(Непрофессиональный перевод)
Исходный текст:
Константин Бережко
История Свидетелей Иеговы на Житомирщине
Регионально-историческое исследование
Часть 3
Социальное окружение Свидетелей Иеговы
"Большинство - зло". (Биант)
Как мы увидели в предыдущей главе, о Свидетелях Иеговы в официальной прессе писали как о "слугах империализма" [91], а время, проведенное среди них, сравнивалось с "черными днями" [90].
Этот раздел призван рассказать о причинах такого отношения и о процессе приобретения Свидетелями такой негативной репутации. Впрочем, для того, чтобы понять позицию Свидетелей Иеговы к окружающему обществу и мирозданию, нам нужно познакомиться с некоторыми их верованиями.
Свидетели Иеговы верят в то, что сегодняшний мир находиться под правлением Сатаны (злой силы), чем объясняются "повсеместная несправедливость и многочисленные войны на планете" [70]. Религиозная организация Свидетелей Иеговы считается представителем Божьей организации на Земле, поэтому не должна участвовать ни в каких политических мероприятиях всех стран мира. Члены общины считают себя частью подданных будущего земного правления Иисуса Христа, поэтому действуют в согласии с его словами из Иоанна 17 главы 16 стиха (Библия): "Они не от мира, как и Я не от мира" и 15 главы 19 стиха: "Если бы вы были от этого мира, мир дорожил бы своим. А поскольку вы не от мира, но я избрал вас из мира, то мир и ненавидит вас." [78].
Свидетели Иеговы убеждены, что никаких исключений по этому принципу быть не должно, потому отвергают некоторые общепринятые в обществе нормы и традиции, особенно имеющие религиозный или политический оттенок.
Скажем, они не участвуют в каких-либо политических или религиозных митингах и празднествах. Такая позиция Свидетелей Иеговы не могла не привести к конфронтации с миром, который их окружает.
Хотя Свидетели Иеговы оставались в сущности религиозной и невоинственной организацией, их остерегались и боялись. Вокруг них складывались легенды и мифы (смотрите предыдущий раздел и раздел № 1), причем их распространяла не только пресса, но и простые люди и представители других религий.
Довольно часто сторонникам этой конфессии приписывали действия и взгляды, не присущие Свидетелям Иеговы. Например, их часто путали с кришнаитами, Белым Братством и сатанистами. Также распространенным мифом в советское время (а иногда и сегодня) был миф о том, будто Свидетели Иеговы на своих встречах приносят детей в жертву.
Любые неприятности с детьми в семье верующих расценивалось окружающими как "попытка принести ребенка в жертву". Так, в частности, произошло с Грохольскими (г. Ямполь, Винницкая область) и Эльвирой Абрамовой (г. Ялта, Крымская АР).
Неоднократно такие сплетни распространяли другие протестантские или традиционные религии. Такие случаи были, например, в Новоград-Волынском. Хотя, по словам Мирослава Бабия (Яремчанский район Ивано-Франковской области), религии в советское время были "более толерантнее и терпеливее" к Свидетелям Иеговы, чем сегодня.
Социальное окружение использовали и сотрудники государственных служб. Так, по словам преемника Сталина Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС, каждый пятый гражданин СССР был доносчиком или "сексотом". Лаврентий Берия в апреле 1953 года признал, что при Сталине каждый третий гражданин СССР был "сексотом" [49: 45].
Следя за Свидетелями Иеговы, власть также использовала доносчиков и даже платила им за это от 10 до 30 рублей. Также были случаи пассивного отношения милиции к случаям угроз физической расправы над членами этой конфессии.
Руслан и Ярослава Реент (г. Житомир) вспоминают, что когда родители В. Полищука несколько раз совершали попытку убийства супругов Рудюк, милиционер предупредил родителей, что "за всё, что они сделают Свидетелям, им ничего не будет".
Свидетели Иеговы относились к этому как к должному и понимали, что, согласно выше процитированным словам Библии, так и должно быть.
Однако трудолюбие и миролюбивое поведение Свидетелей не могла остаться незамеченной окружающими. Довольно часто, когда Свидетелей публично позорили, то многие их коллеги, соседи, начальники и просто знакомые с ними люди защищали их, доказывая ложность выдвинутых против них обвинений. Например, директор предприятия по поводу Н.А. Кутицкой (г. Житомир), защищая трудолюбие Надежды, сказал своим сотрудникам: "Если бы все делали так, как Адамовна, то на производстве потребовалось бы лишь несколько человек".
В других случаях работодатели доверяли подчиненным Свидетелям Иеговы крупные суммы денег, а при больших кражах под подозрения члены общины не подпадали. Такие действия были не единичными, однако нет возможности приводить их все.
Следовательно, отношение социального окружения к Свидетелям Иеговы зависело от того, насколько близко они были знакомы с верующими и насколько сильно они поддавались влиянию средствам массовой информации.
Ведь анализируя господствующие в советском обществе взгляды на деятельность этой конфессии, приходим к выводу об их искусственном создании определенными религиозными или политическими кругами.
Следует также отметить, что среди общественности часто распространялись сплетни о необычных, фанатичных традициях в религии Свидетелей. Конечно, нельзя отрицать того, что у Свидетелей Иеговы советского времени существовали порядки, отличающиеся от сегодняшних.
Допустим, на Житомирщине запрещалось пить любые алкогольные напитки, танцевать, носить кольца, ходить на светскую свадьбу и в кино, женщинам надевать брюки, кольца и фату, кроме этого, они также не красились и некоторое время не стригли волос; дети не ходили на уроки пения и физкультуры. Все эти запреты действовали не на всей территории Украины и не все время. В зависимости от того, как "новое понимание библейских истин" доходило до Свидетелей Иеговы на местах, запреты были постепенно отменены.
Многие из указанных моментов оставались вопросом совести каждого верующего. Однако, по словам Любовь Ивановны Наконечной (г. Шепетовка), это защищало Свидетелей Иеговы от небиблейских и советско-коммунистического влияния, ведь, скажем, на уроках пения часто исполняли песни политического содержания, а в кинотеатрах показывали фильмы, высмеивающих религию и Бога.
Отстаивание христианской позиции нейтралитета
Свидетели Иеговы "в Советском Союзе были наиболее жестоко преследуемой религиозной общиной". («А Concise Encyclopaedia of Russia» (Малая энциклопедия России), 1964 года).
Одним из основных постулатов общины Свидетелей Иеговы является позиция нейтралитета. Считая "политику составной частью мира, которая принесла народам Земли неисчислимые страдания" [70], Свидетели Иеговы открыто и недвусмысленно заявляют о своей аполитичности, утверждая, что именно невмешательство в политику отличает их конфессию от исторического христианства - религиозной доминанты так называемого "христианского мира" [50].
Однако, по вероучению конфессии, несмотря на свою аполитичность, верующие должны быть законопослушными гражданами, подчиняясь власти во всех вопросах, которые не затрагивают их право на вероисповедание.
И поскольку верующие "отдали свои голоса за царя Иисуса Христа и Его царство, которое вскоре будет установлено на земле", то Свидетели Иеговы не участвовали в выборах, они не были членами профсоюзов, не шли в армию, их дети не вступали в организации октябрят, пионеров, комсомола, отказывались принимать коммунистическую идеологию в школе.
"Для советской власти, - пишет доктор философских наук, профессор П. Яроцкий, - это был не только вызов, но прежде всего "враждебная, антисоветская" позиция. В средствах массовой информации Свидетелей Иеговы изображали не иначе, как "американскими агентами", которые "действуют под руководством" ЦРУ и других империалистических спецслужб" [19: 411].
Не только по нынешним взглядам, но и по законам того времени, о котором идет речь, никакого криминала неучастие в выборах не содержала. Участие в выборах всех уровней - право граждан СССР, которым человек вполне законно мог и не воспользоваться, а не обязанность, отклонение от которого жестоко каралось.
Этой очень существенной разницы, которая предоставляла Свидетелям Иеговы и их согражданам право личного выбора, гонители этой конфессии старались не замечать [50: 30].
В каждом регионе страны позиция нейтральности Свидетелей Иеговы продолжала испытываться, причем делали это разными способами. Например, в Житомирской области к Свидетелям Иеговы во время выборов приходили домой вместе с урной.
Чтобы избежать этого, большинство делали так, как это, например, делала Клавдия Сыч (с. Солнечное, Житомирский район). С разрешения бригадира Клавдия брала открепление в колхозе и ехала в город. В таком случае, она считалась отсутствующей, поэтому никто из уполномоченных представителей не приходил к ней, заставляя ее голосовать.
На других территориях шепетовского собрания (к которому принадлежали и жители Житомирщины) Свидетелей Иеговы обвиняли в посягательстве на советское государство. Как рассказывают жители Шепетовки, одного из первых Свидетелей Иеговы на той территории, Илью, вызвали в КГБ и предложили ему пойти к баптистам, пятидесятникам, православным или адвентистам, но только не к Свидетелям Иеговы. Когда Илья спросил, чем вызвана такая крайне негативная позиция к этой религии, ему ответили: "Потому что все эти религии хотят создать Царство на небе, то мы их еще туда подсадим. А Свидетели Иеговы хотят построить Царство на земле, а здесь должен быть коммунизм". На это Илья объяснил, что их религиозная организация ни в коем случае не посягает на коммунизм; Царство Божие, по их вероучению, построит сам Иегова.
Действительно, нейтралитет Свидетелей Иеговы имел "мирный характер", другими словами, верующие не относились враждебно к тем, кто не придерживался такого принципа. Об этом говорит хотя бы пример В.И. Пуликовского (Ровенский район).
После того, как его арестовали за отказ от призыва в ряды советской армии и после неудачной попытки расстрела, Владимира привели к главному следователю. Он вынул наган, положил его на стол и сказал: "Я сейчас тебя убью за то, что ты не идешь воевать за власть Советов". Володя ответил: "Делайте что хотите, ваша власть". "Такие, как вы, - начал ругаться следователь, - вредят нашему государству...". "Вы же знаете, - остановил его Володя, - что немецкое оружие в 10 раз сильнее советской. В Германии есть около 8 тысяч Свидетелей Иеговы. Представьте себе, если бы они все взялись за оружие - сколько бы тогда советских людей погибло?!". "Но вы, же говорите, что Бог уничтожит всех, кто воюет. Что, и наших ребят ваш Иегова уничтожит!" "Не обязательно. Тех, кто не знает, что говорит Иегова о войне, он может воскресить, если они даже и умрут. А я хорошо знаю, что говорит Бог, поэтому если я не послушаю его и пойду на войну, и когда меня там убьют, то я больше, никогда не воскресну". "Да он фанатик!" - Кричали красноармейцы. "Хорошо, иди отсюда» - ответил офицер.
Причина такой устойчивости, властью усматривалась в "слепом подчинении бруклинскому руководству", которое идет от "реакционных кругов империализма", как это отмечалось в одной из советских книг [51: 10]. Средством такого воздействия из Бруклина считались журналы "Пробудитесь" и "Сторожевая Башня" [51: 14].
На судах руководителей общин обвиняли в том, что они "побуждали ... не исполнять советские законы" [128] и будто бы заставляли других делать то же самое. Однако в журнале "Сторожевая Башня" от 1 октября 1981 писалось: "Только каждый сам ... [должен] ... принять это решение, Руководствуясь своей собственной совестью, обученной Библией..." [67: 3].
Несколько позже в другом номере этого же журнала отмечалось: „Сегодня христиане тоже не должны говорить другим лично, какую позицию они должны занимать в вопросах в связи с христианским нейтралитетом. Каждый должен принять свое собственное решение [курсив автора – К.Б.] по совести, в согласии со своим пониманием библейских принципов” [72: 14].
Как видим, Свидетели Иеговы были официально уведомлены о недопустимости использования любых методов воздействия на сознание граждан. Решение о соблюдении позиции нейтралитета оставалось личным правом каждого верующего [50: 78].
Сегодня к позиции нейтралитета политики и ученые относятся более уравновешено. Так, в одной весьма авторитетной энциклопедии о позиции абсентеизма говорится: "В Украине население постепенно привыкает к тому, что право не участвовать в выборах является неотъемлемым правом человеческой свободы наряду с правом не отдавать свой голос слепо и безоглядно, ценить и уважать его, требовать уважительного отношения к нему" (Политологический энциклопедический словарь, ст. 5 [61: 5]).
Суды над представителями конфессии. Суд Никитюка
«"Ах, чем я виноват? »-« Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать ». Сказал и в темный лес ягненка поволок». (Из басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок»)
Одной из форм жесткого наказания активных членов общины считались судебные процессы. Но суды считали не только наказанием, но и средством атеистического воспитания населения, ведь судебные процессы в то время широко освещались прессой и телевидением. Судили как женщин, так и мужчин, причем судили всё, что связывалось с конфессией "иеговистов", нарушая при этом даже принятые в самой стране законы [50].
Сегодня многие известные ученые и государственные служащие признают, что решения судов над религиозными и политическими деятелями были заранее известны, поэтому факты были подтасованы и не нуждались в тщательной проверке. Для осуждения по обвинению в «антисоветской деятельности» достаточно было лишь названия "Свидетель Иеговы" [47].
"Карательная практика областных судов" показывала, что советская власть предпочитала "давать по максимуму" советским преступникам за их инакомыслие, не жалея обвиняемых и их семьи. Судя по отчету «О роботе прокуратуры Украинской ССР», за один квартал были осуждены 634 лица "специальной подсудности", 87% мер наказания - 10 и 25 лет, а третью часть всех приговоров составляла мера в 25 лет [109: 211].
Историческая справка
Необъективно и недостаточно правильно утверждать, что советская власть во время всего своего существования не уважала право не служить в вооруженных силах по религиозным убеждениям. В начале своего существования, советской властью был издан декрет от 4 января 1919 года, который предусматривал замену военной службы гражданской обязанностью, если лицо действует «искренно и добросовестно». Неизвестно, был ли соблюден этот декрет на местах во всем СССР, однако все же есть документ от 12 января 1921 года, который освобождал верующего от воинской обязанности.
Однако суды над Свидетелями Иеговы были особые. О первых двух таких особенностях свидетельствует М.Г. Михайлов в своей статье «Наш атеизм и наш гуманизм» (1989г.). Комментируя своё внимание к судам над Свидетелями Иеговы, он пишет:
"Интерес к фактам повторного осуждения я обнаружил, повторяю, по той причине, что это слишком ужасно: давать второй срок фактически за то, что человек придерживается все того же, что и три- четыре года назад придерживался, вероисповедания, за то, что вера его настолько тяжелое испытание выдержала, не сломалась, не разрушилась.
Чуть позже я узнал про еще ужаснее: оказывается, согласно действующему законодательству, таким верующим можно по отбытии ими второго срока давать и третий срок. Сколько всего закарпатских, прикарпатских Свидетелей Иеговы отбывает, отбыло второй, а может быть, и третий срок - узнать простому смертному невозможно, потому что газеты не только не освещают такие суды, но даже не информируют о них общество, оберегая тайну государственной безопасности. А люди, такую статистику предоставляющие, сохраняют ее в узком кругу особо доверенных лиц" [31: 72].
Таким образом, М. Г. Михайлов сразу указывает на первую ужасную особенность судов над Свидетелями Иеговы - их периодическую повторяемость. И так происходило не только с закарпатскими и прикарпатскими Свидетелями Иеговы, такое случалось и в Житомирской области.
Валерий Полищук из города Бердичева, за отказ от службы в армии был осужден дважды: первый раз - 06.07.1978 года [123; 127; 118; 112] и второй раз - 12.01.1982 года. При повторном судебном процессе Валерий повторял неоднократно, что однажды он уже понес наказание за такую же вину. Однако суд не учел это, и его первое осуждение было признано судом как "отягчающее вину, а потому находит необходимым избрать ему меру наказания в виде лишения свободы в ИТК строгого режима" (курсив автора - К.Б.) [118].
Вторая особенность, которую подметил М. Г. Михайлов, была также присуща для этого региона, а именно - необъективность прессы. Нами уже упоминалось в разделе 4.1 о специфике действия местной прессы. Областные периодические издания действительно выборочно описывали суды над Свидетелями и делали это, конечно, в своем "коммунистически антиеговистском" свете.
О третьей особенности ведения судебных процессов над Свидетелями Иеговы неоднократно сообщалось в отчетах о проверке работы прокуратуры в украинских областях, а именно об их фальсификации. Во время специальных проверок оказывалось, что в ряде случаев первичная документация была "фальсифицирована работниками окружного отдела Министерства государственной безопасности" [109: 196]. В таких случаях материалы на работников МГБ (КГБ) передавались в особые инстанции.
Как видим, советские "самые справедливые суды в мире" не всегда были такими справедливыми, как об этом говорили на различных международных конференциях. Часто решение уже было известно в суде и было "спущено" сверху. Любые вялые попытки адвокатов уменьшить срок оставались незамеченными, поскольку адвокаты не всегда помогали осужденному.
Например, в случае с А.М. Костецким (г. Клевань, Ровенская область) сторона защиты помогала прокурору, задавая подсудимому провокационные вопросы. Иногда (как это произошло с Ю. Вуйцик из Ивано-Франковской) судьи давали даже больше, чем просили прокуроры. В любом случае все материальные затраты, в том числе и оплата адвоката, ложилась на обвиняемого.
Показательная справедливость советских судов проявлялась также в том, что довольно часто на судебные процессы пускали не всех; вне зала суда оставляли даже родных. В большинстве случаев на суды приглашали с профилактической целью незнакомых людей, для того чтобы показать, как "советская власть карает своих врагов".
Соверующим попасть на суд было труднее, но присутствовать на суде каждый Свидетель считал своим долгом. Именно на суде осужденный имел возможность публично защитить свою веру, не боясь за то, что его могли арестовать или заставить молчать. Поэтому каждый из осужденных Свидетелей Иеговы использовал такую возможность в своем последнем слове, отказываясь от защиты адвоката. И именно эти слова приходили послушать соверующие. Позже многие дословно вспоминал эти слова уже спустя 50 и более лет. Так, Владимир Шитик решил стать Свидетелем Иеговы именно после таких слов "братьев по вере" в югославском суде.
Кроме последних слов, присутствующих в суде удивлял дух людей, которых приговаривали на долгие каторжные годы. Так, после того как И. Тинкалюк (с. Ворохта, Ивано-Франковская область) выслушал свой приговор (5 лет в тюрьме строгого режима), он уверенно ответил: "Все пять лет легонько на одной ноге простою".
Особый интерес для истории имел судебный процесс над Михаилом Никитюк и его женой Марией. Никитюк к тому времени, как стал Свидетелем Иеговы, занимал довольно высокий пост, он был майором Советской Армии. Приняв учение конфессии и позицию нейтралитета, Михаил покинул ряды Советской Армии "из-за своих религиозных убеждений" [126].
Такое ошеломляющее событие было довольно редким фактом в области, поэтому приобрело большую популярность в прессе [91]. И поскольку никто из начальников не понял и не воспринял такое решение, то Никитюка было отправлено в психиатрическую больницу во Львове для тщательного обследования. Результатом такого обследования стало заключение главного врача психиатрической больницы, который он дал самому Никитюк: "Сюда надо отправить не тебя, а тех, кто тебя сюда прислал". После такого обследования и увольнения из армии Михаил устраивается истопником в бане [126].
Мария, работавшая врачом, также уволилась с работы и устроилась уборщицей в магазине. До конца не известны причины такого увольнения. Анна Тисленко (г. Новоград-Волынский) утверждает, что на нее начали давить сверху, ища возможность обвинить ее новую религию, в возникновении проблем со здоровьем у ее пациентов.
Однако увольнением советская власть не ограничивалась. 16.09.1981 года супруги Никитюк как "активные иеговисты" были привлечены к судебной ответственности, суд над Никитюками получил широкую огласку в области.
Перед судом со многими членами Шепетовской и Новоград-Волынского группы была проведена беседа, где Свидетелям Иеговы предлагали выступить против супругов. Пользовались разными методами - от поощрения и подкупа до запугивания. Это дало определенные результаты: некоторые лица, которые посещали встречи Свидетелей, согласились давать ложные показания, а М. Огородник, член организации, выдал секретную информацию о всех руководителях общины, что привело к негативным для них последствиям [129].
Кроме того, была проведена разъяснительная работа среди местного населения, при этом о супругах Никитюк говорилось как о крайне опасных уголовных преступниках. Михаила и Марию обвинили в подстрекательстве к невыполнению советских законов, желании детоубийства "неверных", пропаганде "низкоквалифицированного труда" и отказе от участия в некоторых мероприятиях общественных и политических организаций.
Относительно этих и других обвинений, которые указаны в документе № 6, хотелось бы кое-что прояснить. Ознакомившись со всеми имеющимися документами этого суда, ничего криминального в действиях Никитюк выявлено не было.
Во-первых, любой труд в СССР объявлялся почетным, поэтому в советском государстве не должно было быть "низкоквалифицированного труда"; утверждения о "низкоквалифицированном труде" противоречило сути коммунистической идеологии.
Во-вторых, участие в митингах, праздничных демонстрациях, выборах, вступление в партийные, комсомольские и общественные организации считалось делом добровольным, поэтому "склонение" к нейтральности в отношении этого не должно было караться законом.
В-третьих, о своем уважительном отношении к власти, ложность обвинений в попытках ее уничтожения Америкой, честное исполнение советских законов, которые не противоречили вере Свидетелей, уже не раз было доказано, как учеными, так и самими верующими.
И последнее - в ходе исследования истории Свидетелей Иеговы на Житомирщине были выявлены грубые фальсификации отдельных фактов и сведений на этом судебном процессе. Вышеописанные факты понимали и участники судебного процесса.
Сам Никитюк был опытным в юридическом и судебном деле, поскольку во время службы майором армии, был вынужден неоднократно обращаться к законам СССР. В ходе судебного процесса он неоднократно указывал судье и прокурору в ошибочности их утверждений с точки зрения советского законодательства. Однако, как вспоминают присутствовавшие на суде, всё напоминало басню Крылова, отрывок из которой приведен в эпиграфе главы.
Очевидцы вспоминают также и то, что сочувствовали Михаилу Никитюк даже судья и прокурор, часто давая ему слово. Кроме того, местные жители рассказывают о воспоминаниях матери судьи, который, вернувшись с заседания суда, жаловался ей, говоря "какого человека я сегодня осудил!".
В любом случае, религиозная деятельность Никитюка была оценена как антисоветская, за это он был привлечен как настоящий уголовный преступник «к 4 годам лишениям свободы в исправительно-трудовой колонии со ссылкой на 4 года», а его жену по статье 209 ч. 2 УК УССР к 3 годам лишения свободы с выселением на 3 года. [129: 6].
По данным студентки исторического факультета Вятского государственного гуманитарного университета Кобелевой Ксении Владиславовны, супруги Никитюк сейчас проживает в Мичуринске Тамбовской области (Россия).
Разнообразные методы воздействия государственных служб
"Тогда вас будут отдавать на страдания и убивать, и все народы будут ненавидеть вас из-за моего имени ". (Библия, Матфея 24:9)
История Свидетелей Иеговы на территории всей Украины, в советское время была тесно связана с преследованиями и гонениями этой конфессии. Быть Свидетелем Иеговы на обыденном уровне значило непрерывно ощущать на себе давление властных структур. Сторонники их вероучения не могли занимать высокие должности или получить высшее образование, не могли они также безопасно исповедовать свою религию, которая учила их «любить своих ближних» [70].
И, к сожалению, те органы, которые должны были их защищать, стали их первыми и заядлыми гонителями. Причем, судя по отчетам государственных служб, в работе по пресечению деятельности Свидетелей участвовали также районный отдел внутренних дел, профсоюзные, комсомольские организации предприятий, общественность и штаты домоуправлений и ЖЭКУ.
В этом разделе будет предпринята попытка проанализировать все виды преследований, которые зафиксированы на Житомирщине, выделив их в отдельные методы воздействия. В некоторые из них будет трудно поверить, поскольку они достаточно ужасны, но не забываем, что именно поэтому исчезали документы в архивах, и этим также объясняется "молчаливая" политика подавляющего большинства бывших сотрудников КГБ и государственных служащих.
Методы давления на верующих этой конфессии зависели от их активности и влиятельности ее членов. История этой религии знает достаточно много таких способов воздействия как физического, материального, эмоционального, так и психического характера.
Кратко расскажем о некоторых методах борьбы с "иеговистским подпольем", как тогда его называли [91: 3]. Наиболее употребляемым и самым действенным методом влияния были периодические вызовы в органы госбезопасности, милиции и отдел по делам религии. Работники этих структур при встрече с верующими проводили атеистические, "антииеговистские" беседы воспитательного характера, как это было указано в рекомендациях Уполномоченного Совета по делам религий при СМ УССР по Житомирской области: "Усилить с иеговистами воспитательную работу. Практиковать беседы с ними, выяснять их отношение к законодательству о культах, разъяснять его содержание и требования, прививать им чувство гражданственности и патриотизма".
Их частая повторяемость доводила многих до отчаяния и хронического утомления. Н. Кутицкая повествует, что когда она уже сбилась со счета таких вызовов, то начала думать о том, что лучше уж умереть, чем проговориться.
Кроме того, довольно часто на Свидетелей давили психологически. Как рассказывает Клавдия Захаровна Сыч (с. Солнечное, Житомирский район), 1921 года рождения, при одном таком вызове с ней одновременно говорило около 7 человек, задавая ей провокационные вопросы и ожидая оговорки. Такой невыносимый допрос над пожилой женщиной продолжался до 2 часов.
Определенный интерес представляют вызовы Свидетелей по поводу суда над соверующими, поскольку власть при таких встречах для достижения своей цели пользовалась не совсем честными методами. Верующему после беседы с ним предлагалось подписать протокол с его показаниями, в конце которого оставались свободные строки. И если там не ставилось никаких отметок, то свободное место на бумаге заполнялось тем, что "забыл" сказать непроницаемым Свидетель. Такие места на бумаге надо было зарисовывать или ставить перечеркнутую английский букву z (зет), как показано на фотографии.
С целью компрометации, часто верующим предлагалось узнать проповедующего человека на фотографии. Поскольку это несло с собой негативные последствия, как для них, так и для сфотографированного человека. Свидетели Иеговы всегда отказывались узнавать на фото знакомого человека, даже если там находился кто-то из семьи. Такие фотографии сохранились в архивах и сегодня.
Кроме того, согласно рекомендациям Уполномоченного Совета по делам религий с верующими следовало "в целях профилактики практиковать обсуждения их поведения в производственных коллективах, учреждениях и домоуправлениях". Такие «массовые обсуждения» проводились с Е. Полтко, С. Скиба и другими Свидетелями. Часто результаты таких обсуждений были противоположные запланированным.
Петр Адамчук (г. Ровно) вспоминает, что когда на встрече выступал государственный служащий, обвиняя его в антиобщественной деятельности, то все присутствующие потребовали дать слово Адамчуку. После его выступления мнение коллег о Петре кардинально изменилась, все стали уважать его стойкую веру. Однако, как комментирует Николай Усик (г. Ровно), в газетах все равно писали, что коллеги "единодушно осудили верующего за его антисоветскую направленность".
Создание благоприятных условий для клеветы и существование разветвленной системы сексотов не давало покоя Свидетелям и на местах их работы. Любое неосторожное слово могло стать причиной многочисленных разговоров, как с начальством, так и с работниками комитета государственной безопасности.
С Валерием Полищуком (г. Ровно) сотрудники КГБ на работе разговаривало почти ежедневно. Для этого была даже специально оборудованная комната, откуда их воспитательную беседу могли слышать и его коллеги.
Обычным для Свидетелей было наказание штрафом. Штрафовали в большинстве случаев в размере 50 рублей за проведение "нелегальных" собрания, присутствие на Вечере воспоминания и публичное проповедование, то есть за веру в Бога.
В. Рейда (г. Новоград-Волынский) вспоминает, что за проведение Вечери воспоминания его оштрафовали на 50 рублей при зарплате в 98 рублей. Не посмотрели даже на то, что Валерий является отцом пятерых детей.
Руководителей и активных проповедников очень часто арестовывали и сажали на срок от нескольких суток до нескольких лет. При этом, помимо заключения в штрафных изоляторах и тюрьмах, их ждали там и другие неприятности.
Например, В. С. Алексеенко (г. Новоград-Волынский, Житомирская область) при нахождении в Житомирской тюрьме находилась среди женщин, больных чесоткой и педикулезом, одежда которых "кишела вшами", которые перепрыгивали на неё.
Активный член общины, Павел Рудюк, был арестованным несколько раз, поэтому, как особо "опасный рецидивист", находился под особым наблюдением, а значит и особенно испытывался. Известно, что его мучили голодом и сажали в ледяную воду.
Последнее испытание, по воспоминаниям семьи Туз (г. Бердичев, Житомирская область), Рудюк называл "стаканом". Его переводили в камеру с бетонным полом, а потом заливали по колено ледяной водой. Стоять долго он так не мог, уставали ноги, поэтому Павлу приходилось даже и ложиться в нее. Клавдия Сыч (с. Солнечное, Житомирский район) вспоминала, что Рудюк даже просил молиться за его смерть.
Однако, сравнивая с заключением Свидетелей в других областях, над верующими в Житомирской издевались еще не так "рьяно". В частности, в Хмельницкой области заключенных Свидетелей Иеговы не редко били до потери сознания, после чего сажали в ШИЗО (штрафной изолятор), где жизнь навсегда калечилась.
Бывали случаи, когда Свидетелей кроме тюрем и штрафных изоляторов сажали в психиатрические больницы. Такие действия были применены к некоторым верующим женщинам из города Житомира. И когда так случалось, они просились быть хотя бы уборщицами, чтобы не сойти с ума в среде психически больных, ведь приходилось не спать несколько ночей подряд.
Самым коварным методом борьбы с "иеговизмом" был подкуп верующих. Им предлагалась спокойная жизнь и успешная карьера. Известен такой случай с Антониной Полищук, родной сестрой Валерия Полищука. После определенного пребывания в общине верующих, она, после специальной беседы с мамой и КГБ отреклась от Свидетелей Иеговы. Позже ее комментарии против Общества "Сторожевой Башни" довольно часто появлялись на страницах областных газет и в протоколах судебных заседаний [90].
Интересно, что такой метод советская власть применяла также применительно к другим религиям. Делалось это даже в массовом порядке, что заставляло верующих пойти на компромисс со своей совестью.
Восьмого мая 1964 Председатель Врублевского сельсовета Дзержинского района Житомирской области Чернецкий запретил священнику Карпец из села Романовка проводить общую панихиду на кладбище в селе Врубовка. Тогда верующие с этой просьбой обратились к председателю колхоза Мовчана. Последний заявил: "Если колхозники завтра 9 мая дружно выйдут на митинг, посвященный Дню Победы, а затем пойдут работать в поле, то священник сегодня будет служить на кладбище" [39: 95].
Кроме вышеперечисленных методов, Свидетелей Иеговы массово выселяли; судили, не принимали на работу, их детей в школах публично высмеивали, применялось многое другое, чего нельзя обсудить на страницах только одной книги.
Для борьбы со Свидетелями применяли даже средства культуры - театр и кино. "Спектакль "Дьявол на свадьбе" ("Курьер из Бруклина"), поставленную Коломыйским драматическим театром им. Я. Галана по пьесе журналиста А. Хоменко, просмотрели десятки тысяч трудящихся Ивано-Франковской обл. - о чем было сказано в одной из "антиеговистских" книг советского времени [52: 142].
Как видим, давление со стороны властей испытывали все активные Свидетели Иеговы. Члены общины между собой даже говорили: "Если у тебя все хорошо, значит, не той дорогой идешь".
Однако, несмотря на все попытки контролировать, разложить изнутри "иеговистское подполье", дезорганизовать руководство и рядовых верующих, противопоставить одних другим, насаждать параллельные организационные структуры в этом подполье, несмотря на постоянные аресты и судебные процессы, - Свидетели Иеговы оставались "твердым орешком" для тоталитарного режима [19: 411].
Постепенная легализация общины в регионе
Официальная регистрация
"Сила народа - в силе его культуры" (Иван Огиенко)
Деятельность Свидетелей Иеговы (Исследователей Библии) на территории Житомирщины, судя из первых письменных упоминаний, берет свое начало с 20-х годов ХХ века. Однако непрерывная их история тянется лишь с 70-х годов.
Крупнейшие преследования община понесла в период с конца 70-х - начала 80-х годов. Именно в эти годы много Свидетелей Иеговы было публично осуждены в различных учреждениях, оштрафованы, арестованы, заключены и выдворены.
Однако все эти меры, в противовес государственным отчетам, не прекратили и даже не ослабили деятельность общины Свидетелей Иеговы - это число продолжала расти, а организация богослужения продолжала совершенствоваться.
Однако, после символически "холодных времен" для Свидетелей Иеговы в отношениях с советской властью во второй половине 80-х годов ХХ века произошло потепление. Реальные конструктивные сдвиги в церковной политике государства были связаны с политическим курсом лидера СССР М. С. Горбачева. Но произошло это не сразу.
Первые три года так называемой "перестройки и гласности" были утеряны, поскольку характерными чертами этого периода были боязнь резких шагов и топтание на месте. М. Горбачев не использовал благоприятной возможности для завоевания поддержки со стороны всех религиозных организаций и их членов. Это объясняется не только свойственными ему в то время ортодоксальными партийными взглядами на религиозный вопрос, но и ожесточенной борьбой в Политбюро ЦК КПСС и в партийной элите относительно общего курса реформ [58: 36, 27]. Поэтому в общероссийском масштабе кардинальные изменения в отношениях Свидетелей Иеговы и власти произошли лишь в начале 90-х годов.
В конце 1990 года юридические учреждения реабилитировали некоторых Свидетелей Иеговы, вернув им все права. В то же время руководящий комитет Свидетелей Иеговы в Украине сформировал группу, которая представляла Свидетелей Иеговы на встречах с членами правительства. Вилли Поль из немецкого филиала был председателем этой группы [82: 233].
В результате длительных встреч с представителями правительства в Москве и Киеве Свидетели получили долгожданную свободу. Религиозную организацию Свидетелей Иеговы официально зарегистрировали в Украине 28 февраля 1991 года. Это была первая регистрация Свидетелей на территории СССР и одна из первых регистраций религии на территории Украины, что говорит нам о желании этих людей быть в мире и взаимоуважении с властью.
Через месяц, 27 марта 1991 года, организацию Свидетелей Иеговы зарегистрировали также в Российской Федерации. Вскоре после того, в конце 1991 года, Советский Союз распался, а Украина провозгласила свою независимость [82: 233, 234].
Потепление в отношениях с местными властями ощущалось и на Житомирщине. В конце 80-х годов власти реабилитировала многих людей осужденных по политическим или религиозным причинам. Реабилитацию получали и осужденные в прошлом Свидетели Иеговы. В 1988 году такую реабилитацию от коростенских органов власти получил Станислав Скиба.
Свидетелям Иеговы отделом по делам религии в Житомирской области также было разрешено посетить конгресс в Польше.
В районных газетах стали печатать статьи "антикоммунистического направления". В одной из таких статей "Советского Полесья" - "Прежние ценности теряют цену" - даже был помещен отрывок произведения ученика (отец которого Свидетель), где он открыто высказался за желание стать членом организации Свидетелей Иеговы.
Седьмого апреля 1991 года в области произошло первое открытое служение Свидетелей Иеговы, на которое были приглашены представители аппарата "уполномоченного". Встреча прошла в частном доме на ул. Замковой, 14. Во встрече приняли участие 30 человек из всех уголков региона.
В отчетах от областного Уполномоченного Совета по делам религии говорилось, что "в частной беседе после завершения собрания старейшина отметил, что регистрация иеговистских объединений будет иметь место там, где есть потребность в контактах с властями. В то же время, верующие понимают регистрацию духовного центра как регистрацию всех иеговистских объединений" [119].
Так, нежелание идти на регистрацию в советское время помогло Свидетелям сохранить внутреннее единство и не пойти на компромиссы со своей совестью. Однако, когда ситуация изменилась - и теперь мнение власти, которая твердо решила внедрить в жизнь право на вероисповедание и пойти навстречу религиозным общинам, такое отношение стало весомым для руководителей общины, поскольку в ситуации развития посткоммунистического государства официальная власть выступила гарантом демократии.
Крупнейшим триумфом свободы совести относительно взаимоотношений власти со Свидетелями Иеговы была их регистрация в г. Житомире. Сергей Пинигин (г. Житомир), непосредственный участник тех событий, рассказывает, что рекомендацию о регистрации общины в г. Житомире с целью получения ею юридической силы он получил от Е. М. Колесника.
28 августа 1993 было организовано специальное собрание из 10 человек, на котором было принято Положение общины и утверждено решение собрания о такой регистрации. Уже 2 ноября 1993 община получила официальную регистрацию, подписанную председателем исполкома Житомирского областного Совета народных депутатов А. С. Малиновским.
Делая итог, возникает закономерный вопрос: Благодаря кому право на свободу вероисповедания стало гарантом нашего общества? Политикам, религиоведам, государственным служащим или стойкойсти простых верующих? Действительно, сила веры простых верующих и их нежелание принять великодержавную психологию привели к тому, что власть постепенно была вынуждена считаться с их убеждениями и образом жизни.
Надо отдать должное в этом и общине Свидетелей Иеговы, которая, по словам сотрудника отдела по делам религии при областной государственной администрации Александра Пивоварского, достойна уважения только за то, что ни фашистская, ни коммунистическая власть не смогла сломить их твердой веры.
Конгресс 1989 года в Польше и последующие конгрессы в Украине
"Всегда будьте послушны и покорны тем, кто берёт руководство среди вас, а Иегова будет о вас заботиться. А если он захочет шире открыть дверь, потому что это от Него зависит, если это будет Его волей, то Он это сделает". (Член всемирного Руководящего комитета Теодор Ярач. Конгресс 1989 года в Варшаве)
Как отмечено в предыдущей главе, период перестройки и независимость Украины принесли Свидетелям Иеговы долгожданное облегчение во взаимоотношениях с официальными властями на местах. Их уже не арестовывали и не сажали за проповедническую деятельность и хранение религиозной литературы, не проводили с ними разъяснительных бесед на местах работы, не запрещали встречаться вместе. Местная власть перестала препятствовать религиозной деятельности конфессии Свидетелей Иеговы.
Однако, чтобы почувствовать, что изменения проходят не только на местах, а по всей стране, были организованы специальные массовые встречи - конгрессы. Такие встречи еще раз показали общественности всеукраинское и всемирное единство конфессии.
Наряду с тем, этого не скажешь о традиционных религиях с их незатухающими столкновениями внутри общин [97: 62-64]. Традиция проведения конгрессов в международном сообществе Свидетелей Иеговы была всегда. Однако при нелегальном статусе Свидетелей Иеговы в СССР конгрессы были невозможными. 1988 год стал переломным в этом отношении.
С 5 по 7 августа 1988 года в Варшаве (Польша) был организован конгресс, куда были приглашены и житомиряне и жители области.
В 1989 году польские Свидетели Иеговы снова пригласили тысячи совверующих из Украины посетить три международных конгресса в Польше.
С конгресса Свидетели Иеговы привезли в Украину достаточно много литературы. В документах они указывали, что едут навестить своих друзей и родственников. Именно там многие из Свидетелей Иеговы впервые увидели цветную литературу, и именно там Т. Ярач, намекая на грядущие изменения, сказал слова, ставшие эпиграфом к этому разделу. Рукописи (перевод с польского) и аудиозаписи конгресса позже массово распространились среди местных Свидетелей Иеговы.
В следующем 1990 году власть официально разрешила нескольким тысячам Свидетелей Иеговы посетить конгресс в Польше. По списку, представленному в отдел по делам религии старейшиной Новоград-Волынская С. М. Иванцовым, на конгресс от Житомирщины поехало 47 делегатов. В отдельный список были включены 10 человек опаздывающих на конгресс и, чтобы избавить их от незапланированных задержек, Уполномоченный Советом по делам религии А.А. Мельник просил их считать «как лиц убывающих в служебную командировку за границу» [132].
Бывали случаи, когда уже в Польше, верующие из разных государств, активно помогали Свидетелям Иеговы из СССР. Сергей Борцов (г. Житомир) вспоминает, что их проезд и пребывание на конгрессе полностью оплатили австрийские Свидетели Иеговы. Однако так происходило не со всеми Свидетелям, подавляющему большинству верующих нужно было добираться на свои собственные средства.
Начиная с 1991 года конгрессы стали проходить на территории Украины. В августе 1991 года областной конгресс, проходивший во Львове, посетили 17 531 чоловек.
Однако выдающимся событием стал конгресс "Божье обучение", который состоялся в Киеве в августе 1993 года. На конгрессе присутствовало 64714 человек, в том числе и тысячи делегатов из 30 различных стран. Части программы, которые преподносились на английском языке, синхронно переводились на 16 языков.
Большинство местных Свидетелей Иеговы никогда не видели такого количества соверующих, так, как это было с Надеждой Шитик (г. Малин), Свидетели ожидали увидеть не более чем несколько сотен "братьев и сестер" по вере. На этом конгрессе крестилась, т.е. стала членами религиозной организации Свидетелей Иеговы, наибольшее количество людей на одном конгрессе в истории организации - 7402 человека [82: 238].
История общины в г. Малине.
Проектное строительство Зала Царства
"Обратитесь к Свидетелям Иеговы и поучитесь у них правильно вести документацию и эксплуатацию культовых сооружений" (Фещенко, инспектор земельного отдела г. Малина).
Чтобы проиллюстрировать развитие религиозных общин Свидетелей Иеговы на Житомирщине за последние 15 лет, обратим внимание на общину города Малина.
Время появления первых Свидетелей Иеговы в Малинском регионе достоверно неизвестено. Допустимая возможность аналогичности житомирской истории, ведь достоверно известно о существовании немецких поселений на территории Малинского района в начале ХХ века. Так, на территории Радомышльщины существовали многочисленные немецкие колонии [34: 145].
Уже раньше мы могли узнать, что первые Свидетели Иеговы (Исследователи Библии), которые появились на территории области, были именно немцы. Поэтому не исключено, что их представители были и в этом крае. В 30-х годах большинство верующих немцев были расстреляны в г. Житомире. Так, например, произошло с Шитиком Альбертом Михайловичем, отцом одного из первых Свидетелей Иеговы малинского региона Владимира Шитика [134].
Владимир Шитик во время войны был вывезен фашистскими оккупантами для работы в нацистской Германии. Оттуда он бежал в Югославию, где его приютила семья Свидетелей Иеговы. Побывав на первом в жизни суде над Свидетелями Иеговы, он окончательно убедился в правильности решения принятия им вероучения этой конфессии. Вернувшись на родину, он женился на Надежде Николаевной. Через некоторое время они переезжают в Россию, где в начале 60-х годов принимают крещение, то есть становятся членами религиозной организации Свидетелей Иеговы.
За активную религиозную деятельность и по подозрению в "американском шпионаже" Владимир Альбертович был привлечен к показательному суду, на который пригласили несколько сотен человек. Вел дело по словам Надежды Николаевны (г. Малин), судья Ложников. "И все там было, - рассказывает Надежда, - как его фамилия - ложь".
Наиболее болезненные воспоминания о том периоде у Надежды Николаевны были связаны со слухами о состоянии ее мужа в тюрьме. Ей сказали, что ему там выкололи глаза, она просила Володю написать своей рукой несколько слов на коробке спичек, чтобы убедиться, что это не так.
На Житомирщину супруги вернулись лишь в 1970-х годах. Здесь они познакомились с Лидией Огородник, Свидетелем Иеговы из Житомира. Из тех, кто интересовался вероучением Свидетелей Иеговы, на месте была сформировано группа из 8 человек, состоящая из людей различного происхождения, в том числе из активных в прошлом адептов баптистской и пятидесятнической конфессии (например, М. В. Брегель).
Были даже "тайные сторонники", т.е. принимая вероучение свидетелей Иеговы "как истинное", продолжали посещать другие конфессии.
Самым активным проповедником этой группы считалась Г.З. Степаненко, которая жила у железнодорожного пути около г. Ирша, 15 км. от Малина. Галина Зиновьевна Степаненко считается первым Свидетелем Иеговы в Житомирской области. Определенное время, с 31.10.1950 г. до 11.07.1956 г., она была лишена свободы. В документах прокуратуры и Радомышльской районной комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных указывалось лишь то, что ее реабилитация прошла согласно закону Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" [130; 131]. Сама Галина утверждала, что ее арестовали за веру в Бога, поскольку при обыске забрали Библию, как доказательство её вины.
Во время своего заключения Степаненко познакомилась со Свидетелями Иеговы, которые также были репрессированы "за антисоветскую агитацию". И после того, как женщина отсидела ровно 5 лет 5 недель и 5 дней, она возвращается на родину, то есть на станцию Ирша (Радомышльский район, Житомирская область).
Позже, 31 октября 1959 года, Галина Зиновьевна принимает крещение (т.е. становится членом Общества "Сторожевой Башни"). С тех пор она продолжала вести активную религиозную жизнь и посещать встречи в Киеве. В 1980-х годах она заинтересовала вероучением Свидетелей Иеговы Людмилу Сакович (г. Малин), которая также позже становится членом общины.
Как Галина, так и каждый член малинской группы претерпел те или иные преследования со стороны местных властей, религиозных групп или своих родных. Особенно несправедливо было то, что власть больше всего преследовала тех, кто, перед тем как стать Свидетелем Иеговы, был готов, при разных обстоятельствах, умереть за эту власть. В этих обстоятельствах заслуживает глубокого уважения некритический дух Свидетелей Иеговы. Некоторые верующие так и говорили представителям власти: "Устрашает, не устрашайте, а я вас все равно уважаю. Если вас не было бы, в стране был бы хаос".
Определенные трудности для верующих создавали также близкие. Некоторых даже ставили перед выбором: внук или собрание, а от других отказывались их родные. Например, - от Лиды, родной сестры Надежды Шитик, отказался ее племянник, когда она лежала в больнице, оставив ее на соверующих.
В зависимости от обстоятельств, на собрание Малинская группа ездила в разные места: в Клавдиево, Ирпень, Новобеличи, Киев, Коростень и тому подобное. Встречи проходили либо в лесах, или на частной квартире. Мария Викторовна Брегель (г. Малин) вспоминает, что в лесу пытались находить удобные для встречи поляны, причем садились на деревянные балки или бревна. На таких встречах собиралось 50 и более человек и, хотя условия были недостаточно удобны, многим нравились такие места.
Проводил богослужения, в подавляющем большинстве, М. Яценюк из Киева, что свидетельствует об "автономном статусе" малинской группы от других групп Житомирщины. Другими словами, управление малинской группой осуществляли ответственные мужчины киевской общины (собрания).
"Малинская" группа Свидетелей Иеговы включала в себя не только жителей Малина, но и представителей других районов, городов и поселков области. В частности, в группу входили жители поселка Гранитное, Ирша, села Вышевичи (Радомышльский район) и г. Коростеня. Жители Коростеня в разное время посещали как Шепетовские группы, так и киевские (смотрите карту № 1).
Литературой малинцы были обеспечены хуже, чем остальная часть области. Наиболее распространенным методом "печати" публикаций была их ручная перепись. Напечатаные машинкой книги и песенники попадали из Сибири.
Но даже такое количество литературы нужно было тщательно прятать. Галина Степаненко делала это, закрывая ее в банки и закапывая в огороде или в сарае.
Проповедовали малинцы преимущественно в электричках между станциями, следя за тем, чтобы за ними не велась слежка, а также своим родным.
В начале 90-х годов религиозная ситуация в стране изменилась. 7 апреля 1991 малинские Свидетели Иеговы были приглашены на "первое в области открытое служение" в г. Житомире, на котором присутствовали представители "аппарата уполномоченного". Встреча была подробно задокументирована представителями власти. Это были первые шаги к легализации общины в области.
После официальной регистрации конфессии в Украине встречи стали проводиться в г. Киеве. Сначала было одно собрание, проводившее свое богослужение в железнодорожной больнице [152]. В 1992 году в Киеве было уже 4 собрания, и малинские Свидетели Иеговы стали посещать собрание на ул. Дружковской 10. Малинская группа входила в собрание, которое имело номер "758".
В сентябре 1992 года и мае 1993 года собрание посетил член всемирного Руководящего совета Мильтон Хеншель. Мария Брегель (г. Малин) вспоминает, что Мильтон Хеншель на одной из встреч объяснял 12-ю главу книги Екклесиаст (Библия). Фотография встречи сентября 1992 была помещена на странице 701 книги "Свидетели Иеговы - возвещатели Царства Бога" [84: 701].
В то время было принято решение, что в Малине можно проводить встречи отдельно, посылая туда одного из представителей киевского собрания. Обязанность проведения богослужения на месте и обеспечения литературой, взял на себя Сергей Шевчук.
В декабре 1993 года Владимир Шитик и Станислав Скиба были назначены старейшинами малинской группы. В марте 1994 года, в связи с переездом Сергея Шевчука в украинский Вефиль (религиозный центр Свидетелей Иеговы в стране), обязанность проведения богослужения была переложена на Александра Сараева. Позже в Малине появился второй, после Владимира Шитика, крещеный мужчина - Владимир Михайлов.
В июне 1994 года встречи малинской общины переносятся в г. Коростень в зал автопарка, где несколько лет до этого, руководителя коростенской группы Станислава Скибу судили общественным судом. Однако встречи в Коростене проводились уже и раньше.
1994 год стал знаменателен также и тем, что тогда абсолютно исчезла проблема с литературой. Согласно заказу собрания, каждый номер "Сторожевой Башни" начал приходить в количестве 800 экземпляров [152: 6].
В мае 1995 года Свидетелей Иеговы в Коростене посетил районный надзиратель Павел Змешкал. После его визита коростенская группа получила статус собрания. Малинцы же продолжали посещать воскресные собрания в г. Коростене, хотя по будням собрания продолжали проходить в Малине. Вскоре в собрании "Коростень", в составе которого была Малинская группа, появляются новые люди, которые позднее взяли на себя обязанность руководства в общине.
В 1998 году в г. Овруч, были назначены двое специальных пионеров - Андрей и Мария Мельниченко. Перед тем как стать Свидетелем Иеговы, Андрей был активным баптистским проповедником.
В ноябре 1997 года впервые в г. Коростене прошел однодневный конгресс, на котором выступили с речью представители Вефиля (административного центра Свидетелей Иеговы в Украине) и бывшие руководители общины из Киева.
Самой значимой датой для истории общины в г. Малине является 1 октября 2000 года. Именно в этот день было зарегистрировано общину, теократически отделенную от Коростеня - собрание "Малин". 10 августа 2001 "Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Малин" была зарегистрирована в Житомирском областном совете (регистрационное свидетельство № 555 от 10.08.2001 г.) [153: 7].
После регистрации началась работа по оформлению документов на строительство Зала Царства (культового сооружения). Власти место для строительства предоставили бесплатно, и уже после некоторых согласований с Вефилем, 18 марта 2004 года началось строительство проектного Зала Царства.
Для помощи в строительстве в Малин была направлена специальная строительную бригада, которая специализировалась на строительстве Залов Царства. Также в Малин для помощи соверующим Свидетели Иеговы приезжали из разных уголков области и Украины. Обеспечение обедами взяла на себя Малинская община.
Исторически-пояснительная справка. В 1983 году, в США было впервые объявлено об организации Фонда для строительства Залов Царства. Сейчас свой Фонд для строительства Залов Царства есть почти в каждом филиале мира. Позже, в 1987 году, было объявлено о создании Региональных строительных комитетов. Это облегчает бремя, лежащее на тех собраниях, которые сами строят для себя Залы: теперь им оказывается помощь в приобретении земельного участка и материалов, в планировании строительства и координации работы местных добровольных строителей [73: 4].
С марта 1996 года по октябрь 1998 года Руководящий совет одобрил просьбу о займах на строительство 359 Залов Царства, поступивших от филиалов, управляющие деятельностью Свидетелей Иеговы в 11 странах Европы. В Украине почти все Залы Царства строят по стандартному проекту. Это позволило, начиная с 2001 года, построить 283 культовых сооружения. За деньги, пожертвованные в Фонд для строительства Залов Царства, уже построены сотни Залов в Болгарии, Македонии, Молдавии, России, Сербии и Черногории и Хорватии [71: 3,4].
12 мая 2004 считается датой окончания строительства. И уже в начале июня 2004 года, встречи Свидетелей Иеговы в г. Малине начали проводиться в новопостроенном здании. Это стало возможным благодаря дружной работе Свидетелей Иеговы и хорошем сотрудничестве с местными властями. Члены организации Свидетелей Иеговы в Малине особо отмечают слаженное сотрудничество с мэрией, госадминистрацией, архитектурным и земельно-плановым отделом.
Не обошлось и без некоторых трудностей. Агрессивные представители местного населения несколько раз портили здание, бросая в него камнями. Также неоднократно была повреждена вывеска «Зал Царства свидетелей Иеговы», кроме того неоднократно ночные дежурства в Зале срывались людьми в нетрезвом виде. Милиция, по словам верующих, не всегда оперативно реагирует на такие нарушения правопорядка.
Зал Царства Свидетелей Иеговы в г. Малине является результатом первого строительства по стандартному проекту на Житомирщине и второй культовой постройкой в области. Зал Царства также построен в г. Новоград-Волынский. Планируется подобные строительства в Коростене, Бердичеве и Житомире. В г. Житомире планируется построить два комплекса Залов Царства. Девятого апреля 2005 года в Малине состоялось посвящение Зала. На этом торжестве присутствовали 136 человек. Подавляющее большинство присутствующих помогали в строительстве сооружения.
Современный этап деятельности Свидетелей Иеговы. Житомирщина
"[Свидетели Иеговы] наиболее пострадали во времена тоталитаризма. Именно они ценят религиозную свободу, стремятся сохранить религиозный мир и межконфессиональную толерантность" (А. Н. Колодный. Академическое религиоведение [24: 473]).
Сегодня Свидетели Иеговы являются зарегистрированной и легально действующей общиной. Эта конфессия достаточно динамично и быстро развивается, поэтому уже через полгода информация и статистика, приведенная в этом разделе, может устареть.
Свидетели Иеговы благодаря своей проповеднической деятельности стали широко известны среди конфессий Украины и области. Если к вам постучат в дверь, позвонят по телефону или встретят на улице, предлагая "бесплатное изучение Библии" или религиозную литературу, скорее всего, это будут Свидетели Иеговы.
Так, основной деятельностью этой конфессии остается проповедь или "служение". Причем каждый член конфессии считает своим долгом принять участие в этой работе, донося тем самым библейскую весть до как можно большего количества граждан. Проповедническая работа является также одной из возможностей объяснить общественности свою позицию, во избежание недоразумений. Поэтому теперь все неясности можно обсудить с местными Свидетелями, когда они придут к вам через полгода.
Управленческим бюро Свидетелей Иеговы в Украине предусмотрено много мер, чтобы охватить библейской вестью как можно большее количество украинского населения.
Заслуживает внимания еще и то, что свидетели Иеговы на территории Украины распространяют библейскую литературу на 36 языках. В Украине, кроме украиноязычных и русскоязычных собраний Свидетелей Иеговы, в 77 собраниях богослужения совершаются на румынском языке, в 22 - на венгерском. Это свидетельствует о большом влиянии Свидетелей Иеговы в тех регионах и их заботу о потребности национальных меньшинств.
Также проводятся конгрессы на венгерском языке в городе Берегово (Закарпатье) и румынском языке в селе Диброва (Тячевщина, Закарпатье).
Свидетели Иеговы в своей христианской деятельности не только проповедуют своим соседям, коллегам и просто на улице или по домам, как упоминается в Библии [4:1100].
Среди прочего, филиал Свидетелей Иеговы в пгт. Брюховичи (Львов) заботится и о людях, лишенных свободы. Заключенные обращаются с просьбой прислать им Библию и библейскую литературу. Ведется переписка с 120 исправительными учреждениями в Украине.
Только в течение 2002 и 2003 годов было отправлено 804 письма, адресованных заключенным. Им было отправлено 151 Библию, 357 книг, 348 брошюр и 4005 журналов. Даже 40 узников стали Свидетелями, то есть законопослушными гражданами своей государства.
Особые усилия Свидетели Иеговы прилагают, чтобы знакомить с Библией глухих граждан Украины. К таким людям относятся не как к инвалидам, а как к иноязычной группе населения нашей страны. Многие Свидетелей сами захотели выучить язык жестов, чтобы помогать таким людям.
В Украине действуют 5 полноценных собраний на языке жестов - в Киеве, Львове, Харькове, Одессе и Виннице. Богослужения в этих религиозных общинах проводятся только на языке жестов.
Также организовываются конгрессы, проводимые на языке жестов. Например, 02.11.2003 года в Киеве состоялся такой конгресс, на котором присутствовало 1137 человек, и такие конгрессы проводятся регулярно каждый год. Для обучения глухих людей Свидетели Иеговы подготовили видеокассеты с библейской информацией на языке жестов.
Также для слепых людей напечатаны библейские публикации шрифтом Брайля. Такие же мероприятия по проповедования вышеуказанным группам организованы и в Житомирской области. Но прежде чем вспомнить об этих мероприятиях, приведем некоторые статистические данные.
На территории области по состоянию на 1 января 2005 года действуют тринадцать общин Свидетелей Иеговы, и существуют они в городах: Житомир - 5 общин, Новоград-Волынский - 2; Бердичев, Коростень, Коростышев, Новогуйвинск, Малин и Барановичи - по одной общине. Среди них статус юридического лица имеют 6 общин: малинская, барановская, житомирская, Новоград-Волынская, коростенская и коростышевская. В среднем в каждом собрании насчитывается около 100 человек.
Хотя исторические корни Свидетелей Иеговы на Житомирщине достигают начала ХХ века, однако большинство общин образовались в 90-е годы. Например, только в 1993 г. в г. Барановка приехали пионерки для проповедования на той территории, сегодня там отдельный собрание.
Большинство общин Свидетелей Иеговы на Житомирщине русскоязычные, то есть богослужение проводится на русском языке. Однако собрание в Барановке, несколько групп в Малине, Житомире и Радомышле являются украиноязычными. Надеемся, что с течением времени эта ситуация изменится и украиноязычных собраний станет больше, поскольку дети Свидетелей говорят преимущественно на украинском языке.
Житомирская область считается у Свидетелей одной из наименее проработанных областей Украины. Относительно масштабов проповеднической работы, Житомирская область стоит на первом месте по количеству неназначенных территорий (1460 населенных пунктов).
В связи с этим в последние годы, около сорока человек добровольно изменили свое проживание и переехали на территорию области для помощи местным Свидетелям. Переехали не только из других областей Украины, но и из других стран, среди них граждане Польши (г. Житомир, Сивик П.), России (по всей территории области), США (г. Житомир, Клифф и Дженнифер Лакс) и др..
Миссионерская семья Лакса переехала из Управленческого Центра в США (Нью-Йорк, Бруклин) и проповедует в Житомире с апреля 2004 года. По их словам, больше всего, что их поразило, - это спокойный темп жизни в г. Житомире и вежливость его жителей.
На вопросы интервью по поводу их дальнейших планов, отметили, что очень хотят остаться здесь подольше, чтобы иметь возможность больше проповедовать местному населению и изучить украинскую культуру. Также Клифу и Дженнифер очень нравится украинский язык и они имеют целью в дальнейшем его изучить.
Миссионерской работой в регионе занимаются также и специальные пионеры, которые действуют в разных уголках области. В частности, такой работой занимаются такие люди, как Андрей и Мария Мельниченко (Овруч), Игорь и Наталья Матвиенко (Черняхов), Николай Лунга (Житомир), Мирослав Руснак (Житомир), Тарас Мороз и Олег Семылит (Андрушевка).
На современном этапе, часть специальных пионеров проповедует в районах области. Такая практика проповедования в неназначенных и удаленных от собрания территориях стала довольно распространенной в Житомирской области. Например, в г. Андрушевка служит 19 возвещателей, 8 из них - из Киевской и Черниговской областей, Житомира, Киева, Кременчуга, Закарпатья и Донецка.
Также действуют отдельные маленькие группы Свидетелей в таких городах, как Черняхов, Олевск, Овруч, Новая Боровая, Любар, и других городах области, а также в селе Двирец, с. Голованци, с. Пряжево, с. Станишивци и во многих других селах Житомирского района.
На Житомирщине, как и по всей Украине, также ведется проповедование различным частям населения. В частности, в Житомире и Коростене местные Свидетели Иеговы ведут такую работу в исправительных учреждениях города. Соответственно оформив документы и согласовав это с отделом по делам религии при облгосадминистрации, Свидетели Иеговы регулярно, начиная с 1991 года, проповедуют в колониях [119].
В одном из собраний Житомира организовано две группы на языке жестов. Все пункты программы собрания переводятся на язык жестов местными Свидетелями Иеговы, большинство которых либо специально переехали из других местностей, или выучили этот язык ради того, чтобы помогать глухим гражданам г. Житомира.
Однако в благовестническом деле Свидетелей Иеговы не обходится без некоторых проблем. Современная постсоветская история также имеет свои примеры антитолерантности и даже агрессивности по отношению к инакомыслящим. Власть изменилась, но люди со старой психологией остались, даже в политике.
Для примера приводим некоторые выдержки из программы "Государство, религия, народ и коммунисты" Петра Симоненко, руководителя депутатской фракции коммунистов в Верховной Раде, опубликованной в газете "Голос Украины":
"Не иначе, как провокацией против собственного народа, следует назвать поддержку международного конгресса секты "Свидетелей Иеговы".... Во главе этой псевдорелигиозной структуры стоит так называемая "Руководящая корпорация"... как можно на государственном уровне поддерживать эту экстремистскую секту ... Госкомрелигий должен защищать национальные интересы, а не поддерживать такие секты экстремистского направления. Или этот центральный орган исполнительной власти финансируется уже не из Государственного бюджета Украины, а из бюджета «Руководящего корпорации»?" [101: 9].
К сожалению, такие необъективные и заангажированные заявления относительно конфессии Свидетелей Иеговы и Совета по делам религии Украины еще встречаются среди украинских политиков.
Острым также является уровень церковной полемики на страницах областных православных изданий. Нередко в них встречаются материалы явно черносотенного происхождения.
Так, в статье "Патриотизм и современность" благочинный Емильчинского района иегумен о. Роман, обвиняя политиков Запада в намерениях уничтожить православие на украинских территориях, отмечает: "отсюда и вытекает задача западных агрессоров вытеснить православную веру из сердец нашего народа через сектантство, боевики, разврат, пьянство. Только тогда возможно завладеть миром по плану "Протоколов сионских мудрецов". Только после этого можно и провозгласить единого царя из "колена Данова". ("Православное слово", № 11, ноябрь 2002 г.).
Действительно, согласно одному из сообщений соответствующих органов облгосадминистрации, вероучения и практика деятельности Свидетелей Иеговы "крайне негативно воспринимается традиционными религиозными конфессиями, которые не считают их христианами. Это приводит к формированию (даже средствами массовой информации) негативного имиджа этой организации в обществе" [122].
Результатом такого имиджа стало слишком предвзятое отношение к членам этой религии представителями различных слоев общества. Например, иногда через предвзятость некоторых людей детям Свидетелей Иеговы в различных учебных заведениях занижаются оценки, кроме того, хотя члены этой религии считаются прилежными работниками, некоторые работодатели из-за их верования отказывают Свидетелям в работе.
В противоположность распространенному мнению, учеными определена полная бездоказательность утверждений о антигуманной сути этого вероучения. Елена Владимировна Касторская в своем исследовании "Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений...", говоря о Свидетелях Иеговы, отмечает:
"Свидетелей Иеговы знают во всем мире за их просветительскую деятельность, касающуюся не только библейского обучения. В Обществе "Сторожевой Башни" есть программа по борьбе с неграмотностью, которая реализуется в странах Африки и Латинской Америки.... Во всех собраниях Свидетелей Иеговы функционируют бесплатные библиотеки, где есть учебная и справочная литература по различным отраслям знаний, переведенная на многие языки. Ею могут пользоваться все, кто посетил собрание.... Соблюдение Свидетелями Иеговы заповеди "употреблять немного вина" (1 Тимофею 5:23) позволило многим людям, которые стали адептами этой организации, отказаться от злоупотребления алкоголем и употребление наркотиков... Свидетели Иеговы не демонстрируют необъяснимых по-светски чудес, как это существует в православии, баптизме, мормонстве, у чуриковцев и в других конфессиях. В ряде случаев, обучение Свидетелей Иеговы помогает людям изменить своё антиобщественное и преступное поведение на добропорядочное и законопослушное" [138: 234-236].
Однако сегодня все равно есть люди, которые обивают пороги горисполкома с жалобами на проповедническую деятельность Свидетелей и их назойливые методы благовествования.
В этом отношении следует отметить, что если и имеет место это явление, то лишь из-за недостаточной опытности отдельных членов конфессии. В самой же религиозной организации Свидетелей Иеговы предусмотрено много мероприятий по предотвращению нетолерантного отношения со стороны членов этой религии.
Каждую неделю, как уже отмечалось в предыдущих разделах, проводятся Школы теократического служения (ШТС). На ШТС демонстрируются сценки возможных случаев в проповедническом служении, и показывается, как правильно действовать в таких ситуациях.
Кроме того, старейшинами и разъездными надзирателями регулярно проводятся встречи с пионерами, где среди многих тем обсуждаются и толерантные методы проповедования. Взвешенность и уважительное отношение к представителям других конфессий обсуждаются на "школе пионеров", где пионеры, кроме всего прочего, учатся искусству проповеди.
Следует отметить, что Свидетели Иеговы учатся не только хорошо проповедовать, но и всесторонне и своевременно помогать своим соверующим. Во всех собраниях конфессии организованы мероприятия, направленные на помощь членам общины. В некоторых собраниях Житомира действует "программа помощи больным", по которой каждый больной или госпитализированный член собрания не остается без внимания своих соверующих. Старейшины и служебные помощники всех собраний стараются по возможности индивидуально посетить и помочь всем членам общины.
Свидетели Иеговы помогают не только "своим по вере", но и окружающим их гражданам. Скажем, они всегда помогают в похоронах родственников своих соверующих, независимо от того, какой они веры. Неоднократно Свидетелей Иеговы приглашали бесплатно убирать городской парк культуры и отдыха имени Ю. Гагарина, за что они были удостоены благодарности от исполнительного комитета Житомирского городского совета.
В отличие от распространенного мнения, Свидетелями Иеговы являются не только люди с базовым образованием. Свидетелями в регионе считают себя много учителей, преподавателей, студентов и тому подобное. Среди сторонников вероучения этой конфессии есть и оригинальные люди. Например, Александр из Коростеня. На фото в этом разделе выглядит как четырехлетний ребенок, но в действительности ему здесь 21 год. Саше было четыре года, когда произошла Чернобыльская катастрофа. В тот год он перестал расти. Многие дети принимали лекарства, помогавшие в этой болезни, но из-за бедности своих родителей Александр не получил необходимой помощи. Кроме того, парень страдает от заикания, однако, по его словам, он не падает духом. Александр крестился три года назад и уже второй год принимает участие в пионерском служении.
Таким образом, Свидетели Иеговы на обыденном уровне не похожи на те мифические образы, которыми их изображают некоторые СМИ и представители других религий, и чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к ним самим или сделать неповерхностное исследование объективных и авторитетных источников, как это сделано в этой книге.
Но наибольшего внимания заслуживает пример прочной веры этих людей, что не дало им во времена советской власти пойти на компромиссы со своей совестью и сохранить единство в организации. С 30 человек, которые были Свидетелями в конце 70-х годов, несмотря на различные формы преследований, в области выросло целых 13 полноценных общин [113].
Конечно, в определенной степени это следствие демократичности новой власти, толерантности украинского общества, желание сотрудничества местных властей и крепкие религиозные традиции Украины. Однако не это помогло Свидетелям Иеговы сохранить свое верование. Им помогла, хоть это звучит и не сугубо научно, их твердая, крепкая и нефанатичная вера в Бога Иегову.
Часть 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий