерантность, как и право на свободу совести, прошла большой и тернистый путь, пока стала одной из важных гарантий демократичности нашего общества.

 Немалый вклад в установление свободы вероисповедания как в стране, так и в регионе, внесла община Свидетелей Иеговы. В исторических и религиоведческих учебниках украинских авторов о преследовании Свидетелей Иеговы ничего не сказано или упоминается лишь несколькими словами [29, 21]. Но их история является частью религиозной истории Украины, поэтому заслуживает более обстоятельного изучения.

И вообще, если говорить об историографии этой темы, то одной из главных проблем исследования является нехватка объективной литературы и архивных источников, которые бы непредвзято описывали деятельность Свидетелей Иеговы на территории области. Случалось даже так, что информация в отдельных источниках,  что указывалась в библиографии, просто отсутствовала (например, утеряны документы в описи и вырваны страницы в изданиях прессы).

Изучение краеведческой библиографии в Житомирской области, показало, что о Свидетелях Иеговы не написано ни одной научной работы. К сожалению, местными краеведами достаточно мало изучено историю религиозных преследований советского периода. Известны лишь отдельные научные работы в публикациях житомирского научно-краеведческого общества исследователей Волыни (которое является достаточно известным за свои многочисленные исследования по истории края). Мы уверены в том, что ситуация в будущем изменится и местные краеведы обратят большее внимание на эту область исследований.

Однако нельзя сказать, что Свидетелям Иеговы в советское время было посвящено мало публикаций, даже наоборот, - довольно много. Клебанов в своей атеистической статье [93] об этом говорит так: «За десять лет (1956-1965 гг.) в научной, научно-популярной литературе было опубликовано около 200 отдельных работ и журнальных статей по современным «сектантским» вероисповеданиям. На литературу об иеговистах пришлось 17 процентов, ... 33 работы...».

Но, несмотря на такой объем литературы, в таких публикациях ощущается крайняя нехватка объективности и беспристрастности. Причина этого достаточно проста - направленность такого содержания зависела не от ученых, а от политиков. А коммунистическая партия, к которой принадлежали эти политики, провозгласили советскую страну "антиимпериалистической". Это означало для Свидетелей Иеговы только одно - жесткая и незатухающие критика в их адрес, поскольку, во-первых, их центр находился в Бруклине (США), а во-вторых, эти люди отказывались критиковать в своем богослужении "империалистические западные страны" и одновременно хвалить коммунистические идеи, как это делали, например, другие традиционные религии [111].

Однако отметим, что в последнее десятилетие были сделаны и достаточно объективные и беспристрастные исследования. Активно в этой сфере работали российские религиоведы Гордиенко ("Российские Свидетели Иеговы: история и современность" [50]) и Иваненко ("О людях, никогда не расстающихся с Библия" [53], "Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация" [54]), российский историк Одинцов ("Совет министров СССР постановляет: «выселить навечно»" [58]), казахстанский религиовед Артемьев ("Свидетели Иеговы Казахстана и Средней Азии: историко-религиеведеческий анализ" [48]), украинский ученый и свидетель описанных им событий Олег Голько ("Свидетели Иеговы - Сибирский маршрут" [49]) и много других ученых из других стран. Также был опубликован ряд статей в научных журналах религиоведческого и философского характера.

Следует отметить, что довольно много в изучении своей истории сделало и Общество "Сторожевой Башни". Им был опубликован "Ежегодник Свидетелей Иеговы за 2002 год" [82], где содержался раздел об истории становления и развития Общества в Украине в форме хронологического рассказа, интервью и жизненных описаний. Кроме этого, некоторые факты из истории общины в Украине публиковались в ряде статей журнала "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь".

Все вышеупомянутые публикации по-разному описывают деятельность Свидетелей Иеговы. В некоторых дается религиоведческая характеристика деятельности общины, в других, собраны архивные документы и рассказы из жизни Свидетелей. Наша же книга является первым историческим исследованием регионального характера. Частично информация из этой книги уже публиковалась автором в некоторых журналах и сборниках [136]. Однако целесообразно собрать все исследования по истории Свидетелей Иеговы в одно полное собрание.

В отличие от других исследований, в частности российских религиоведов, наше исследование не имеет никаких философских и религиоведческих объяснений учения Свидетелей Иеговы. Книга "История Свидетелей Иеговы на Житомирщине" не религиозный, а исторический труд. Все короткие пояснения, которые будут зафиксированы в книге, сделаны с целью, лучшего понимания позиции Свидетелей. Но, прежде чем узнать, как действовала эта община на территории области, кратко познакомимся с историей Свидетелей Иеговы в Украине.


Краткий обзор истории Свидетелей Иеговы в Украине. Существующие мифы об их деятельности

"Свидетели Иеговы находились в одном из самых тяжелых положений в Украине и в Союзе в целом"

(В. Д. Бондаренко, председатель Государственного комитета Украины по делам религий).

В течение конца ХV - первой половины XVII в. продолжалось расширениение экономических, культурных и религиозных связей украинских земель с зарубежными странами. Западные экономические и духовные влияния готовили почву для появления первых протестантских ячеек в украинских землях. Основой для их появления стали в основном нереформированное православие и униатство [7: 257].

Как известно, протестантизм нес с собой веротерпимость, богослужения на родном языке и образованность. А возник он как реакция на то, что церковь становилась крупным феодалом (обладательницей многих земель), как причина потери церковью авторитета среди своих прихожан - за падение нравственности в монастырях. Впоследствии протестантизм развивался очень быстро.

Всего для этого движения характерны 2 признака: 1) долгое время протестантизм подвергался притеснениям со стороны традиционного христианства и власти, 2) представители нетрадиционных религий несли с собой европейское образование и веротерпимость, которой так не хватало в нашем обществе.

