суббота, 8 апреля 2017 г.

Полный текст объяснения Черепанова С.Б. на суде 07.04.17

В Верховный Суд
Российской Федерации
Поварская ул., д. 15, Москва, 121260

От первого заместителя Председателя
Руководящего комитета
 Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России
Черепанова Сергея Борисовича

ОБЪЯСНЕНИЕ
в порядке ст. 159 КАС РФ


Ваша Честь!

1. Министерство юстиции требует высшей меры наказания для юрического лица – ликвидации – и пытается убедить вас, уважаемый Суд, в том, что Управленческий центр является злостным нарушителем закона, которому Генеральным прокурором выносилось Предупреждение, а он и после этого упорно не принимает мер к устранению нарушений закона.

2. Я не могу согласиться с обвинением в бездействии Управленческого центра после получения Предупреждения и хочу объяснить суду на то, как же на самом деле обстоят дела.

3. Как законопослушные граждане, Свидетели Иеговы следуют принципу из Библии: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13:1).

4. 10 марта 2016 г. председателю Руководящего комитета централизованной Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» В.М. Калину было вручено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.

5. 15 марта 2016 г. Руководящий комитет Управленческого центра на своём заседании обсудил полученное Предупреждение, и в связи с возникшими вопросами принял решение просить Генерального прокурора РФ о личной встрече с автором Предупреждения, заместителем Генерального прокурора В.Я. Гринем, чтобы выяснить какие именно претензии есть у Генеральной прокуратуры к Управленческому центру и какие меры по мнению прокуратуры можно было бы предпринять, чтобы у прокуратуры не было претензий к организации

6. 17 марта 2016 г. в адрес Генерального прокурора РФ было передано соответствующее письмо № 41 от 17.03.2016 г.

7. 25 марта 2016 г. данное письмо было зарегистрировано в Генеральной прокуратуре РФ, и в тот же день Прокуратура ответила отказом во встрече с должностными лицами прокуратуры.

8. Не смотря на отказ Генеральной прокуратуры вести с нами диалог, мы продолжали исполнять законы нашей страны. Управленческий центр предпринял все возможные шаги, чтобы полностью соответствовать требованиям Закона об экстремизме.

9. Для религиозной литературы, которую Управленческий центр ввозил, он получал экспертные заключения, чтобы подтвердить, что литература не содержит каких-либо признаков экстремизма. 

10. Управленческий центр регулярно следит за ФСЭМ. И ни одна публикация после включения её в ФСЭМ, не ввозилась им на территорию России.

11. Управленческий центр немедленно уведомлял все МРО о любых публикациях Свидетелей Иеговы, размещенных в ФСЭМ и просил все МРО проинструктировать всех своих членов о требованиях Закона об экстремизме и об ответственности за нарушение законодательства, направляя письма, в которых информировал их о судебных решениях, приведших к тому, что соответствующие информационные материалы были признаны экстремистскими. В этих письмах указывалось, что все члены МРО должны ознакомиться со списком публикаций, включенных в ФСЭМ, и с положениями закона, запрещающими их распространение и хранение с целью распространения. (См. прилагаемые письма от 31 декабря 2009 года, 20 января 2011 года, 17 октября 2011 года, 18 ноября 2013 года, 27 февраля 2014 года, 26 сентября 2014 года, 3 октября 2014 года, 16 марта 2015 года, 6 апреля 2015 года, 1 июня 2015 года, 21 июля 2015 года, 27 января 2016 года, 06 мая 2016 года, 13 июня 2016 года, 16 июня 2016 года.)

12. Ещё до получения Предупреждения решением Руководящего комитета от 28.01.2015 г. была создана комиссия по выработке предложений по контролю за соблюдением Организацией требований Федерального закона об экстремизме. Решением Руководящего комитета Организации от 01.04.2015 г. была назначена постоянно действующая комиссия. Решением Руководящего комитета от 27.01.2016 г. был изменён состав постоянно действующей комиссии. Результаты работы этой комиссии были оформлены в виде актов проверок (прилагаются).

13. Когда Управленческому центру становилось известно о том, что сотрудники правоохранительных органов и иные лица по их заданиям подбрасывали в богослужебные здания запрещённую литературу, что подтверждается записями с камер видеонаблюдения, сразу подавались жалобы в Генеральную прокуратуру РФ и следственные органы в отношении таких незаконных действий.

