6.2. Донесение начальника Отдела пропаганды УСВА провинции Саксония В.М.Демидова начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И.Тюльпанову о секте «Свидетели Иеговы» в г. Магдебурге
3 января 1946 г.
Секретно
№ 06
Начальнику Управления пропаганды СВА в Германии,
полковнику т. Тюльпанову
Направляю вам материалы по религиозному обществу «Свидетели Иеговы» (международное общество исследователей Библии).
По данным криминальной полиции г. Магдебург это общество основано в Америке в 1885 г. В 1912 г. его филиал появляется в Германии в г. Бармен и в 1923 г. в г. Магдебурге.
Руководителями этого общества по г. Магдебургу являются: Эрих Бауэр, 1902 года рождения и Франц Фрост. Эта группа помещается в Магдебурге, ЛейпцигштрассеI, д.16.
Без ведома комендатуры 12 декабря 1945 г. это общество отпечатало на ротаторе листовку об открытом богослужении с проповедью Фрица Адлера на тему «Мировой поворот в свете Библии».
Листовка печаталась на ротаторе, принадлежащем активному члену этого общества Вилли Шуману. Ротатор не был зарегистрирован, поэтому полиция его изъяла, а хозяина оштрафовала. Собрание (богослужение) намеченное на 14 декабря в 11-й народной школе было запрещено, как назначенное без ведома коменданта.
Приложение: на 28 листах только адресатуII.
Начальник Отдела пропаганды СВА провинции Саксония,
майор Демидов
ГА РФ. Ф. Р-7133. Оп. 1. Д. 273. Л. 1. Подлинник.
6.6. Донесение начальника Отдела пропаганды УСВА провинции Саксония В.М.Демидова начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И.Тюльпанову о деятельности секты «Свидетели Иеговы»
17 апреля 1946 г.
Секретно
№ 0549
Начальнику Управления пропаганды СВАГ,
полковнику т. Тюльпанову
Секта «Вахтурм», или «Свидетели Иеговы», была основана в 1881 г. в г. Бруклин (США). Президентом этой секты является Кнор, проживающий в г. Бруклин (США).
Во многих странах имеются уполномоченные Бруклинского центра этой секты.
Уполномоченным по Германии с 1939 г. является Эрих Фрост, раньше проживавший в г. Лейпциг, теперь г. Магдебург, Отто фон Грене-Штрассе, 50. По специальности он музыкант.
В Германии эта секта была основана в 1921 г. под названием «Вахтурм Бибель унд Трактатгезельшафт». С 1939 г. она стала называться «Свидетели Иеговы». Руководящий центр этой секты для всей Германии, возглавляемый Эрихом Фростом, находится в г. Магдебург, Отто фон Грене-Штрассе, 50.
Во всей Германии насчитывается до 800 групп этой секты. Они находятся в городах и крупных селах. Во главе каждой группы стоит груп-пендинерI, получающий руководство непосредственно от Фроста и его аппарата.
В основу учения секты «Свидетели Иеговы» заложена теократия - господство бога во всем мире. Основываясь на этом тезисе, они утверждают, что заниматься политикой бессмысленно и вредно, отсюда их призыв к населению отойти от политической жизни, от мирской суеты.
«Ватикан стремится к политическому господству во всем мире», - заявляет Фрост, - «его уполномоченные являются шпионами, поэтому мы против Ватикана и его политики».
По мнению Фроста, католическая и евангелическая церкви искажают Библию и только «Свидетели Иеговы» правильно трактуют и придерживаются Библии.
С церковью, по его заявлению, их разделяет:
1. Церковь производит святое купание (крещение) детей, они против этого, так как неизвестно, будут ли крещеныеII верующими.
2. Церковь утверждает бессмертие души, они говорят, что вместе с человеком умирает и его душа.
3. Во время гитлеровского режима церковь в той или иной степени проповедовала войну и возносила Гитлера в божеский сан, они являются противниками войны и при фашистском режиме работали нелегально и преследовались гитлеровцами.
В секту «Свидетели Иеговы» идут, в своем большинстве, люди, уставшие от политики, люди, заинтересованные в изучении и пропаганде Библии. Для вербовки новых своих сторонников они проводят индивидуальную работу. В мелких городах и селах один раз в неделю, в крупных городах 2-3 раза в неделю проводятся собрания групп этой секты, где происходит чтение и толкование Библии.
По мнению Фроста, каждый настоящий христианин должен быть проповедником идей бога. Для разъяснения Библии проводятся доклады для населения.
Такие доклады были проведены в городах: Берлин, Хемниц, ГайцI, Пла-денII, Гера и др.
Для пропаганды библейского учения секта издает литературу.
До сих пор они получали литературу из Швейцарии, через французского атташе в Швейцарии.
Литература из Швейцарии перебрасывалась в г. Висбаден и оттуда, по разрешению американских оккупационных властей, распространялась по всей Германии.
За время с января 1946 г. было получено из Швейцарии до 6000 экз. журналов и книг.
В настоящий момент в г. Карлсруэ (американская зона), в распоряжение секты «Свидетели Иеговы» дана типография.
Последний номер журнала «Вахтурм» (за март месяц) вышел в г. Берлине, Шпандау, Седанштрассе, 8.
Прошу дать указания о нашем отношении к этой секте.
Приложения: Брошюры: 1. «Вас ист Вархейт».
2. «Иензайте».
3. «Ерхабене Вархейт».
4. «Фрайхайт ин дер ноен Вельт».
5. «Ди занфтмютиген Ерербен ди Эрде».
6. «Вер ист дайн Готт».
7. «Fragen der Zukunft».
8. «Wiedergeburt der Welt» и журнал брошюр сектыIII.
Начальник Отдела пропаганды
Управления СВА провинции Саксония,
майор Демидов
ГА РФ. Ф. Р-7133. Оп. 1. Д. 273. Л. 336-338. Подлинник.
6.11. Сопроводительное письмо начальника Отдела пропаганды УСВА земли Саксония А.П.Ватника начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И.Тюльпанову к списку сектантских организаций, действующих на территории земли
23 января 1947 г.
Секретно
№ 013
Начальнику Управления пропаганды СВАГ,
полковнику т. Тюльпанову
Направляю Вам список функционирующих по ФЗС сектантских организаций с краткой их характеристикой. Список остальных организаций, требуемых директивой № 06I, будет выслан отдельно.
Объясняю, что при уточнении характера деятельности разрешенных организаций и выявлении возможно существующих подпольно антидемократических организаций потребовалось много времени, в силу чего требуемый список не был представлен в срок, указанный Вами.
Начальник Отдела пропаганды Управления СВА
федеральной земли Саксония,
подполковник Ватник
[Приложение]
Секретно
Список и характеристика сектантских организаций в ФЗС
В ФЗ Саксония существуют и осуществляют свою деятельность, наряду с различными толками христианской церкви, многочисленные сектантские организации, главным образом, христианского типа.
Активизация деятельности сект за последние месяцы характеризуется появлением новых организаций169, повышением количества проводимых собраний-богослужений и созданием новых групп. Так, в одном Дрездене зарегистрировано проведенных сектами собраний-богослужений: октябрь - 48, ноябрь - 97, декабрь - 170, январь (по 15-е) - 153. Учет этих богослужений ведется полицией, дающей разрешение на проведение каждого отдельного собрания и временами контролирующей самый ход собраний-богослужений.
1. Наиболее активной и по всем поступающим данным наиболее политически вредной является деятельность секты «Свидетели Иеговы» («Общество исследователей Библии»), имеющей в Дрездене 12 групп, около 1200 членов и проведшей в декабре 53 собрания, т.е. больше, чем каждая из буржуазных партий в отдельности. После проведенного в Лейпциге 5 декабря прошлого года «Конгресса», эта секта буквально обнаглела и пытается расширить значительно рамки своей деятельности, ориентируясь, главным образом, на проведение многочисленных, хорошо подготовленных и хорошо посещаемых собраний, но не свертывает и индивидуальной работы в квартирах. Темы зарегистрированных за последнее время докладов-проповедей: «Творение», «Библия, твое слово - правда», «Сегодняшние события в свете пророческих высказываний», «Старый и новый мир», «Почему допущены страдания мира», «Христиане в пещи огненной» и т.д.
Все выступления «Свидетелей» носят явно выраженный политический характер. Они активно направлены против католической церкви и нацизма, но одновременно рассматривают всякую государственную власть как орудие сатаны, против которого надо бороться.
Большей частью, особенно на широких собраниях, они очень осторожны в своих формулировках. На собрании 22 сентября 1946 г., проведенном в речной купальне старого ХемницаI, докладчик прямо заявил: «Находящиеся здесь «подслушивающие», можете записать в свой блокнот, что мы будем очень осторожны и не будем давать никакого повода к принятию против нас мер».
Одновременно затрагиваются и сравниваются с библейскими изречениями и пророчествами все текущие политические события, и ведется пропаганда против всех политических партий и всякого участия в политике - вплоть до призыва портить бюллетени при выборах в местные органы власти (Цвик-кау). Так как центральным пунктом проповеди является утверждение близкого светопреставления и установления «царства божьего» («уже при жизни данного поколения»), то всякая восстановительная работа рассматривается как бесцельное, а атомная бомба преподносится как орудие мировой катастрофы, т.е. как положительный фактор (Дрезден, Хемниц). На прямой вопрос слушателей о дате конца мира, отвечают: «Неопределенно, но чем скорее, тем лучше, хоть завтра» (Дрезден). Вот характерная форма их проповеди: «В этом году снова будет Рождество, но уже в прошлом году оно было плохим, причем я еще тогда Вам сказал: "Подождите следующего Рождества, как оно будет выглядеть? Не прав ли я был тогда?... Следующий год будет еще хуже"». Тогда другой член секты заявляет: «Чем хуже, тем лучше - это ускоряет гибель старого мира и приход царства Иеговы».
Собрания «Свидетелей» часто многочисленны - до 1000 и более человек, но, как правило, 200-300. Большинство приходит из любопытства - притягивает острота постановки вопроса «Свидетелями».
Считаю, что создание для этой секты привилегированного положения (официальное допущение при запрещении других) может привести к крайне нежелательным последствиям; запрещение ее во времена гитлеризма само по себе еще не является основанием для создания этого положения, т.к. запрещены были и многие другие секты (например, «Пастух и стадо», «Христианская наука») и прочие.
2. Мормоны. Имеются в Дрездене (среди них много бывших фашистов), в Носсене, Лейпциге и районе Цвиккау и пр. Самоназвание секты «Святая церковь последних дней». Подробности об их деятельности неизвестны.
3. «Пастух и стадо». Секта христианского толка, основанная в январе 1894 г. в Мееране (район Глаухау Хемницкого округа) Августом Хайном (умер в 1927 г.). Сейчас центром секты продолжает оставаться Мееране, где проживает ее теперешний глава Карл Хайн, проводящий дважды в месяц в отеле «Хертель» собрания, на которых присутствует обычно 100-120 чел.. Приезд 80 чел. из Лейпцига и ряда сектантов из Хемница и других городов ФЗС и богослужение 23 ноября 1946 г. послужили поводом к аресту Мееран-ского и Лейпцигского (Пауль Тиме) руководителей и хозяина помещения. Собрания в Мееране и Цвиккау, о которых имеются сведения, носили довольно безобидный, чисто религиозный характер. При Гитлере секта была запрещена. Сейчас группы имеются в ФЗС, Тюрингии и Баварии, причем между ними готовится обмен письмами. Количество членов секты в Советской зоне оценивается в 3500-5000. В американской зоне - местная группа в Рехау. Лейпцигская группа насчитывает 400 членов и охватывает Лейпциг, Леснитц, Вурцен, Цорбиг. Собрания ее проводятся еженедельно в доме № 4 по Крамер-штрассе. Кроме того, имеются группы в Иене (Отто Тёре), Хемнице (Пауль Линке), Роттендорфе (Рихард Шульце), Плауэне (Вальтер Шмидт), Тере (Ланс Пфайфер), Дрездене (Март Шуберт), Майссене (Альберт Флемминг). Всего 12 групп.
4. «Христианская наука» («Здоровье и наука») имеет влияние среди ин
теллигенции. Центр секты - город Бостон. В Дрездене имеется 400-500 чле
нов, руководители Петерсдорф и Елизавета Шульц. Собрания по средам и
воскресеньям еженедельно. В Хемнице - также. Выступают Филипс Арнольд
и Глезер, председатель Фриц Фляйшман. По заявлению гражданки Кайзер,
активным участником этих лекций и лицом, хлопотавшим об их разрешении,
был якобы бывший голландский посол в Германии - Рамбонец.
Темы лекций: «Бог», «Жизнь», «Правда», «Любовь» - присылаются из Бостона. Сейчас сделана попытка организаций лекций в Глаухау (Эльза Дан-напель). На запрос последней из берлинского центра (Вильмерсдорф, Нассау-ишештрассе, 42, тел.: 32-33-67 - Зипен) получен приветI о свободной деятельности секты в Советской зоне оккупации в Берлине.
Секта была распущена в 1941 г. Начало ее деятельности около 20 лет назад. Учение ее изложено в книге американки Мэри Эдди. Книга считается священной и непогрешимой. Учение сводится к тому, что болезней и смерти фактически нет, и что правильным направлением мыслей человек сам может исцеляться. На собраниях демонстрируются подобные «самоисцеленные».
5. «Свободная религиозная община» или «Общество немецкой народной религии» было организовано в Лейпциге 29 августа 1937 г. на собрании под председательством профессора Лейпцигского университета д-ра Эрнста Бергманн, книготорговца Карла Нетер и капитана в отставке Франкиуса. Это была типичная прогитлеровская националистическая религиозная организация - одна из тех, что создавалась в то время в противовес христианской церкви. Год тому назад Карлом Петером в Лейпциге и Максом Зебе-ром в Дрездене были сделаны попытки возобновления деятельности «общества», причем «в духе времени» оно было прекращеноII в почти атеистический цвет и ставила задачей «пропаганду идей Людвига Фейербаха170». Попытка эта была нами отклонена. 12 декабря 1946 г. в Дрездене без нашей санкции состоялось организационное собрание этой секты, на котором присутствовало 68 чел. и был избран «совет старейших» во главе с Максом Зебером.
6. «Армия спасения» - попытки деятельности имели место в Хемнице, Цвиккау и Дрездене. В Хемнице последователей секты насчитывается до 65 чел. Возглавлял ее Пауль Адам. Деятельность ее пресекается административными мерами.
7. «Баптисты» и «Адвентисты 7-го дня» имеются главным образом в крупных городах, немногочисленны, влиянием не пользуются.
8. «Новоапостольская община» существует в Радеберге, Майссене, Вильс-друфф, Цвиккау и других местах. Подробностей о ее деятельности нет.
9. «Евангелическая свободная церковь» (Майссен, Вайнбола), «Новый Се-лоем»I (Цвиккау), «Старые лютеране» (Цвиккау), «Лоренцианцы»171 (Хем-ницкий округ), «Бетаниен», или «Троицына община»172 (г. Дрезден), известны только по имени, подробностей о них нет.
Кроме того, в Дрездене действуют:
10. Немецкий «Орден добрых храмовников»173, около 200 чел. Главная задача их - борьба с алкоголизмом, руководитель Макс Анитц.
11. «Свободная библейская община», выделившаяся из состава «Свидетелей Иеговы» самостоятельная секта, отрицающая увлечение «Свидетелями» политическими вопросами. Насчитывается 600 чел., провела в декабре 23 собрания, во главе стоит Альфред Циммер.
12. «Церковь государства господа Бога», руководитель Роберт Боргес, собрания проводятся дважды в неделю, цель - установление на земле царства божьего путем нравственного самоусовершенствования людей.
13. «Масоны»174. Масоны насчитывают в ФЗС 34 ложи, из которых 4 в Дрездене (около 400 членов), масоновII - члены ЛДП и ХДС. Известно только об организационном собрании в марте прошлого года. По-видимому, собираются нелегально, на квартирах, т.к. группы небольшие.
В течение прошлого года была попытка организации религиозного общества «Всеобщая религия» с примыкающей к нему политической организацией «Орден арийцев» (Лейпциг), а также возобновления «Международного теософического братства» («Теософическое общество в Германии175»). Обе попытки были нами отклонены. Установлено, что теософическое общество подпольно существует. Не исключена возможность подпольной деятельности и первой организации, а также и других, пока вообще неизвестных.
Прошу ваших специальных указаний о допущении или запрещении дальнейшей деятельности перечисленных сект. Повторяю, что создание особогоIII положения для «Свидетелей Иеговы» считаю нерациональным. С другой стороны и огульное запрещение всех сект принципиально было бы неверным и вызовет неблагоприятный отклик. Дифференцированный же подход к ним требует их специального, внимательного изучения, что невозможно без особого занимающегося религией работника в Отделе. Одновременно прошу дать исчерпывающие указания о допустимых формах деятельности евангелической и католической церквей вне общих богослужений (работа с женщинами, молодежью, организации «Внутренней миссии») и т.д.
Начальник Отдела пропаганды Управления СВА ФЗС,
подполковник Ватник
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 190. Л. 67-73. Подлинник.
6.15. Донесение начальника отделения информации УВК города
и уезда Дрезден А.А.Пяткина начальнику Отдела информации СВА земли Саксония Н.А.Кузьминову о деятельности секты «Свидетели Иеговы» в г. Дрездене
5 января 1948 г.
Секретно
№ 03
Начальнику Отдела информации СВА ЗС,
подполковнику т. Кузьминову
Настоящим доношу о предстоящем созыве религиозной сектой «Свидетели Иеговы» провинциальной конференции в период между 23-25 января 1948 г., против созыва который в городе Дрезден мы возражаем исходя из следующих соображений.
Эта секта имеет в городе 21 группу, объединяющую 3000 постоянных членов, и в уезде - 18 групп. Рост влияния этой секты в городе характеризуется неуклонным ростом проводимых ею собраний, что можно видеть из следующей таблицы.
Январь
|
1947 г.
|
59
|
Февраль
|
«
|
48
|
Март
|
«
|
49
|
Апрель
|
«
|
56
|
Май
|
«
|
58
|
Июнь
|
«
|
57
|
Июль
|
«
|
64
|
Август
|
«
|
79
|
Сентябрь
|
«
|
88
|
Октябрь
|
«
|
90
|
Ноябрь
|
«
|
99I
|
Декабрь
|
«
|
113II
|
Четвертая часть проводимых в городе собраний религиозных сект приходится на долю «Свидетелей Иеговы». Каждое собрание этой секты носит не только отвлеченно-религиозный, но и политический характер. Самые темы докладов рассчитаны на то, чтобы заинтересовать, заинтриговать слушателей, как, например: «Почему допущены страдания в мире», «Правда сделает вас свободным», «Старый и новый мир», «Христиане в огненной печи», «Кто такая библейская проститутка» и т.д.
Отношение «Свидетелей Иеговы» к общественной жизни резко отрицательное. Они отрицают государство, военную службу, политическую жизнь, считая, что изменение существующих условий жизни достижимо только путем вмешательства БогаIII. Все это находит свое выражение в высказываниях руководителей секты на собраниях. Так, на собрании 14 октября 1947 г., происходившем в Бюлау (г. Дрезден), докладчик Рюбзамен подчеркнул, что все, которые поддерживают сегодняшние политические организации, стоят против Бога и будут с его пришествием низвергнуты. На съезде, происходившем в Дрездене в августе месяце, некто Клапрот высказался следующим образом: «В предстоящей борьбе, в которой Бог проявит свое могущество через посредство небесных сил, которые ничего общего не имеют с атомной бомбой, убитые будут лежать от полюса до полюса. Их будет так много, что их не в состоянии будут хоронить, что их будут использовать только как навоз для удобрения». Одновременно с этим докладчик рисует слушателям картину будущего царства божьего, в котором жизнь будет без нужды, голода, развалины сами исчезнут, каждый будет иметь домик с садиком, прекрасные улицы будут проходить в городах и селах. Естественно, что пропаганда «домика с садиком» находит благодатную почву в среде последователей этой секты, в рядах которой представлены мелкая буржуазия и отсталые слои рабочего класса, не изжившие еще мелкособственнических идеалов. Для деятельности этой секты характерной является так называемая «полевая служба» (FelddienstI), представляющая собой пропаганду на дому, когда представители этой секты путем обхода всех жителей данного квартала распространяют литературу и одновременно вовлекают в члены этой секты.
Насколько широких размеров достигает пропаганда на дому, подтверждают следующие цифры. Так, Дрезден имеет 417 «агитаторов», если можно так выразиться, которые провели 3396 посещений на дому в течение только одного месяца. Во Фрайтале имеется 63 «агитатора» (514 посещений на дому), Хеллерау - 15 «агитаторов» (118 посещений на дому), Оттендорф-Окрил-ла - 18 «агитаторов» (217 посещений на дому), Поссендорф - 20 «агитаторов» (100 посещений на дому), Радеберг - 21 «агитатор» (181 посещение на дому), Райхенберг - 24 «агитатора» (194 посещения на дому), Вайксдорф - 13 «агитаторов» (92 посещения на дому) и т.д.
Эти данные свидетельствуют о том, что руководители этой секты придают исключительное значение организации домашней пропаганды, вербовке членов на дому через представителей своей секты.
На собрании, происходившем 18 декабря 1947 г. в Вайсер-ХиршII руководитель группы Гофман сокрушался, что в последние 3 месяца резко снизилось число агитаторов по данному участку, в подтверждение чего он привел следующие данные: сентябрь - 46, октябрь - 42, ноябрь - 31. Он потребовал объяснения неудовлетворительной работы «агитаторов» и предложил им улучшить пропагандистскую работу на дому.
В этой связи нельзя не обратить внимания на порядок дня, созываемого 23-25 января съезда, где одним из основных вопросов является организация пропаганды на дому, чему посвящается в работе съезда целый день (24 января). Задача созываемого съезда состоит в подведении итогов работы за второе полугодие 1947 г., постановке задачза первое полугодие 1948 г., причем особенный упор делается на так называемую «полевую службу», т.е. пропаганду на дому. Деятельность этой секты не может не привлечь нашего внимания уже только потому, что она находит поддержку у американских властей, т.к. сама является сектой американского происхождения.
Донося Вам об этом, считаем со своей стороны нецелесообразным разрешение созыва съезда этой секты в г. Дрезден, о чем просим Вас ходатайствовать перед вышестоящими органами.
Начальник отделения информации УВК города и уезда Дрезден,
полковник Пяткин
Резолюции: т. Кочетову. Я думаю, что мы должны ограничить собрания секты, тем более, что они часто носят антидемократический характер. Мы можем им предложить заниматься богослужением, но не вмешиваться в общественно-политическую жизньIII. 5/I-48 г.
Использовать для донесения и запросить в Управлении информации о конференцииII. 9.I/48.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 233. Л. 1-3. Подлинник.
6.16. Донесение начальника отделения информации УВК г. Дрезден М.П.Кирпичева начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония Н.А.Кузьминову о деятельности секты «Свидетели Иеговы» в г. Дрездене
29 октября 1948 г.
Секретно
№ 01059
Начальнику Отдела информации СВА ЗС,
полковнику т. Кузьминову
Истекшие 3 квартала текущего года характеризуются ростом собраний, проводимых религиозными сектами, что подтверждают следующие цифры:
собраний
Январь
|
1948 г.
|
294
|
Февраль
|
1948 г.
|
312
|
Март
|
1948 г.
|
344
|
Апрель
|
1948 г.
|
372
|
Май
|
1948 г.
|
415
|
Июнь
|
1948 г.
|
379
|
Июль
|
1948 г.
|
322
|
Август
|
1948 г.
|
410
|
Сентябрь
|
1948 г.
|
419
|
Итого: 4067 собраний
За 9 месяцев 1947 г. с января по сентябрь было проведено 1854 собрания. Таким образом, количество проводимых религиозными сектами собраний за 1948 г. возросло более чем в два раза, по сравнению с прошлым годом.
По-прежнему наиболее политически опасной и идеологически вредной в современных условиях Германии является деятельность секты «Свидетели Иеговы». Третья часть проводимых в городе собраний религиозных сект приходится на долю «Свидетелей Иеговы», что подтверждают нижеследующие данные:
Январь
|
1948 г.
|
103
|
собрания
|
Февраль
|
1948 г.
|
89
|
«
|
Март
|
1948 г.
|
109
|
«
|
Апрель
|
1948 г.
|
112
|
«
|
Май
|
1948 г.
|
112
|
«
|
Июнь
|
1948 г.
|
114
|
«
|
Июль
|
1948 г.
|
102
|
«
|
Август
|
1948 г.
|
101
|
«
|
Сентябрь
|
1948 г.
|
118
|
«
|
Итого: 960 собраний,
тогда как за 9 месяцев 1947 г. было проведено лишь 558 собраний. Данная секта провела в течение 3 квартала 321 собрание. Так, в июле этой сектой было проведено 102 собрания, тогда как ЛДП провела лишь 50 собраний, а ХДС только 19. В августе ЛДП было проведено 45 собраний, ХДС - 16, а «Свидетели Иеговы» - 101 собрание. Такая же картина в сентябре месяце. Эти сравнительные данные свидетельствуют о росте влияния этой секты. Рост влияния этой секты в уезде Дрезден характеризуется ростом ее местных групп. Если в прошлом году насчитывалось 14 групп, то в текущем году организовано 14 новых групп в следующих населенных пунктах: Ра-бенау, Тарандт, Арнсдорф, Харта, Хостервитц, Кляйннаундорф, Нидерзедлиц, Оберварта, Пестервиц, Пильниц, Риппен, Зайферсдорф, Уллерсдорф, Вильшис-дорф. Сейчас эта секта имеет в уезде 28 постоянных групп.
Городская организация разделилась на пять самостоятельных групп, каждая из которых имеет своего отдельного руководителя, тогда как в прошлом году на весь город был один руководитель. Каждое собрание этойсекты носит не только отвлеченно-религиозный, но и политический характер. Характернойдля деятельности этойсекты в последнее время является пропаганда новой мировой войны, причем проповедники пытаются воздействовать на слушателейописанием ужасов предстоящейвойны с применением атомнойбомбы, заявляя, что только последователи этойсекты найдут спасение, а потому все должны примыкать к этому движению. Проповедники сравнивают, как правило, текущие политические события с событиями, описанными в Библии, проводят между ними аналогию. Деятельность этойсекты носит в последнее время ярко выраженныйполитический характер, подтверждением чему служат нижеследующие примеры, представляющие стенографические записи проводимых ими библейских собраний. Так, на одном из собраний, происходившем в Бюлау, докладчик привел содержание однойиз глав Библии, имеющей, как он сказал, отношение к современности, где говорится, «что на земле будет притеснение среди народов. Народные массы будут в состоянии беспокойства. Народы будут стоять против народов». Затем он добавил, что это мы видим и сопереживаем в наши дни. Проповедник Эрнст Пиецко в речи, обращеннойк слушателям, сказал, что двух атомных бомб, каждая весом пять фунтов, достаточно для уничтожения 170 тыс. человек. Далее он нарисовал картину ужасов третьеймировой войны, говоря, что земля будет покрыта трупами, в том числе и трупами последователейИеговы, но последние, после спасения их Иеговой, станут бессмертными.
Проповедник Либиг (старыйгород) рассказывал слушателям о третьей мировойвойне, которая будет еще ужаснее, чем прошлая, благодаря применению атомного оружия, сравнил современное общество с ярмарочным балаганом, на это сравнение слушатели реагировали репликой, что жизнь в восточнойзоне как раз можно характеризовать, как ярмарочныйбалаган. Докладчик на это ответил, что «Свидетели Иеговы» не должны вмешиваться в политическую борьбу. Проповедник центрального правления этойсекты Адлер посвятил свойдоклад современным политическим событиям, рассматривая их как предвестников недалекого конца мира. Далее, он сказал, что «Свидетели призваны предостеречь человечество от третьеймировой войны. Изготовление атомнойбомбы и бактерийозначает, что не 35 миллионов людейбудет уничтожено, как это было в последнейвойне, а 350 миллионов. Много говорят теперь о мире. На плакатах мы читаем: "Борись за мир". Мы, Свидетели Иеговы, призываем: "Держи мир". Мы являемся подданными того или иного правительства, но нельзя от нас требовать того, что не отвечает нашим убеждениям, мы не плутуем в труде, каждыйдолжен делать то, что он хочет, иначе нет демократии, а только диктатура». Последняя фраза была воспринята слушателями аплодисментами.
На собрании, происходившем в одном из районов города (Лобтау), некий Фогель (в прошлом член КПГ) выступил против организации Объединенных Наций179 в следующейформе: «Союз народов, зверь ужаса, после 1933 г. исчез, возродившись снова теперь в образе Организации Объединенных Наций». Затем, он подчеркнул, что к преследователям Свидетелей относятся религия в образе церкви и политика в образе партии. Далее, он сказал, что «Вильгельм КененI утверждает, что мы, "Свидетели Иеговы", находимся на службе у Америки и ведем здесь шпионскую деятельность. Это неправда. Мы также отбрасываем политику Трумэна».
На собрании в районе Блазевиц, происходившем 27 сентября, некий Шпенглер заявил, что распространению их учения или, как он выразился, распространению слова правды Евангелия препятствует, с одной стороны, католическая церковь, и, с другой стороны, безбожный коммунизм, который господствует в странах народной демократии, несмотря на наличие в этих странах католической церкви.
Благодаря вмешательству Георга Бэра (одного из городских руководителей) начавшаяся дискуссия была направлена в религиозное русло.
Все это свидетельствует о том, насколько политически вредной является деятельность этой секты, объективно направленная против всех демократических мероприятий, проводимых в нашей зоне. Достаточно напомнить их отрицательное отношение к движению народных конгрессов, народному опросу180, денежной реформе, о чем мы в свое время сообщали специальным донесением.
Для деятельности этой секты характерной является так называемая «полевая служба», представляющая собой пропаганду на дому, когда представители этой секты путем обхода всех жителей данного квартала распространяют литературу и одновременно вовлекают в члены своей секты. Пропаганда на дому по-прежнему систематически проводится этой сектой.
Так, на собрании от 14 октября (район Лаубегаст), на котором присутствовало 140 чел., Георг Бэр познакомил собравшихся с организационным планом центрального правления этой секты (г. Магдебург) и потребовал, чтобы группы в 4-6 чел. не менее 4 раз в месяц посещали бы определенную группу домов с целью вовлечения широких масс населения в ряды этой секты. На другом собрании, происходившем 23 сентября 1948 г. (присутствовало 120 чел.) Шпенглер, инструктируя так называемых «агитаторов» на дому, говорил, что «не надо агитировать в трамвае, на улицах и площадях, а следует ходить от дома к дому, только так мы добьемся успеха».
В результате обмена опытом было предложено, чтобы по домам ходили вдвоем, так как это дает лучшие результаты. Руководители этой секты не ограничиваются обычным инструктажем, а прибегают к демонстрации на сцене перед «агитаторами», как следует проводить пропаганду на дому. В таких случаях, один из проповедников играет роль «агитатора», а другие изображают членов семьи квартиры, куда пришел «Свидетель Иеговы». Каждому из «агитаторов» на дому вручается карточка, на которой он пишет название улицы, номер дома и фамилию жильца, которого он посетил, а также отмечает (условными сокращениями), как реагировал данный гражданин на пропаганду и получил ли он литературу для чтения.
«Свидетели Иеговы» вовлекают в свои ряды и учащихся школ. Так, на одном из собраний в сентябре месяце некий Беме с удовлетворением констатировал, что на собраниях все чаще появляются дети школьного возраста.
Все это лишний раз подтверждает, что руководители этой секты придают исключительное значение организации домашней пропаганды, вербовки членов на дому через представителей своей секты. Деятельность этой секты находит поддержку у американских властей, члены этой секты получают материальную помощь из Америки, что используется в качестве приманки при вербовке новых членов. Достаточно сказать, что все члены этой секты, например, в г. Дрездене получили обувь, а также другие предметы домашнего обихода. Во второй половине августа Георг Бэр сообщил, что обувь поступила из Америки и что все, нуждающиеся в ней, ее получат. Один из популярных среди «Свидетелей» города проповедник Либиг сказал, что наши противники утверждают, что мы являемся американской организацией, так как центр этой секты находится в Нью-Йорке. И далее он подчеркнул, что Америка выбрана самим Иеговой, так как это единственная страна, которая оказалась нетронутой, пощаженной в результате последней мировой войны. Таким образом, сами руководители этой секты не отрицают своей духовной и материальной связи с Америкой. Представитель центрального правления Советской зоны Адлер (из Магдебурга) сообщил, что в американской зоне в г. Висбадене создан второй центр по руководству этой секты, причем с самостоятельной типографией, что облегчит печатание и распространение пропагандистской литературы.
На основании всего вышеизложенного считаем со своей стороны целесообразным если неI запрещение, то ограничениеII деятельности этой секты, члены которой показали себя в роли поджигателей новой войны (пропаганда новой войны является основной темой их собраний), в роли американской агентуры, смыкаясь с международной реакцией в своей ненависти к новой демократической Германии.
Начальник отделения информации УВК города Дрезден,
майор Кирпичев
Резолюция: К[апита]ну Песикову для принятия мер и доклада. Н.Кузьминов. 2.11.48.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 235. Л. 97-101. Подлинник.
6.19. Донесение начальника отделения информации УВК
г. Лейпциг И.И.Дырды начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония В.А.Крюкову о деятельности секты «Свидетели Иеговы»
30 мая 1949 г.
Секретно
г. Лейпциг
№ 0278
Начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония
В городе имеется четыре самостоятельных группы, объединяющие верующих участников секты. Религиозная организация «Свидетелей Иеговы» официального членства не имеет, активно посещающих мероприятия секты насчитывается до 1000 чел.
Отдельные группы секты возглавляют:
1. Эрих Роланд, рождения 1891 г., беспартийный, член ФФН182 (группа Лейпциг, Юго-запад). Группа имеет 8 подгрупп.
2. Эвальд Арнольд, беспартийный. Член ФФН (группа Лейпциг, северо-восток). Группа насчитывает 5 подгрупп. Арнольд год тому назад был приговорен к 1000 марок штрафа за проведение неразрешенного комендатуройсобрания.
3. Вальтер Аксе, беспартийный, член ФФН (группа Лейпциг, северо-запад). Группа насчитывает 7 подгрупп.
4. Оскар СтольцельI, беспартийный (Лейпциг, юго-восток). В группе 4 подгруппы.
В подгруппах еженедельно проводятся занятия-богослужения. Занятия посещается кругом людейв 20-30 чел.
Секта ежемесячно получает около 200 экз. журнала «Вахттурм»II из Магдебурга. Месяц тому назад получена книга «Годвархавтиг»III - 100 экз. Газета и книга распределяются бесплатно для наиболее фанатичных сектантов. Руководители групп подчиняются непосредственно Магдебургу.
В 1945 г. в секте произошел раскол, в результате которого откололась группа, назвавшая себя «Бибельлергемайншафт»IV. Раскол произошел в результате разногласийв толковании различных пунктов Библии. Отколовшаяся группа является не столь фанатичной, как сама секта. Средства для оплаты помещений, где происходят богослужения, по утверждению руководителей секты уплачиваются за счет добровольных взносов верующих. Добровольные взносы составляют около 600 марок в месяц.
Большая часть членов секты принадлежит к трудящейся части населения (рабочие, ремесленники, домохозяйки).
Действия секты, убеждения которой сводятся к догме о наступлении конца света, являются безусловно вредными, т.к. пропаганда секты тормозит демократическое восстановление Германии и направляет определенную часть населения в мистическийомут, что безусловно способствует интересам эксплуататорских элементовV.
Прогрессивная часть населения возмущена поведением секты, в частности, ее отрицательным отношением к выборам в 3-йНародныйконгресс.
В отделение поступили заявления окружного правления «Культурбунда» и отдельных граждан города с требованием прекращения дальнейшей деятельности секты, направленнойво вред демократизации страны.
Нужно отметить, что, как правило, когда органами Советскойвоенной администрации и немецкойполицией акцентировалось внимание на деятельность секты, собрания секты посещались большим кругом интересующихся и, наоборот, в тех случаях, когда комендатура и полиция не обращали внимания на секту, посещаемость богослуженийи интерес к ним у населения понижался.
Приложение: заявления немецких организаций и отдельных граждан с просьбой о прекращении деятельности секты на 7 листах, только адресатуI.
Начальник отделения информации
в[оенной] комендатуры г. Лейпциг,
подполковник Дырда
Резолюция: Тов. Рудакову. Необходимо принимать контрмеры, чтобы пресечь их активность. 2/VI. Крюков.
Помета: Исполнено. Изъято приложение на 7 листах для пересылки в Управление] информации.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 119-120. Подлинник.
6.20. Донесение начальника Отдела информации УСВА земли
Саксония В.А.Крюкова начальнику Управления информации СВАГ С.И.Тюльпанову о деятельности секты «Свидетели Иеговы» в земле Саксония
29 июня 1949 г.
Секретно
Начальнику Управления информации СВАГ, генерал-майору т. Тюльпанову
Согласно официальным данным центрального руководства секты «Свидетели Иеговы» в г. Магдебурге в настоящее время в земле Саксония имеется около 140 тыс. приверженцев секты.
Саксония разделена на 12 церковных округов секты «Свидетели Иеговы». Каждый округ объединяет 15-25 приходов. Приход создается в общине. Всего в Саксонии 231 приход. Структурное деление секты на церковные округа не соответствует административному делению земли: разные приходы (общины) одного и того же района земли входят в разные церковные округа секты. Во главе церковного округа стоит окружной проповедник, во главе прихода - проповедник.
В приходах секты каждую неделю от одного до трех раз происходят богослужения. Богослужение проводится или в специально арендуемых для этой цели помещениях (локалях), или на квартирах приверженцев секты. На каждое богослужение приходит обычно от 40 до 120 чел. Отдельные богослужения в крупных городах привлекают до 300 посетителей.
Каждые 2 раза в год проводятся окружные богослужения, которые длятся 3 дня. На окружные богослужения прибывают 500-600 приверженцев секты из разных районов земли. Обязательными участниками таких богослужений являются представители из Магдебурга.
Большое место в деятельности секты занимает миссионерская работа. «Агитаторы» секты ходят из дома в дом и пропагандируют среди жителей основные догмы своей веры. Для систематического проведения домашней агитации создаются группы по 7-8 чел. во главе с так называемым провозвестником. Каждая такая группа ведет учет проведенных на дому посещений с целью вовлечения новых членов в ряды секты. «Агитатору» на дому вручается карточка, на которой он пишет название улицы, номер дома и фамилию жильца, которого он посетил, а также отмечает, как реагировал тот или иной житель на пропаганду. Каждый такой «агитатор» обязан в течение месяца сделать около 12 посещений жителей. После 4 посещений одного и того же лица «агитатору» разрешается занести его в карточку; предполагается, что это лицо вступило в веру «Свидетелей Иеговы». Домашняя агитация достигает очень широких размеров. Так, в районе Нойштадт г. Дрездена насчитывается 138 «агитаторов», которые в течение одного месяца посвятили пропаганде на дому 1789 часов. Однако руководитель этой группы Зигфрид Ликинт считал это недостаточным, так как в предыдущем месяце было проведено на 600 часов больше.
Полное невмешательство в политическую жизнь страны является одним из основных принципов секты «Свидетели Иеговы». По мнению руководителей секты, это является важным критерием истинности веры, отличающим «Свидетелей Иеговы» от других церквей, «засоренных политикой». Формально «Свидетели Иеговы» соблюдают это правило: руководство секты никогда не высказывало публично своего отношения к основным политическим и экономическим проблемам послевоенной Германии; приверженцы секты не принимают участия ни в одной политической или хозяйственной кампании.
Однако на деле в практике деятельности отдельных представителей секты вырисовывается истинный смысл заявлений о невмешательстве в политику. Отказываясь от поддержки демократических преобразований, проведенных в Советской зоне оккупации Германии, не принимая участия в политических кампаниях, проводимых прогрессивными силами страны с целью достижения единства Германии и скорейшего заключения справедливого мира - сектанты в то же время агитируют других следовать их примеру. Эта агитация проводится в завуалированной форме, под прикрытием библейских цитат и слова божьего и направлена на то, чтобы отвлечь немцев от активного участия в демократическом строительстве, сделать из них фанатиков, верующих в возникновение нового мира, где все будут жить хорошо. Проповедники секты говорят, что современный мир несовершенен, что приближается конец людской власти на земле; нет никакого смысла заниматься восстановлением и развитием хозяйства и борьбой за единство Германии, так как бог Иегова устроит мир по-своему.
Особенно ярко это выразилось в период подготовки к выборам в 3-й Народный конгресс.
На богослужении в городе Планиц (район Цвиккау) в мае месяце проповедник Эрих Шульц заявил:
«Я в воскресенье не пойду голосовать. Нам приходится только один раз выбирать, и мы избрали Иегову... Старый мир будет уничтожен и будет построен новый мир, мир Иеговы».
Проповедник Фриц Пелениг говорил жителям деревни Клиппен (район Пирна):
«Иегова запретил голосовать в Народный конгресс, так как это противоречит его законам. Единства и мира никогда не будет без участия Иеговы».
Работник правления профсоюзов района Каменц Буш пишет:
«Пропагандисты "Свидетелей Иеговы" ходили из дома в дом и рассказывали трудящимся, что только Иегова может определить, когда будет восстановлено единство Германии. Поэтому выборы в Народный конгресс не имеют смысла».
Фрау Хульда БайерI (община Айзиндель, район Хемниц) 16 маясообщила, что ее в воскресенье посетила женщина, назвавшаясебя«Свидетельницей Иеговы» и сказала, что никакого улучшенияв Советской зоне ожидать нельзя, что надо надеяться только на Иегову. Женщина обещала фрау Байер оказать материальную помощь, если она будет посещать собраниясекты и не примет участияв голосовании, а уж если пойдет на участок, то проголосует «нет».
В г. Хемниц проживает член секты, некий Рихтер, имеющий старую мать, котораясама не могла дойти до избирательного участка. 16 маячлены избирательной комиссии прибыли к ним на квартиру с урной дляголосования. Когда Рихтер увидел, что его мать проголосовала «Да», он вырвал у нее бюллетень и порвал его.
8 г. Каменц накануне выборов у многих жителей в ящиках для писем поя
вились записки: «"Свидетель Иеговы", отдай и ты свое "Нет!"»
На богослужении секты, происходившем 17 маяв г. Дрездене, проповедник Ливиг коснулсяв своей проповеди итогов прошедших выборов в Народный конгресс. При этом он сказал:
«Во времена императора Вильгельма, когда последний начал войну, люди кричали "Да", в 1933 г. они не столько кричали, сколько рычали "Да". В 1949 г. люди снова делают то же самое».
Все эти и многочисленные другие факты периода выборов в Народный конгресс свидетельствуют о том, что секта «Свидетелей Иеговы» активно работает на стороне антинациональных элементов немецкого народа.
Некоторые высказывания проповедников секты являются прямым отражением той истерической пропаганды новой войны, котораяхарактерна для стран англо-американского блока.
28 февраля, во время проповеди в ресторане «Хирш» (г. Хемниц), проповедник Шуберт заявил:
«Библейского потопа уже не будет, но человечество за свои грехи будет уничтожено атомной энергией».
14 мая, накануне выборов в Народный конгресс, окружной проповедник Герман Доминке сказал во времябогослуженияв г. Хемниц:
«Война неизбежна. Война необходима длятого, чтобы в живых остались только лучшие люди. Сильные мира сего сидят за столом и говорят о войне и, фактически, эту войну готовят».
9 апреляв г. Пирна состоялось богослужение местного прихода «Свидете
лей Иеговы», на котором выступил с проповедью Рудольф Гирбрих. Он заявил:
«Иегова стоит за войну, но за такую войну, после которой будет вечный мир. Это будет война против тех, кто выступает против Иеговы, кто запрещает нам проводить мероприятия по воле Иеговы. Это будет война против тех, кто сеет беспокойство на земле, т.е. против тех, кто разжигает классовую борьбу».
Проповедник прихода Горнсдорф (район Хемниц) Эмиль Герлах написал письмо в местный комитет «Народной солидарности». В этом письме он пишет, что задача «Свидетелей Иеговы» - построить такое общество на земле, которым будет править выделенный богом король; под руководством этого фюрера такое общество будет установлено во всем мире. Герлах заканчивает свое письмо следующими словами: «Мы призываем всех людей, имеющих хорошую совесть, бороться вместе с нами за образование нового общества. Мы выступаем против господства сатаны с его нетерпимыми организациями и системой политической и религиозной диктатуры».
Эти высказывания логически перекликаются с выступлениями англо-американских поджигателей новой мировой войны. Если учесть, что международное руководство секты «Свидетели Иеговы» находится в Бруклине (Нью-Йорк) и что «Свидетели Иеговы» в Германии периодически получают материальную помощь (в виде посылок) из Америки, то эту связь нельзя назвать случайной.
Кроме того, высказывания некоторых проповедников секты были направлены против Советских оккупационных властей. Так, 15 мая на богослужении в общине Эрика (район Хойерсверда) проповедник Штрангфельд, призывая присутствующих не принимать участия в голосовании, заявил:
«Политика Восточной зоны никому не нужна, ее надо устранить и это сделает бог Иегова».
Окружной проповедник Герман Доминке на запрещенном комендатурой собрании «Свидетелей Иеговы» в г. Дебельн 27 мая 1949 г. заявил:
«Из-за своих религиозных убеждений я признаю только законы бога Иеговы и те законы земли, которые не противоречат законам божьим. На приказы СВАГ я не буду обращать внимание, если они направлены против божьих заповедей».
Аналогичное заявление сделал там же проповедник города Дебельн Иоганнес Егер.
Пропагандируя среди населения Библию, проповедники секты подчеркивают в ней именно те места, которые более всего устрашают слушателей, вызывают у них неуверенность в сегодняшнем дне и страх за будущее. Некоторые пространные и часто далекие от истинного смысла толкования Библии вызывают далеко идущие последствия. Так, на богослужении в г. Бишофсвер-де (район Баутцен) 15 мая 1949 г. проповедник долго и подробно говорил о том, что:
«Дети, женщины, мужчины вскоре будут уничтожены богом. В живых останутся только те, которые принадлежат к нам, "Свидетелям Иеговы". Мы должны богу в этом помочь».
Сектанты стали на деле осуществлять указания, полученные на собрании. 24 мая в 5 часов утра сектант деревни Бельмсдорф (близ Бишофсверды) Фриц Лебельт зверски убил свою жену, нанеся ей кухонным ножом несколько десятков ран. Его две 15-летние дочери избегли той же участи только благодаря быстрому бегству. После убийства жены, Лебельт подошел к окну и обратился с краткой проповедью к толпе, собравшейся на крик его жены и дочерей: «Время пришло. Я свою любимую жену принес в жертву. Семена всходят и вы, собаки, должны в это верить. Убийство неверующих в Иегову является теперь священным делом». После этого он, с молотом и ножом в руках, бросился на толпу, но был арестован подоспевшей полицией. Расследование подтвердило, что Лебельт был убежденным приверженцем секты «Свидетели Иеговы» и что убийство жены, отказавшейся вступить в секту, является следствием его религиозного фанатизма.
Последовавшие события показали, насколько было велико возмущение населения. На улицах Бишофсверды появились нелегальные листовки, которые гласили: «"Свидетели Иеговы" осуществляют свои зверские планы уничтожения людей на земле. Жители Бишофсверды, будем ли мы терпеть это дальше? Сегодня "Свидетели" убивают своих жен, а завтра начнут убивать нас. Довольно! Мы требуем роспуска этой бандитской секты».
Через несколько дней после этого население забросало камнями окна локаля в деревне Демиц-Тумиц, где происходило богослужение «Свидетелей Иеговы». В районе состоялось ряд собраний, на которых выносились резолюции с требованием запрещения этой секты. Центральное руководство секты, обеспокоенное падением авторитета секты далеко за пределами района Баутцен в связи с убийством и желая смягчить впечатление от этого факта, направило 12 июня в г. Бишофсверда и в деревню Бельмс-дорф большую группу (около 350) своих лучших пропагандистов из Дрездена, Герлица, Баутцена и других мест, для соответствующей обработки населения. Население встретило этих нежданных гостей очень враждебно. Их выгоняли из квартир жителей, говоря: «Пошли прочь, убийцы!» Некоторых и пропагандистов встречали кольями, многих облили холодной водой. Когда «Свидетели Иеговы» попытались собрать митинг на базарной площади, то население потребовало, чтобы они разошлись. Когда сектанты воспротивились этому, население стало разгонять их силой. Завязалась драка, которая была прекращена только благодаря вмешательству полиции. Пропагандисты вынуждены были уехать. Полицейская охрана, которую они потребовали для сопровождения их на вокзал, спасла их от дальнейшей расправы со стороны жителей.
Полицейское управление района Баутцен запретило деятельность секты «Свидетели Иеговы» в районе.
Немецкие органы самоуправления и районные военные комендатуры получают многочисленные письма от общественных организаций и отдельных жителей, в которых выражается протест против религиозного одурманивания и антидемократической пропаганды, проводимой сектой «Свидетели Иеговы». Так, жители района Гроссенхайн пишут:
Оскар Рихтер: «...Я категорически выступаю против этой секты. Слишком часто приходится мне перед носом у их проповедников закрывать двери моей квартиры. Каждый раз я их предупреждаю, чтобы они больше не приходили, но они приходят снова. И это каждую неделю...»
Пауль Шуберт: «...За распространение слухов о конце света и перемене власти, за одурманивание населения секта "Свидетели Иеговы" становится невыносимой...»
Фрау Глясберг: «...Члены секты своим хождением по квартирам нарушают покой населения. Когда им не открывают, они стучатся и часами стоят у дверей. Их методы вербовки переходят все грани демократического порядка...»
Фрау Урбах: «...Пора запретить подкупкуI людей продуктами из Америки. Использовать недостаток питания в эгоистических целях секты - это просто преступление. А еще говорят, что они верят в бога...»
Фрау Хартиг: «...Секта использует женщин и переселенцев для вербовки новых членов... Говорить о вере в бога и подкупать подарками из Америки! Нет, это уж слишком нагло».
Возмущенное население требует запрещения деятельности секты «Свидетели Иеговы».
Вывод:
За последнее время религиозная секта «Свидетели Иеговы» расширила сферу своей деятельности и распространила свое влияние на значительную часть населения, особенно женщин и переселенцев. Своей религиозной пропагандой секта старается отвлечь население от активного участия в хозяйственной и политической жизни страны. Под видом библейских догм проповедники секты агитируют население против антифашистско-демократического порядка, установленного в Советской зоне оккупации Германии, настраивают население против партий и общественных организаций, борющихся за единую Германию и за мир во все мире.
Такого рода деятельность секты особенно опасна потому, что она проводится, главным образом, через миссионерскую работу, путем индивидуальной обработки жителей на дому, что меньше всего поддается контролю со стороны отделений информации и немецкой народной полиции.
Для ограничения деятельности секты и подготовки условий для запрещения ее, считаю необходимым:
запретить миссионерскую работу секты, т.е. хождение пропагандистов из дома в дом для вербовки новых приверженцев секты;
не допускать проведения окружных богослужений «Свидетелей Иеговы»;
запретить полиции проводить регистрацию новых групп секты в тех общинах, которые ранее не имели своей организации секты;
добиться исключения сектантов из «Объединения лиц, преследовавшихся нацистским режимом» и лишения их звания «Жертва фашизма».
Приложение: Резолюции и письма населения и общественных организаций, донесения полиции и сообщения органов местного самоуправления, материалы «Баутценского убийства» - на 89 листах, только адресатуI.
Начальник Отдела информации Управления СВА земли Саксония,
подполковник Крюков
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 134-141. Подлинник.
Государственный архив Российской Федерации - ГАРФ - Раздел 6
Комментариев нет:
Отправить комментарий