Представителями этого движения в Украине, в зависимости от времени появления, были такие течения: Чешские братья, гусизм, лютеранство, Кальвинизм, социанство, гутерство, меннонитство, пиетизм, штундизм, баптизм, Евангельское христианство, адвентизм, пятидесятничество, Свидетели Иеговы и т.д. [7: 256-272].

Свидетели Иеговы, по сравнению с другими конфессиями, является достаточно молодой религией. Но за короткий период своего существования они и его сторонники, как свидетельствует история, становились центром внимания не только политических и религиозных событий внутри какой-то одной державы, но и в центре внимания европейской и мировой общественности [142].

Современная история Свидетелей Иеговы начала свой отсчет более ста лет назад. В начале 1870-х годов в штате Пенсильвания (США), в Аллегейни (теперь это часть города Питтсбурга), возникла довольно невзрачная группа исследователей Библии, которые себя так и называли - "Исследователи Библии". Ее главным инициатором был Чарлз Тейз Рассел.

В июле 1879 года увидел свет первый номер журнала «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа». До 1880 года эта небольшая группа исследователей Библии разрослась до десятка собраний в соседних штатах. В 1881 году было создано Трактатное общество «Сионская Сторожевая Башня", в 1884 году оно было зарегистрировано, и его президентом стал Рассел [78: 6]. Позже название Общества было изменено на общество «Сторожевой башни» Библий и трактатов.

С этого времени началась проповедническая работа; многие свидетельствовали от дома к дому, предлагая библейскую литературу. В 1888 году пятьдесят человек выполняло эту работу полновременно (пионерами), а теперь такими являются в среднем около 700 000 во всём мире.

К 1909 году, деятельность приобрела международный характер, и центр Общества был перенесен в Бруклин (Нью-Йорк). Проповеди начали публиковаться в газетах. К 1913 году 3000 газет Соединенных Штатов Америки, Канады и Европы печатали их на четырёх языках. Книги, брошюры и буклеты распространялись сотнями миллионов.

Исследователи Библии, как когда назывались Свидетели Иеговы, действовали в Украине более века назад [19: 407]. Во время своей первой зарубежной поездки 1891 года, Ч.Т. Рассел, президент Общества, посетил немало стран в Европе и на Ближнем Востоке. По пути в Стамбул (Турция) он остановился в Одессе. Позже, в 1911 году, он произносил ряд библейских лекций в больших европейских городах, в том числе во Львове.

Рассел поездом прибыл во Львов, где для его речей, запланированных на 24 марта, уже был арендован большой зал в Народном Доме. В зале, переполненном людьми, как днем, так и вечером присутствовали также противники. Местная газета "Век Новы" (польск.) сообщала: "Как только переводчик [Рассела] перевел первые слова, сионисты подняли шум и крик, начали свистеть и не позволили миссионеру говорить. Пастор Рассел сошел со сцены ... Такая же демонстрация, но большего размаха повторилась в 8 часов вечера" [82: 121]. Таковы были первые попытки.

Про организацию первых общин Свидетелей в Украине в книге "История христианства", указано: "Первыми Свидетелями Иеговы в Украине стали украинцы-реэмигранты из США. Общины начали образовываться в 1922-1925 гг, в основном в Галиции...".

Организационной структурой Свидетелей Иеговы было Краевое бюро. Религиовед и ученый, Сергей Головащенко, отмечает, что помимо Краевого бюро, существовали группы, которые не подчинялись Бруклину (Общество исследователей Священного Писания, Свободные исследователи Священного Писания, Общество сторонников движения Епифании, Общество сторонников Христа, Комитет обороны верного слуги). "Однако эти группы, - как отмечает далее Головащенко, - были незначительными и, впоследствии, почти полностью вошли в Общество Свидетелей Иеговы. Это позволило ему, несмотря нелегальный статус, организовать в Западной Украине прочную сеть общин, вести масштабную пропаганду и миссионерскую деятельность"[7: 271].

Но, кроме эмигрантов и присоединенных членов других группировок, распространение нового вероучения происходило путем миссионерской деятельности, которую осуществлял и контролировал польский филиал Бруклинского центра Свидетелей Иеговы.

А относительно первых массовых собраний или конгрессов, то в мае 1926 года на Закарпатье в с. Великие Лучки состоялся первый конгресс Исследователей Библии. Присутствовало 150 человек. Вскоре конгрессы прошли в других местах на Закарпатье. В 1928 году состоялся первый конгресс во Львове. Впоследствии конгрессы были проведены в Галиции, на Волыни и Закарпатье.

В то время территория Волыни и Галиция была в составе Польши. И, поскольку программа конгрессов этих людей и их проповедь имела антиклерикальную направленность и главным образом касалась Ватикана, папства, католической иерархии, союза определенной части клира с фашизмом и нацизмом, то такая деятельность Свидетелей Иеговы не могла не вызвать яростное сопротивление, прежде всего, у католического духовенства [19: 408]. Их критика католической церкви, отказ от некоторых гражданских обязанностей стали причиной государственного запрета их деятельности в Польше накануне Второй мировой войны.

В конце 1930-х годов границы многих стран Восточной Европы ощутимо изменились. Фашистская Германия и Советский Союз расширяли сферу своего влияния, чтобы присоединить слабые страны. За отказ от военной службы в рядах фашистской армии и неучастие в политических акциях (приветствие фюрера, вывешивание флага т.д.) десятки тысяч Свидетелей Иеговы, как в самой Германии, так и в других странах было репрессировано.

Несмотря на ​​то, что сам Гитлер родился в католической семье, он очень рано отрекся как от религии в целом, так и христианства в частности. Позднее свое негативное отношение к христианству он изложил в специальных тезисах (см. историческую справку). Под его ведомством было создано гестапо и одно из управлений гестапо - "церковная референтура". Задача этого и других отделов, которые следили за религиозными группами на территории фашистских государств, заключалась в уничтожении прочных традиционных церковных структур, тотальный контроль за религиозной жизнью в обществе, негласное наблюдение за конфессиями, введение агентуры в конфессиональные структуры и вербовка агентуры из окружения религиозных руководителей [58: 12].


Историческая справка: В Энциклопедии Третьего рейха (М.: Локид, 1996. С. 404) специальные положения о христианстве Гитлера изложены следующим образом: "1. Христианство - это религия, которая защищает слабых и униженных. 2. По своему происхождению эта религия - еврейская, заставлявшая людей "гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чужого Бога". 3. Христианство зародилось 2000 лет тому назад среди больных, истощенных и отчаявшихся людей, которые утратили веру в жизнь. 4. Христианские догматы прощения греха, воскресения и спасения являются откровенной чушью. 5. Христианское сострадание - опасная ненемецкая идея. 6. Христианская любовь к ближнему является глупостью, поскольку любовь парализует человека. 7. Христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих ".



В начале 30-х годов Свидетелей Иеговы на территории Третьего рейха насчитывалось около 20 тысяч. Все они объявлялись врагами нации, государства и общества, а вероучения этой религиозной организации - "опасным для немецкой расы" [58: 13, 12].

В октябре 1933 года Свидетели Иеговы со всего мира направили письмо протеста и телеграммы Адольфу Гитлеру, в которых требовали: "Прекратите преследовать Свидетелей Иеговы, иначе Бог уничтожит вас и вашу партию". Гитлер очень разозлился и пронзительно кричал: "Я уничтожу это отродье в Германии!" [143].

В годы нацизма многие тысячи верующих оказались в концентрационных лагерях, вынуждены были скрываться или эмигрировать из страны. В концлагерях Свидетели Иеговы были выделены в особую категорию заключенных, на их лагерной одежде был нашит лиловый треугольник. Заключенные с лиловым треугольником могли выйти на свободу, если подписывали документ об отречении от своей веры. Но на это шли единицы.

С 1933 до 1945 года в Германии почти 10 тысяч Свидетелей Иеговы стали жертвами нацизма, 6 тысяч из них были заключены в концлагеря и 2 тысячи там погибли. Более 250 человек были казнены, за отказ служить в армии.


Комментарий историка:
Делая вывод о том времени, историк Ганс Гессен отмечает: "Первое, чему мы можем научиться из того, как относились Свидетели Иеговы к Третьему рейху, это то, что маленькая группа людей в Германии, полагаясь на свою веру и крепкое единство, смогла, хотя и дорогой ценой, устоять перед влиянием тоталитарного нацистского режима... Второе - мы, [следующее] поколения, должны чувствовать ответственность... добиться того, чтобы людям никогда больше не приходилось умирать ради сохранения чистоты своей совести ".


В марте 1939 года, Венгрия при поддержке фашистской Германии оккупировала Закарпатье. На деятельность Свидетелей Иеговы наложили запрет, и все Залы Царства были закрыты. Власть грубо обращалась с верующими и многих бросили в тюрьму.

В ежегоднике Свидетелей Иеговы отмечено: "во время немецкой оккупации духовенство начало подстрекать людей против Свидетелей Иеговы. В Галиции поднялась волна жестокого преследования. В домах Свидетелей Иеговы выбивали окна, верующих жестоко избивали. Однажды зимой Свидетелей заставили стоять несколько часов в холодной воде, потому что они отказывались делать на себе крестное знамение. Несколько женщин получили 50 ударов палкой" [82: 143].

Период войны 1941-1945 годы - период активного роста Свидетелей Иеговы в Западной Украине. Например, сравнивая данные довоенного и послевоенного периода, количество членов этой религиозной организации на территории Западной Украины увеличилось более чем в 5 раз. Именно в грозные годы Второй мировой войны массово возникают группы Свидетелей Иеговы на Волыни, Львовщине, Прикарпатье и в Закарпатье.

Украинская религиозная история послевоенных времен является достаточно интересной и неоднородной. Наряду с политическими и религиозными диссидентами, которых было не так уж много, тоталитарный сталинский и послесталинский режим объявил войну целым конфессиям и жестоко преследовал их.

Таким образом, в 1946 году была упразднена и запрещена Украинская Греко-Католическая Церковь. Немало страданий от режима понесли протестантские (баптисты, адвентисты, пятидесятники) и этнонациональные конфессии (иудеи, мусульмане, караимы и т.д.). Римско-католическая церковь, хотя и не был запрещена, но ее организационная структура фактически была уничтожена в СССР [49: 8].

Свидетели Иеговы были также запрещенной конфессией в Советском Союзе. Это произошло потому, что члены этой общины держались позиции полного нейтралитета - они не принимали участия в политических выборах, не шли в армию, не вступали в комсомольские организации, не регистрировались на местах и ​​тому подобное. Такие действия оценивались советской властью как "противозаконные" и "социально опасные", поэтому Свидетели Иеговы стали объектом особенно сильного давления.

"Преследование этой общины в СССР, - отмечает профессор, доктор философских наук П. Яроцкий, - отмечаются особенностями, отличными от преследований других конфессий. Свидетели Иеговы были наименьшей по количеству религиозной организацией. До 1951 года, когда произошла их массовая высылка в Сибирь, в Украине насчитывалось около 15 тысяч Свидетелей Иеговы" [49: 8]. Но что же произошло в 1951 году?

Восьмого апреля 1951 года, по плану Абакумова, под названием "Север", и согласованию Сталина, 6140 человек из Украины необходимо было выслать на восток - в Томск, Архангельск, Иркутск и другие области Севера и Сибири. При этом разрешалось брать лишь ограниченное количество вещей, а все имущество нужно было оставить на местах, ведь в постановлениях было указано: "Все остальное имущество конфисковать и передать представителям местных органов власти" [106; 144 -147].

Выселения можно было избежать только при одном условии - полного отречения от веры. Согласились лишь единицы.

А условия выселения, по словам очевидцев, были ужасными. Особенно страдали новорожденные, поскольку коровьего молока детям конвой не давал. Порой у матерей от голода и пережитого страха пропадало молоко, и малыши сосали пустую грудь. Дети плакали от голода и болезней, в вагонах не хватало даже воды [49: 23].

Хотя про условия выселения, в документе было указано несколько иное: "обязать Министерство путей сообщения (т. Бещева) выделить по заявке Министерства внутренних дел СССР необходимое количество железнодорожных вагонов, оборудованных для людских перевозок (курсив автора - Б.К.) в зимних условиях и обеспечить продвижение эшелонов с выселяемыми к месту назначения на правах воинских .... выделить Министерству внутренних дел СССР средства на оплату расходов по питанию и медицинскому обслуживанию выселяемых в пути их следования" [106].

Но как рассказывают сами выселенцы, все было по-другому: "В вагоне был коровий навоз, видимо, везли куда-то скот, когда пришел срочный приказ найти вагоны. Тогда коров вывели на волю, а в те грязные вагоны загнали людей. Конвоиры, из-за на запаха, в вагоны не заходили, а мы, женщины, вычищали оттуда всю грязь, выгребали голыми руками. Не было ни капли воды, чтобы помыть стены и пол. В углу вагона осталось немного соломы, так мы ее спрятали от конвоиров, чтобы наши дети могли на чем-то спать, ее оставили для подстилки коровами в вагоне, а Свидетелям Иеговы "матрасы" были запрещены" [49: 29, 30].

На новом месте, в Сибири, следовало начинать все заново - строить дома, заводить хозяйство, организовывать собрания. Однако, как рассказывает Вера Чибизова (г. Ямполь, Винницкая область), которая была выселена из Молдовы вместе с родителями в 14-летнем возрасте, было даже так, что "братья делились хлебом с местным населением во время голода". Очень много чего делали Свидетели Иеговы для других, неверующих людей, хотя при этом сами продолжали жить в нечеловеческих условиях.

Любовь Даниловна Грохольская (г. Ямполь, Винницкая область) вспоминает, что нередко в одном доме жило 11 семей, в каждой из которых в среднем по три ребенка. Но власть на это не смотрела, и в судебной практике были известны частые случаи, когда арестовывали и сажали на достаточно большой срок и после того, как человек претерпел ссылку за свою веру [47; 36].

Оставшимся, было не легче. С установлением советской власти на территории Украины сразу начались репрессии против Свидетелей Иеговы: массовые аресты, групповые судебные процессы и т.д.. Причинами репрессий был отказ брать в руки оружие, служить в Красной Армии, принимать участие в голосовании. Все, что касалось войны и военных нужд, считалось, с позиций "совести, обученной словом Божьим", недопустимым к исполнению. Все это квалифицировалось тоталитарным большевистским государством (как и ранее тоталитарной нацистской) как "подрывная, антигосударственная деятельность" [19: 410].

Репрессии против Свидетелей Иеговы различались в зависимости от активности и влиятельности членов конфессии. Довольно много зависело и от территориального расположения, поскольку географически эта религия распределилась на территории Украины неравномерно. В первой половине ХХ века подавляющее большинство Свидетелей Иеговы находились на территории Западной Украины, поскольку именно сюда приезжали польские вестники и возвращались с заработков украинцы уже с новой верой [107].

Например, в Закарпатской области, судя по "докладной записке" начальнику управления КГБ (Комитет государственной безопасности) и другим должностным лицам, Свидетели Иеговы считались одной из наибольших "сектантских" групп в регионе.

В других частях страны - центральной, восточной и южной Украине количество групп и верующих не была такой большой. Хотя они всёже существовали и в понимании проповеднической работы продуктивно действовали.

Например, в областях, которые граничили с Киевской (и в самой столице), начиная со второй половины ХХ века, с отдельных групп образуются целые собрания (за ними был особый надзор, поскольку они были на границе со столицей и ее области). А с возвращением Свидетелей Иеговы из Сибири ими "заселяются" также и восточные области Украины.

И поскольку Свидетели Иеговы сразу после возвращения стали объектом преследования в регионах, то часто это приводило к переезду членов этой организации в другие области государства. В Донбассе, например, для работы в шахтах не требовалось прописки и паспорта, поэтому многие мужчины, возвращаясь из заключений, ехали именно туда.

Итак, как мы увидели, методы давления и форма наказаний имели также и региональные особенности. Гарантированно общим для всего СССР было масштабное преследование этой конфессии. Только принадлежность к организации Свидетелей Иеговы была достаточным основанием для заключения. Под причиной заключения в документах стояло только одно предложение - "член секты «Свидетели Иеговы»" [47: 179].

При этом верующих обвиняли в том, что, по словам самих верующих, они никогда не делали, - антисоветской и антигосударственной агитации. Чтобы засвидетельствовать это, часто на суде выступали фальшивые свидетели. Как правило, это были соседи или коллеги, которых запугали или подкупили органы госбезопасности. Нередко при этом приговаривали к расстрелу. А уже позже смертные приговоры заменяли на 25-летнее заключение в исправительно-трудовых лагерях.

Но заключения, как мы узнаем из последующих разделов книги, не было основным методом давления КГБ и местной администрации. Например, в конце 50-х годах был задействован особый способ. Организация Свидетелей Иеговы в СССР, центр которой почти постоянно находился в Украине, подвергается специфическому давлению, происходят постоянные расколы, оппозиционные группировки, сеются подозрения в "сотрудничестве с КГБ" тех или иных руководителей организации [19: 412].

Наконец, в конце 50-х годов на востоке СССР, через субъективность некоторых руководителей организации образовалась "оппозиция". То есть произошел долговременный раскол Общества, который фактически был ликвидирован в Мордовских лагерях.

Михаил Парлуй (г. Ямполь, Винницкая область), будучи узником Мордовских лагерей, рассказывает, что "оппозиция", которая была образована из-за недоверия трех областных надзирателей к Павлу Зятеку и польским курьерам (перевозчикам) литературы, временно отвела от центрального канала более чем 4 / 5 всех собраний. Подавляющее большинство собраний и групп даже не подозревали об этом.

Но после того, как почти всех ответственных мужчин (более 400) собрали в "первой" зоне Мордовского лагеря, ситуация наконец прояснилась. Свидетели Иеговы из "оппозиции", и прежде всего 2 областных надзирателя (третий, по словам Михаила, был сотрудником КГБ, поэтому в лагере не сидел) увидели, что Зятек также был заключен вместе с ними, поэтому логично, что он не может быть завербован КГБ.

"После этого, - рассказывает Михаил Парлуй, - братьев объединили в группы примерно по 50 человек. В таких группах нам рассказывали, какая в действительности должна быть теократия. И потом, возвращаясь домой, мы рассказывали это другим. Постепенно почти все собрания вернулись к каналу Иеговы".

Но следует отметить, что и сегодня на территории Украины существуют отдельные группы, которые считают себя "оппозиционными". Но это только поодинокие группы, которые не имеют большого влияния и находятся в оппозиции "ко всем и ко всему".

Период с 1960-х до 1990-х годов отмечался своими особенностями для этой общины. Были применены методы контроля, которые не позволяли Свидетелям действовать легально. Поэтому все это время, чтобы читать литературу и проводить свои богослужения, им приходилось скрываться в лесах и домах соверующих. Об этом подробнее пойдет речь в отдельных главах этой книги.

 Следовательно, Свидетели Иеговы, будучи небольшой религиозной группой, всегда были в центре внимания советской администрации и КГБ за их позицию нейтралитета, и как следствие - подвергались наибольшим репрессиям и преследованиям среди протестантских религий.

Так, только в 1951 году большую часть верующих было выселено в Сибирь без права возвращения. А на тех, кто остался и продолжал действовать, был наложен штамп «самой реакционной секты» [124], с «наиболее фанатичными верующими» [108].

Однако, уже во второй половине 80-х годов со стороны советской власти были сделаны некоторые уступки этой конфессии. Уже в конце 1990 года юридические учреждения реабилитировали некоторых Свидетелей Иеговы, вернувши им все права и привилегии. В то же время Комитет страны, центральный орган Свидетелей Иеговы в Украине, сформировал группу, которая представлял конфессию на встречах с чиновниками [82: 233]. И уже 28 февраля 1991 религиозная организация Свидетелей Иеговы была официально зарегистрирована в Украине. Это была первая регистрация Свидетелей на территории СССР и одна из первых регистраций религии на территории Украины. Через месяц, 27 марта 1991 года, организацию Свидетелей Иеговы зарегистрировали также в Российской Федерации.

Так, спустя более чем 50 лет запретов и преследований, Свидетели Иеговы получили религиозную свободу. Сегодня количество членов этой религии в Украине, по состоянию на 1 сентября 2004 года составляет 133152 человека.

Благодаря своей проповеднической работе, Свидетели Иеговы стали сегодня одной из самых известных религий. Если сегодня к вам позвонят в дверь, предлагая изучение Библии или журналы "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь", то однозначно, что это Свидетели Иеговы.

Да, сегодня их религия является известной, их уважают за стойкость, проявленную во время тоталитаризма, за моральную чистоту их поклонения, за проявление милосердия как к своим соверующим так и к другим людям. Об этом говорят и высказывания известных ученых, цитаты из популярных газет и просто граждане Украины: "Уже сам факт, что Свидетели Иеговы на протяжении существования всех тоталитарных режимов - санационного в Польше, нацистского и комунистического - жестоко преследовались и выстояли, сохранили свою организацию, остались верными своим религиозным убеждениям, должно вызвать к ним если не уважение, то толерантность, несмотря на то, нравятся они кому-то или не нравятся "(вице-президент Украинской ассоциации религиоведов, профессор, доктор философских наук П. Л. Яроцкий) [19: 413].

"...[ Свидетели Иеговы - Авт.] наиболее пострадавшие во времена тоталитаризма. Именно они ценят религиозную свободу, стремятся сохранить религиозный мир и межконфессиональную толерантность" (А. Н. Колодный Академическое религиоведение [24: 473]).

"... обратите внимание: по улице прошли тысячи людей, не оставили после себя ни одной бумажки! А вспомните, что твориться после наших болельщиков!.." (А. Сысоев, «Комсомольская правда», репортаж с международного конгресса Свидетелей Иеговы 2003 [103]).

"Свидетели Иеговы быстро реагируют на стихийные бедствия, предоставляя различную гуманитарную помощь. Часто они первыми прибывают на место происшествия, предоставляя помощь. Так было и в Украине во время наводнения на Закарпатье. Украинские Свидетели Иеговы прислали пострадавшим от стихийного бедствия свыше 5 тонн одежды и обуви, а также сотни одеял, матрасов, кроватей, подушек, комплектов постельного белья... Эта помощь оказывалась как Свидетелям Иеговы, так и всем потерпевшим, независимо от их религиозных убеждений" ("Человек и мир" [100: 50]).

Во Львове, где на центральном стадионе "Украина" на областной конгресс 1991 собралось 17531 человек, офицер милиции сказал одному Свидетелю: "При другом мероприятии для такой численности присутствующих потребовалось бы тысяча милиционеров. При вашем же мероприятии нас было десять человек, и мы поняли, что нас могло и не быть ... Вы прекрасны тем, что вы учите добру, говорите о Боге, не участвуете в насилии. Обсуждая это в коллективе, мы были удивлены, почему мы раньше вас преследовали, и пришли к выводу, что мы не слушали вас и ничего о вас не знали" [80].

Однако они стали также и объектом критики. Как указано во вступительной статье, некоторые все равно продолжают их ненавидеть. В отношении Свидетелей Иеговы в нашем обществе, прежде всего в оценках других конфессий, к сожалению, сложился образ некой харизматично-политизированной, фанатично-изолированной секты. Часто можно услышать о них как о "наиболее вредной" и даже "тоталитарной секте"; организацию пытаются изобразить как "нехристианское течение".

Причиной этого, скорее всего, можно считать мифы, распространяемые нетолерантной частью других конфессий через средства массовой информации (СМИ). Иногда такие мифы является единым источником информации об этой конфессии среди простых людей.

Приведем выборочный перечень наиболее распространенных мифов и их краткое опровержение. Нижеследующая информация не имеет целью идеализацию и восхваление конфессии Свидетелей Иеговы (как покажут дальнейшие разделы этой книги, история Свидетелей имеет разносторонний характер). Она лишь поможет объективно и беспристрастно взглянуть на деятельность этой религии через исследования независимых наблюдателей, корреспондентов и ученых.



Распространенные мифы о Свидетелей Иеговы:

1. Свидетели Иеговы являются "вредителями" для украинской нации. Убеждённость в том, что Свидетели Иеговы являются "вредителями нации", стало распространенным среди некоторых чиновников [101], политических деятелей и корреспондентов местных и республиканских газет. Причиной такого отношения к Свидетелям Иеговы, стала их позиция абсентеизма и нейтралитета в политических и военных делах государства.

Но хотелось бы напомнить, что, по конституции, "Украина является ... демократическим, социальным, правовым государством" [25], которое, в согласии с установленным правом на свободу совести (как главное проявление демократии), должна гарантировать свободу вероисповедания любой религии, которая не несет вред гражданам. Будучи одним из фундаментальных прав человека, свобода совести является важной составляющей жизни человека и общества. При этом, ее становление всегда было связано с проявлением инакомыслия на фоне повседневной общественной жизни [137: 3]. Такую позицию нельзя считать "вредительством" для нации.

Формулировка "вредители нации" перекликается с советским штампом "антигосударственная агитация". Поэтому, обвиняя Свидетелей во вредительстве, такие люди, не понимая того, вновь возвращаются к методам тоталитарной власти. Как отмечает один из религиоведов, "имидж, наложенный на эту религиозную организацию комунистически-тоталитарной пропагандой, прочно держится в общественном сознании и на бытовом уровне" [19: 413].

В противоположность этому, большинство современных исследований информированных украинских ученых имеют более взвешенную и объективную мысль. Так, в одной весьма авторитетной энциклопедии о позиции абсентеизма указано: "право не участвовать в выборах является неотъемлемым правом человеческой свободы наряду с правом не отдавать свой голос слепо и безоглядно" [61: 5].

О "безобидном" характере деятельности Свидетелей Иеговы говорит также тот факт, что Свидетели довольно часто принимают участие в общественных мероприятиях на благо другим. Например - очистка мест массового отдыха, гуманитарная помощь во время стихийного бедствия. Свидетели Иеговы, которые являются педагогами по образованию, в сентябре-ноябре 1998 года в некоторых областях России (позднее аналогичные случаи были и в Украине), где проходили массовые забастовки учителей по поводу длительной невыплаты зарплат, продолжали учить детей безвозмездно [138: 235].

2. Конфессия Свидетелей Иеговы является новой и нетрадиционной религией для Украины, которая пришла на ее территорию лишь в 90-е годы. Информация, изложенная в начале этой главы, опровергает такой миф относительно Украины. А раздел "Появление конфессии на территории области" этой книги говорит об ошибочности такого мнения даже на территории Житомирского региона. К тому же, все современные научные религиоведческие и исторические издания подтверждают то, что Свидетели Иеговы появились в Украине далеко не в 90-х годах [19, 24, 21]. Такой факт не отрицали и советские ученые [56; 51: 8].

 3. Свидетели Иеговы является сектой самоубийц в вопросах лечения. Такой миф получил свое распространение из-за убеждения членов конфессии в необходимости бескровного лечения, поскольку употребление крови противоречит библейскому указанию "воздерживаться от ... крови" (Деян. 15:29 [4: 163]). Это осознанная религиозная позиция, что соответствует принципу права информированного выбора пациента. Такое право - выбирать формы лечения - закреплено в законодательствах всех демократических стран.

Но в таком спорном вопросе не обойтись без мнения специалистов, т.е. медиков. Вопрос бескровной хирургии стал основным вопросом Всеукраинского симпозиума с международным участием 27-28 октября 2000 года. В симпозиуме приняли участие ведущие специалисты из Украины, Латвии, Польши, России, США и т.д.. На встрече обсуждались преимущества и сложности бескровного метода лечения, опыт лечения пациентов, которые по тем или иным причинам отказывались от крови.

Часто упоминалась конфессия Свидетелей Иеговы. Так, говоря о "накопленном опыте бескровных операций у Свидетелей" украинскими медиками, Л. В. Кулик (Львовский государственный медицинский университет им. Даниила Галицкого, Львовский кардиохирургический центр) отметил: "Наш небольшой опыт показывает, что плановые операции с искусственным кровообращением при применении необходимых приготовлений и предостережений технически возможны и риска не больше, чем в операциях с использованием гомологической крови" [96: 6].

Похожее мнение высказал Ариа Шандер (Инглвудский медицинский центр бескровной хирургии, Инглвуд, США): "Сегодня бескровная хирургия и медицина представляет хорошую рациональную медицинскую тактику и вскоре станет приемлемым стандартом лечения" [86: 19]. К такому же выводу пришли и другие участники Всеукраинского симпозиума, подтверждая международное признание такого метода.

Признание отечественной медициной права Свидетелей Иеговы на бескровное лечение, является свидетельством о постепенном переходе на европейский уровень. Подтверждая это, в конце своей статьи Л. В. Кулик сказал: "Относительно пациентов-Свидетелей следует попутно заметить, что сам факт рассмотрения их права лечится согласно выдвинутым ограничениям - безусловное свидетельство демократизации украинского общества" [96: 8].

4. Религиозная организация Свидетелей Иеговы является малочисленной, тоталитарной и экстремистской конфессией. Организация Свидетелей Иеговы - международная организация, действующая на законном основании более чем в 235-ти странах мира. Она имеет более 6 миллионов членов, еще около 10 миллионов находятся с ней в контакте. Это четвертая по численности конфессия в Великобритании, третья - в Германии, вторая - в Италии.

Современные типографские комплексы и образовательные миссионерские центры, высокий уровень технологии и организации труда, многочисленные библейские и просветительские программы по всему миру, образовательные курсы в странах Африки и Азии, эффективные каналы гуманитарной помощи - это все то, благодаря чему организация Свидетелей Иеговы завоевала репутацию респектабельной и гуманной религиозной организации. Об этом свидетельствуют и улицы европейских городов, названные именами Свидетелей Иеговы, многочисленные официальные награды и грамоты за организацию труда и активность в деле просвещения, высокие оценки актуальности и качества издаваемой литературы [148: 2,3].

Некоторые исследователи, сравнивая Свидетелей Иеговы с экстремистскими организациями, не знают или игнорируют тот факт, что конфессия является полностью открытой для общественности. Вход во все места поклонения и административного центра Свидетели Иеговы в Брюховичах (недалеко от Львова) является свободным.

А относительно обвинений в тоталитарности религии, Е.В. Касторская в своем диссертационном исследовании утверждает: "Чтобы называть ту или иную религию тоталитарной сектой, несомненно, понадобится изучение всех сторон ее жизни, а главное - результатов ее деятельности. Чаще всего, данное условие не выполняется обличителями: СМИ и другими религиозными организациями. Поэтому нередко религиозные организации позитивной направленности зачисляются в тоталитарные секты, а СМИ охотно распространяют непроверенные факты, отталкивая населения от источников нравственного оздоровления и повышения духовности...".

Говоря в своей работе о Свидетелях Иеговы, учитывая вышесказанное, исследовательница добавляет: "Отличительной чертой Свидетелей Иеговы является их терпимость в отношении СМИ и к людям, которые распространяют о них негативную информацию" [138: 182, 236].

5. Вероучение Свидетелей Иеговы приводит к распаду семей. Даже поверхностное рассмотрение публикаций, изданных Свидетелями по вопросу семьи и брака, недвусмысленно покажет, что они регулярно призывают семьи сохранять и укреплять брак даже если это нелегко. Развод категорически осуждается, причем неважно, оба или только один из супругов является верующим (единственная причина для развода, принятая Свидетелями - нарушение супружеской верности).

Свидетели призывают учиться улаживать семейные проблемы и дают по этому поводу действенные советы. Так, если Свидетель состоит в браке с человеком, который не разделяет его верований, ему советуют проявлять нежность и искреннее уважение, проповедуя таким образом свою веру на деле [77: 129].

 Осуждается любое злоупотребление временем в угоду чему угодно, даже религиозному служению, если это идет в ущерб семейным и родительским обязанностям [148: 5]. Изучение организации Свидетелей Иеговы учеными юридической сферы показало, что в семьях, где муж или жена являются членами этой организации число разводов не превышает 5%. [138: 236].

6. Проповедь Свидетелей Иеговы имеет агрессивный характер, поскольку проповеднической деятельностью занимаются малограмотные в этом деле люди. Обвинения в агрессивности проповеди Свидетелей можно встретить даже в некоторых научных сборниках. Однако нужно отметить, что если данное явление и имеет место, то только из-за недостаточной опытности отдельных членов конфессии. Во избежание этого Обществом "Сторожевой Башни" были организованы специальные школы, которые обучают вестников толерантности, сочувствия и уважительного отношения к людям с другой точкой зрения.

Прежде всего - это еженедельная «Школа теократического Служения", учениками которой могут быть не только члены конфессии Свидетелей Иеговы. Для пионеров также предусмотрена 10-дневная школа (курсы), где они, кроме всего прочего, учатся искусству проповедования. А неженатые мужчины, руководящие теократическими делами в собрании, могут посетить Школу усовершенствования служения во Львове, которая длится 2 месяца. Основная задача этой школы - "научить и подготовить квалифицированных мужчин для ответственной работы в организации, чтобы они служили там, где будет потребность. Школа совершенствует их для того, чтобы они могли взять инициативу в деле благовествования, пастырском надзоре за стадом и обучении, которое предоставляется в собрании" [81: 3].

Кроме этих и других школ, в собрании раз в год старейшинами и разъездными надзирателями проводятся специальные встречи для пионеров, где рассматриваются назревшие и дискуссионные вопросы, даются практические советы по эффективному выполнению проповеднической работы.

7. Свидетели Иеговы - запрещенная религия во многих развитых странах, в том числе и в соседней России. Свидетели Иеговы действуют без официального разрешения примерно в 35-и государствах Азии и Африки. В своем большинстве это либо фундаментальные исламские режимы, либо мелкие тоталитарные страны. Поскольку такие государства провозглашают единственной официальной религией ислам, у них, конечно, запрещены все другие конфессии, в том числе и Свидетели Иеговы. Во всех демократических и в большинстве развивающихся стран, Свидетели Иеговы на легальной основе действуют не одно десятилетие.

Не секрет, что 16 июня 2004 Московский городской (апелляционный) суд утвердил решение суда низшей инстанции о запрете деятельности Свидетелей Иеговы в Москве и о лишении их статуса юридического лица. Кроме того, на общину Свидетелей Иеговы в России был наложен штраф в размере 200 тысяч рублей [149].

О неправомерности вынесенного решения и вообще суда над Свидетелями Иеговы много отмечалось российскими СМИ [140; 92: 34,35; 83: 16,17]. В частности отмечалось, что Свидетели, которых в 1950-х годах, при советской власти, ссылали в Сибирь и присутствовавшие на слушании, выразили удивление по поводу принятого постановления. «У меня такое впечатление, что вернулись старые времена, - сказал Василий Калин, которому было пять лет, когда его родителей и бабушку вместе с другими Свидетелями в вагонах для перевозки скота отправили с родной Украины в Сибирь - При советском режиме тысячи свидетелей Иеговы были сосланы. Теперь велика вероятность, что более 11 тысяч Свидетелей в Москве будут вынуждены уйти в подполье» [151].

Запрет на деятельность Свидетелей Иеговы в полном объеме не будет введен в действие, пока Европейский суд не вынесет окончательного решения по этому вопросу. Как отметил адвокат этой общины, "московский городской (апелляционный) суд - последняя инстанция в России, что на сегодняшний день признается эффективным средством защиты. Теперь дело переходит в юрисдикцию Европейского суда" [151].
Но ОБСЕ и некоторые должностные лица США, не видя в действиях Свидетелей Иеговы ничего криминального, уже вынесли свое предупреждение российским органам власти. Председатель Хельсинкской комиссии, член Палаты представителей Кристофер X. Смитт (республиканец из Нью-Джерси) заявил: "Московская власть упорно вела дело против Свидетелей Иеговы в манере, напоминающей брежневские времена. Это судебное преследование ставит в неблагоприятное положение новую демократическую Россию, противоречит приверженности России, как государства-участника ОБСЕ к свободе вероисповедания. Надеемся, это решение после обжалования будет отменено, и судебное преследование прекратится" [150].



Под влиянием таких мифов некоторые представители власти, активные члены других конфессий или простые жертвы таких сплетен стремятся всячески ограничить право на вероисповедание Свидетелей Иеговы.  Доходить даже до того, что в некоторых местах Украины, при участии влиятельнейших церквей, деятельность конфессии запрещается [19: 413]. Все это, конечно, является нарушением, прежде всего:

1) Конституции Украины (ст. 35), где указано, что каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу "исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность" [25: 14].

2) Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" от 23 апреля 1991г. В общих положениях которой провозглашается, что задачами этого закона является: гарантирование права на свободу совести; обеспечение социальной справедливость, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от отношения к религии; определение взаимных обязательств государства и религиозных организаций и др..

Религиозные преследования противоречат также

3) международным правовым актам о свободе совести, религии и убеждений, в частности Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии или убеждения, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г., и Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (15 января 1989 г.).

Нарушение права на свободу вероисповедания является также основанием для уголовной ответственности, предусмотренный новым

 4) Криминальным кодексом Украины от 5 апреля 2001 г. Так, статья 161 настоящего Кодекса предусматривала наказание за нарушение равенства граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии. Нововведением стали ст. 178, 179 Криминального кодекса, предусматривающего ответственность за повреждения религиозных сооружений или культовых строений и  противозаконного задержания, насмешки или уничтожение религиозных святынь.

Преступлением также считается препятствие в отправлении религиозного обряда (ст. 180). Это может быть любое принуждение лица к исповеданию или отказа от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации перед другими; запрет религиозной организации использовать для богослужения средства массовой информации; запрет прихожанину или служителю культа осуществлять религиозный обряд и тому подобное.


Соблюдение всех этих законодательных актов и международных положений является гарантом демократии в Украине. Право на свободу совести и вероисповедания является объектом изучения не только правовой, социологической, философской, религиоведческой и исторической науки, оно, прежде всего, касается и нашей обычной жизни.
Соблюдение основных демократических прав человека гарантирует стабильность демократии в государстве. Нарушение же одной из свобод неизбежно приведет к дестабилизации в обществе и деспотичности власти. Другими словами, если сегодня нарушается право на исповедание любой религии (например, Свидетелей Иеговы), то через некоторое время возникнет возможность нарушения такого же права других религий. Это приведет к нарушению свободы вероисповедания и полного краха демократичности общества и исчезновению правовых признаков государства. Не исключено, что с такой же легкостью будут затронуты и другие конституционные права и свободы граждан, например, право на свободу слова и мысли или право на жизнь.

Итак, как читатель мог увидеть, недостаточное количество достоверной информации о деятельности Свидетелей Иеговы порождает бездоказательные сплетни, которые с помощью СМИ становятся общепринятым мнением. Житомирская область не является исключением - случались случаи, когда представители традиционных религий намеренно распространяли такие мифы среди населения.

В Житомирской области Свидетели Иеговы, по сравнению с другими регионами, являются немногочисленной общиной. Однако их вклад в дело установления гарантии свободы совести, а значит и демократичности в регионе является бесспорным. Их твердая позиция заставила политические силы уважать их верования и пойти на уступки этой общине. Следующие разделы подробнее познакомят нас с историей этой общины. 

Часть 1




Комментариев нет:

Отправить комментарий