14. Управленческий центр письменно просил Генеральную прокуратуру РФ разъяснить, какие дополнительные шаги следует принять для соблюдения Закона об экстремизме, чтобы государство считало их достаточными и эффективными (копию письма прилагаем).

15. Трудно представить себе, какие дополнительные шаги Управленческий центр мог бы предпринять для соблюдения анитэкстремистского законодательства. Представитель Министерства Юстиции в судебном заседании тоже не смогла пояснить какие ещё меры Управленческий центр мог бы предпринять, чтобы Минюст не обратился с иском о ликвидации в суд. Представитель Минюста сообщила в судебном заседании, что она не знакома с содержанием литературы Свидетелей Иеговы. И скорее всего она не так много знает о Свидетелях Иеговы. Вероятно, без привлечения специалистов-религиоведов представителю Министерства Юстиции также трудно поверить в то, что для Свидетелей Иеговы быть законопослушными гражданами – это не просто гражданская позиция, а основанное на Библии вероучение, т.е. вопрос сохранения чистой совести перед Богом. Поэтому обвинение ответственных лиц в МРО и УЦ в том, что они не выполнили требований Предупреждения Генеральной Прокуратуры, не может быть основано на позиции верующих – Свидетелей Иеговы. Это обвинение невозможно без фальсификаций.

16. Почему же тогда родился этот административный иск? Считаю, что причина не в действиях Управленческого центра, а в отношении отдельных должностных лиц в государстве к нашей религии.

Вот некоторые факты, которые позволяют об этом говорить:

17. С Управленческим центром и 395 МРО обращаются так, как если бы они являлись опасной преступной организацией. Несмотря на то, что их деятельность мирная и решение по настоящему административному делу судом не вынесено, Управленческий центр уже внесён в список Росфинмониторинга наравне с такими организациями как АЛЬ-КАИДА, ДВИЖЕНИЕ ТАЛИБАН, ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО, АУМ СИНРИКЕ и подобных. Банковские счета Организации заблокированы, а деятельность Управленческого центра приостановлена на основании Распоряжения Минюста. Я не юрист, но мне кажется, что на фоне насильственных противоправных действий по-настоящему экстремистских организаций и отдельных лиц, которые устраивают массовую гибель людей, позиция Министерства Юстиции по обвинению Свидетелей Иеговы обесценивает само понятие борьбы с экстремизмом, уводя правоохранительные органы по ложному следу.

18. В современной России обвинения Свидетелей Иеговы в экстремизме начались с несправедливого признания некоторых печатных изданий Свидетелей Иеговы экстремистскими материалами по инициативе местных прокуроров (более подробно расскажут юристы).
19. Те же самые безобидные, основанные на Библии издания свободно используются и распространяются в 240 странах и территориях по всему миру.

20. Факт признания некоторых печатных изданий экстремистскими правоохранительные органы сначала попытались использовать для уголовного преследования верующих. За период с 2009 года по настоящее время в отношении Свидетелей Иеговы в России было возбуждено 20 уголовных дел по обвинению в экстремистской деятельности. Расследование этих дел и судебные разбирательства по ним продолжались по нескольку лет. Сотни верующих людей были необоснованно подвергнуты унизительным допросам и обыскам. В ходе обысков из их личных библиотек изымалась вся религиозная литература, включая Библии. Очевидно, что целью этих уголовных преследований было запугать Свидетелей Иеговы, чтобы они отказались от своих верований и деятельности. В результате 17 уголовных дел уже завершились либо оправдательными приговорами, либо прекращением уголовного преследования. Постановления следователей о прекращении этих дел и оправдательные приговоры судов, вступившие в законную силу, убедительно свидетельствуют об отсутствии каких-либо признаков экстремизма в деятельности Свидетелей Иеговы (постановления и оправдательные приговоры представлены суду в качестве приложений к возражению).

21. Не добившись ощутимых результатов в сфере уголовного преследования, с 2014 года правоохранительные органы сосредоточили свои усилия на попытках так сказать «обнаружить» литературу Свидетелей Иеговы, включенную в ФСЭМ, в их богослужебных зданиях. Установив, что Свидетели Иеговы как законопослушные граждане перестали использовать в своей богослужебной деятельности те печатные издания, которые были включены в Федеральный список экстремистских материалов, правоохранительными органами были организованы массовые провокации, а именно подбросы запрещённой литературы в богослужебные здания верующих. При этом ими использовалась литература, добытая в ходе обысков в рамках неудавшихся уголовных дел. На сегодняшний день зафиксировано более 60 таких случаев по всей стране (таблица подбросов представлена суду в качестве приложения к письменным возражениям, а более подробно пояснят юристы).

22. В результате изъятия подброшенной литературы, а также других фальсификаций в отношении некоторых МРО или отдельных верующих возбуждались дела об административном правонарушении по ст. 20.29 КоАП РФ, после чего выносились судебные акты о привлечении их к ответственности за хранение этой литературы с целью массового распространения. При этом суды последовательно отказывались проверять доводы верующих о подбросах и фальсификациях, несмотря на то, что их доказательства в некоторых случаях основывались даже на снимках с камер наблюдения, зафиксировавших как сотрудники полиции подкидывали запрещенную религиозную литературу и находили её в самых неожиданных местах, например в уборной или вазе с цветами. Такие судебные акты, в свою очередь, являлись основанием для вынесения прокурорами сначала предупреждений в адрес МРО, а затем, после повторной провокации, ложились в основу ликвидации МРО через суд с признанием её экстремистской организацией.

23. Таким образом, в течение последних трех лет правоохранительными органами искусственно и абсолютно незаконно была создана основа для признания Свидетелей Иеговы экстремистами в масштабах всей страны. При этом этот «экстремизм» Свидетелей Иеговы является надуманным, виртуальным, не имеющим абсолютно ничего общего с реальной жизнью. Это экстремизм на бумаге, основанный главным образом на незаконных действиях правоохранительных органов. Ведь Свидетелями Иеговы не совершено ни одного реального деяния экстремисткой направленности, да и не может быть совершено в силу нашего религиозного мировоззрения, повелевающего нам отвергать все проявления насилия, проявлять глубокое уважение к властям и любовь к людям, разделяют они наши убеждения или нет.

24. Анализ фактов преследования Свидетелей Иеговы в России позволяет прийти к шокирующему выводу о том, что Генеральная прокуратура РФ, которой в 90-е годы было предписано реабилитировать верующих, в современных условиях выступает в качестве инициатора кампании религиозного преследования этих мирных граждан.

25. Так, известно, что на протяжении последних нескольких лет сотрудники прокуратуры, полиции и ФСБ практически во всех субъектах Российской Федерации со ссылкой на задание Генеральной прокуратуры РФ гласно и негласно собирали информацию как о зарегистрированных религиозных объединениях, так и о гражданах, исповедующих вероучение Свидетелей Иеговы, а также об их имущественном положении.

26. Это подтверждается, в том числе, сотнями документов, которые Минюст России представил в Верховный Суд в качестве обоснования своих требований. Из всего объёма документов, представленных в суд, половину (более 350 страниц) составляют сведения о богослужебных зданиях, принадлежащих религиозным организациям Свидетелей Иеговы на всей территории России, от Калининграда до Сахалина. Анализ представленных Минюстом документов показывает, что все они были собраны в период времени с февраля по май 2015 года органами прокуратуры.

27. Тот факт, что подразделения прокуратуры всех субъектов Российской Федерации в один и тот же период времени были заняты сбором информации об имущественном положении верующих, свидетельствует о хорошо спланированной кампании, возглавляемой Генеральной прокуратурой РФ.

28. Поскольку эти факты напомнили верующим события прошлого столетия, когда в Советском Союзе в 50-е годы сначала формировались списки Свидетелей Иеговы, а затем их имущество было конфисковано и тысячи семей верующих были сосланы в Сибирь по постановлению Совета Министров СССР, Управленческий центр проинформировал об этом Генерального прокурора РФ в письме № 117 от 22 мая 2015 года (представлено суду в качестве приложения к возражению).

29. О стремлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации ликвидировать религиозные организации Свидетелей Иеговы в нашей стране стало известно ещё в 2014 году, поэтому несостоятельны утверждения административного истца о том, что ликвидация Управленческого центра связана с «нарушениями», якобы имевшими место после вынесенного Генеральной прокуратурой РФ предупреждения в 2016 году.

30. Так, в официальном письме Управления ФСБ по Иркутской области от 27 января 2014 года, адресованного администрации г. Ангарска, было сказано: «В настоящее время, Генеральной Прокуратурой России во взаимодействии с другими правоохранительными органами России готовится направление иска в Верховный Суд РФ о признании организации «Управленческий центр Свидетели Иеговы в России» экстремистской, её ликвидации и запрете деятельности на территории страны» (представлено суду в качестве приложения к возражению).

31. В своём ответе на запрос Управленческого центра начальник УФСБ по Иркутской области не отрицал факт распространения такого письма среди чиновников государственных учреждений России (представлено суду в качестве приложения к возражению).

32. Из этих документов следует, что Генеральная прокуратура РФ, по крайней мере, ещё в 2014 году имела намерение запретить деятельность Свидетелей Иеговы в России.

33. Во всех возможных случаях о фактах подбросов запрещённой литературы и незаконной деятельности представителей власти верующие письменно сообщали Генеральному прокурору РФ, в Следственный комитет РФ и иные государственные учреждения (копии многочисленных обращений в правоохранительные органы представлено суду в качестве приложения к возражению).

34. Несмотря на многочисленные обращения верующих с заявлениями о преступлениях, в том числе с предоставлением видеодоказательств подбросов, на сегодняшний день по фактам злоупотреблений и фальсификаций не возбуждено ни одного уголовного дела.

35. Один их таких очевидных случаев имел место в сентябре 2016 года в станице Незлобная Ставропольского края. На зафиксированных камерами видео наблюдения снимках чётко видно, как более 12 сотрудников правопорядка в масках, вооруженных автоматами, ворвались на место проведения богослужения Свидетелей Иеговы в станице Незлобная Ставропольского края. Они вывели из богослужебного здания двух сторожей, чтобы там не осталось очевидцев. Однако камеры видео наблюдения зафиксировали, как два сотрудника полиции подбросили запрещенную литературу в шкаф в главном помещении, в то время как другие сотрудники за ним наблюдали. Менее чем через час после этого другие сотрудники полиции провели «обыск» в этом помещении и изъяли запрещенную литературу, ранее подброшенную сотрудниками полиции (видеозаписи прилагаются). Другие случаи, когда попытки подбросов были зафиксированы камерами видео наблюдения, происходили в г. Севастополе (Крым) и г. Балаково Саратовской области и г. Самара (видеозаписи приглагаются).

36. К сожалению, несмотря на многочисленные жалобы, поданные в Генеральную прокуратуру РФ и Следственный комитет РФ с приложением видео доказательств, виновные сотрудники правоохранительных органов до сих пор не были привлечены в ответственности за столь очевидные преступления.

37. Управленческий центр предпринял все разумные и возможные для него меры в целях исполнения требований Закона об экстремизме. Ни Министерство Юстиции, ни Генеральная прокуратура не указывали на какие-либо иные конкретные меры, которые мог бы предпринять Управленческий центр, чтобы у государственных органов не возникали к нему претензии.

38. Следовательно, принцип верховенства закона будет применен в данном административном деле только в том случае, если Верховный Суд Российской Федерации оставит без удовлетворения исковые требования Минюста в связи с тем, что Управленческий центр предпринял все разумные и зависящие от него меры, чтобы выполнять требования Закона о противодействии экстремизму.

39. Таким образом, очевидно, что не Свидетели Иеговы нарушают закон, а в отношении них совершаются действия, направленные на фальсификацию причин для необоснованного и надуманного обвинения в экстремизме.

Дальнейшие объяснения я хотел бы дать в отношении обвинения УЦ в неуставной деятельности:

40. 27 марта 1991 г. был официально зарегистрирован устав Управленческого центра, и с этого времени он начал действовать как юридическое лицо.

41. Позднее, в 1999 году, в соответствии с изменениями в законодательстве РФ Управленческий центр успешно прошёл перерегистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

42. При этом вероучительные документы Управленческого центра были подвергнуты государственной религиоведческой экспертизе Министерства юстиции РФ. В результате было подтверждено отсутствие в вероучениях Свидетелей Иеговы призывов к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению основ конституционного строя, призывов к насилию, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни, совершению иных противоправных действий (представлено суду в качестве приложения к возражению).

43. Вполне очевидно, что Управленческий центр не создавался в экстремистских целях, никогда не занимался и не занимается в настоящее время экстремистской деятельностью.

44. Из Устава Управленческого центра и Основ вероучения ясно следует, что суть деятельности Свидетелей Иеговы – изучение и применение Библии в мирных целях, совершение добрых дел. Это в силу положений международного и национального законодательства не может признаваться экстремизмом.

45. Согласно ст. 3.1 Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Для Свидетелей Иеговы очень важное значение имеют две библейские заповеди, изложенные Иисусом Христом: «Люби твоего Бога Иегову всем сердцем, всей душой и всем разумом» и «Люби своего ближнего, как самого себя» (Библия, Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 37 – 39).

46. В Постановлении Европейского суда по правам человека по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации» от 10 июня 2010 г. отмечалось следующее:

47. «Чайка также отметил, что эксперты Министерства «тщательно исследовали» деятельность Армии Спасения и Свидетелей Иеговы и пришли к выводу, что нет никаких оснований для отказа этим организациям в перерегистрации на федеральном уровне».

48. «С момента своего возникновения в конце девятнадцатого века Свидетели Иеговы появились и активно действуют во многих странах мира, в том числе во всех европейских странах, являющихся членами Совета Европы. В этих странах им было предоставлено разрешение исповедовать свою религию сообща с другими, хотя они, возможно, и сталкивались с затягиванием и трудностями в процессе получения официального признания».

49. «После распада Советского Союза и перехода России к демократии Свидетели Иеговы могли законно исповедовать свою религию и зарегистрировали свои религиозные организации на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Религиозная организация Свидетелей Иеговы, получившая регистрацию на федеральном уровне, существует с 1992 года и была перерегистрирована Министерством юстиции РФ в 1999 году после проведения тщательной экспертизы».

50. Европейский суд также обозначил следующее (п. 150):

51. «Свидетели Иеговы широко известны тем, что являются религиозной группой, придерживающейся принципов пацифизма».

52. Как следует из Заключения по результатам религиоведческого исследования от 26 мая 2016 г., подготовленного доктором исторических наук, религиоведом Одинцовым М.И.: «В вероучении и соответствующей ему религиозной практике религиозных объединений Свидетелей Иеговы в России не реализуются идеи, связанные с осуществлением экстремистской деятельности. Напротив, вероучение Свидетелей Иеговы основано на прямо противоположных идеях, а именно на принципах уважительного отношения к людям» (имеется в материалах дела).

53. Таким образом, с момента официального признания Свидетелей Иеговы в СССР в 1991 году и вплоть до марта 2017 года Минюст России не предъявлял Управленческому центру претензии, связанные с обвинением в экстремизме. Напротив, Управленческий центр несколько раз поощрялся государством за социально полезную деятельность (копии грамот и благодарственных писем в адрес Организации представлены суду в качестве приложения к возражению).

54. За эти 26 лет у Управленческого центра не изменились ни религиозные учения, ни уважительное отношение к государственной власти и конституционному строю. Свидетели Иеговы – это хорошо известная религия в странах Совета Европы, о чем не однократно было сказано в решениях ЕСПЧ.

55. В связи с этим требования Минюста России о ликвидации Управленческого центра и всех 395 религиозных организаций Свидетелей Иеговы в России являются не только непоследовательными, но и незаконными.

Ликвидация Управленческого центра и 395 МРО Свидетелей Иеговы приведет - официально или неофициально - к общенациональному нарушению конституционных прав более чем 175 000 Свидетелей Иеговы в России и около 300 000 граждан, которые посещают их богослужения. В данном судебном заседании представитель Минюста прямо это признала, отвечая на вопрос суда. Она отметила, что совместное чтение Библии для верующих будет запрещено в случае удовлетворения иска. Но разве цель государства в том, чтобы запретить верующим совместно исповедовать свою религию?

56. С экстремизмом борются во всех цивилизованных странах мира. Но только в России Свидетелей Иеговы пытаются объявить экстремистами. Так как на встречах Свидетелей Иеговы присутствуют по всему миру свыше 20 миллионов человек, объявить эту религию виновной в экстремизме – значит бросить вызов всем тем странам, в которых деятельность Свидетелей Иеговы официально признана и экстремистской не считается.

57. В связи с вышесказанным, прошу, уважаемый Суд, отказать Министерству Юстиции в просьбе ликвидировать религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» как экстремистскую.

Первый заместитель Председателя Руководящего комитета

Черепанов Сергей Борисович

07.04.2017 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий