вторник, 17 мая 2011 г.

Фата-моргана по-Калушски: кто следующий после Свидетелей Иеговы?

Фата-моргана по-Калушски: кто следующий после Свидетелей Иеговы?

Сам я родом из Житомирщины. Сейчас живу и преподаю в Феодосии. Однако в связи со своей научной деятельностью порой бываю в Западной Украине. Недавно мне попала в руки статья депутата горсовета Калуша Богдана Сасника «Знаем, кому хотим помочь?» В газете «Колокола Подгорья». Краткое содержание статьи: Свидетели Иеговы плохие, потому что не голосуют и не воюют, а мы хорошие, поэтому заберем землю из-под их церкви. Пусть знают, где живут! Как ученый-историк добавлю: аргументация и стиль статьи типично «советские», она разжигает религиозную рознь, факты в ней - перекручены.
В Крыму мы всегда говорим о Западной Украине как о образце демократии и толерантности. А тут - такая странная статья. Эта тема меня очень заинтересовала, я связался с некоторыми участниками событий, описанных в ней, и считаю своим моральным долгом сообщить вам, дорогие жители Калуша, о следующем.
Свидетели Иеговы существуют в Украине около 120 лет, община в Калуше - с 1930-х годов. В настоящее время только в самом Калуше есть пять общин. Местные Свидетели с целью построить свою культовое сооружение в 1996 году зарегистрировали одну общину в областной госадминистрации, и со временем на ул. Долинской в Калуше предстал аккуратный Зал Царства (так у них называют свою церковь). Свидетели провели благоустройство территории, отремонтировали соседней площадку. Во время строительства Зала Царства были соблюдены все  строительные и санитарные нормы, государство приняло его в эксплуатацию, на торжественном открытии в 1999 году присутствовали соверущие из разных уголков Украины и даже из Канады. Учитывая действующее тогда законодательство никакая религия в то время не могла иметь в собственности землю, поэтому церковь (дом) принадлежит Свидетелям, а землю под ней оформлена как аренду у городской власти. Недавно законодательство изменилось, и теперь церкви могут не арендовать землю у власти, а иметь ее в постоянном пользовании - это такой статус, когда земля будто и принадлежит общине, но община не может ее продавать как собственность, только постоянно бесплатно пользоваться. И вот тут начинается самое интересное.
Старейшины местного общества Свидетелей (так у них называют священников) как законопослушные люди пошли в горсовет, чтобы только поменять одну бумажку на другой - договор аренды земельного участка заменить акт на постоянное пользование землей. А тут славные калушские депутаты решили, что не Господь Бог, а они создали землю и могут забрать ее из-под культового сооружения Свидетелей, где пять общин Калуша дважды в неделю проводят поочередные богослужения уже десять лет. Первый раз, на 56-й сессии, просьба Свидетелей переоформить землю отклонили, хотя иной религии - Христианам Веры Евангельской - разрешили. Пятая статья закона о свободе совести говорит: «Все религии равны перед законом. Установка преимуществ или ограничений одной религии относительно других не допускается ». Где не допускается? В Украине. А в Калуше - допускается. Итак, Калуш - это уже не Украина?
На следующей сессии дали слово старейшине общины Свидетелей Иеговы Ярославу Билоголовскому, чтобы найти взаимопонимание. Один из депутатов в довольно агрессивной форме негативно высказался о некоторых вероучения Свидетелей. Его поддержали другие, выкрикивая обидные слова в сторону общества. В дело вмешался городской глава, который объяснил, что религия с землей не имеет ничего общего и призвал присутствующих к объективному рассмотрению дела. В ответ на это депутат Владимир Иваницкий сказал: «Это враждебно настроенная религия. В других государствах его не регистрируют, возможно, и нам нужно будет пересмотреть ее регистрацию, зачем тогда им то разрешать. Надо смотреть вперед ». Досталось Свидетелям и за то, что не ходят на выборы. После этого из 32 присутствующих в принятии решения о передаче земли 13 проголосовали за, 6 - против и 13 воздержались (большинство в совете - это 26 голосов).
Позвольте коротко прокомментировать эти события. В Украине, согласно закону, можно идти на выборы, а можно и не идти. По последней статистике, более 30% наших граждан не принимали участия в первом туре президентских выборов. Интересно, что делать с такими людьми согласно подходом вышеупомянутого депутата? Тоже забрать у них землю, огороды? Скажете, бред? Нет, это мнение народного избранника. Что же будет дальше? Так как и в советское время нас будут заставлять не только принимать участие в выборах, но и в принудительной форме указывать за кого голосовать? Кстати, если бы закон говорил, что следует идти на выборы, все Свидетели пошли бы. Так они делают в странах, где явка на участок обязательна.
Господин Сасник в упомянутой мной в начале статьи гордо написал, что в России уже ликвидировано территориальные подразделения Свидетелей по Москве и Таганроге (кстати, это полуправда, ибо дело по Москве находится в Европейском суде), а один депутат на сессии, как пример для подражания, сказал, что Свидетелей Иеговы не регистрируют в других странах. Знаете, в каких именно? В Ираке, Иране, Узбекистане, Северной Корее, Туркменистане - в странах, где права человека ежедневно нарушают, где не действуют демократические законы, где право на жизнь, гласность и свободу совести является ничем. Дорогие жители Калуша, вы хотите там жить? А депутаты, которых вы избрали, говорят, что там хорошие законы относительно религиозных меньшинств. Неужели эти депутаты хотят, чтобы на такие страны была похожа и Украина?
Далее в статье господин Сасник утверждает, что Свидетели Иеговы "отучаются самостоятельно мыслить», что это «тоталитарная секта», и в лучших традициях атеистических лекторов советских времен обвиняет Свидетелей почти во всех смертных грехах. Не стесняйтесь, господин Сасник. Не поленитесь собрать хотя бы элементарные религиоведческие данные. Чтобы облегчить вам работу, процитирую лишь один документ - «Экспертный Заключение» ученого совета Национальной Академии Наук Украины, Протокол № 6 от 27.03.2001, ст. 7, 10: «Свидетели Иеговы не имеют ничего общего с так называемыми "новыми религиозными течениями", "тоталитарными" или "деструктивными сектами"(...) Их положительное влияние неоспоримо, поскольку они нацелены на формирование здорового образа жизни, подготовку молодого поколения к гармоничной семейной жизни, активного и ответственного вхождения в гражданскую, общественную жизнь ». Больше информации ищите не в ангажированных конфессиональных медиа, а в академических научных работах. Например, Институт философии НАН Украины издал уже семь томов десятитомника «История религий в Украине», где анализируется история, вероучение, бытовая практика и т.д. всех главных религий Украины. Купите себе 6-й том «Поздний протестантизм», где треть (более 200 страниц) посвящена анализу Свидетелей Иеговы со всех сторон. И не читайте, господин Сасник, только российские сайты православных Московского патриархата, которые действительно, если бы могли, то закрыли бы в России все религии, кроме своей. Свидетели Иеговы - пятая по численности религия в Украину, третья в набожной Польши и вторая в католической Италии. Господин Сасник, вам куда: в Россию или в Европу?
Возвращаясь к событиям в сессионном зале горсовета, нужно вспомнить, что одним из главных аргументов депутатов было то, что Свидетели Иеговы якобы разрушили детскую площадку возле своей церкви, а взамен ничего не построили. У меня складывается впечатление, что эти депутаты или не живут в Калуше, или ездят по городу на автомобилях с очень затемненными окнами. Наряду с культовым сооружением Свидетелей еще с коммунистических времен стояла заброшенная агитационная площадка с вырванными скамейками, полуразрушенной стеной, который многие использовали как, извините, туалет. В согласии с решением Калушского горсовета от 16.05.2000 г. Свидетели Иеговы отремонтировали место и привели его в нормальное состояние. Сегодня на площадке с удовольствием играют дети и отдыхают взрослые. Не верите? Пойдите и посмотрите. И решайте сами, действительно Свидетели Иеговы такие плохие к окружающим, и насколько хорошо выбранные вами депутаты знают положение дел в городе. Также нужно учесть, что это не единственный случай участия Свидетелей в общественной жизни города. Так, в 2000 году перед проведением большого Богослужения верующие бесплатно убрали стадион «Химик». В этом мероприятии приняли участие около 300 членов общины, которые вывезли более 20 тонн мусора и отремонтировали все скамейки на стадионе.
Жителю Калуша господину Василию Килестину 77 лет. Еще в школьном возрасте за отказ стать членом ВЛКСМ он за свои религиозные убеждения как Свидетель Иеговы подвергался преследованиям со стороны властей. Поэтому окончил только четыре класса и не имел возможности получить даже среднее образование. В 18 лет Василия за религиозные убеждения посадили в тюрьму на 5 лет, срок наказания отбывал в Подмосковье. Освободившись по амнистии после смерти Сталина, уже через полгода он получил повторное заключение и снова на 5 лет с высылкой на 7 лет в Коми АССР. Комментируя ситуацию, возникшую сейчас в Калуше, Василий говорит: «Приятно, что городской голова относится непредвзято к разным религиям. И жаль, что некоторые депутаты ведут себя так, как бывший коммунистический режим. Лично я просто хочу иметь те же права, что и другие жители Калуша ».
В следующем году Украина будет вспоминать печальную годовщину депортации Свидетелей Иеговы, когда 8 апреля 1951 коммунистическая власть выслала более 6 тысяч Свидетелей Иеговы из Галичины и Волыни в Сибирь. Когда мы уже научимся чего-нибудь из своей истории?
Нравится всем, что Свидетели Иеговы регулярно приходят домой или останавливают нас на улице, пытаясь прочитать стих из Библии? Наверное, нет. Но так же далеко не всем в Европе нравится будитися в воскресенье утром от утреннего звона соседней церкви или пения муэдзина из ближайшего минарета. Однако это - плата за возможность жить в демократическом обществе. Обществу, которое толерантно относится к мировоззрению и верованиям соседей, без разницы большинство их или меньшинство.
Наверное, местная община Свидетелей Иеговы благодарна тем тринадцатый депутатам, которые смогли взглянуть на вопрос незаангажировано и объективно. Действительно, не всем может нравиться вероучения общины и их активная проповедническая деятельность. Но это не повод к нарушению ст. 35 Конституции Украины, где сказано: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность ».
Итак, уважаемые читатели, не позволяйте так свободно нарушать права ваших соседей. Ибо если сегодня нарушается право на исповедание религии Свидетелей Иеговы, то со временем могут нарушить и ваши права. Ведь именно из таких запретов и развивались тоталитарные режимы Гитлера, Муссолини и Сталина.
А Свидетели Иеговы все равно будут иметь землю в постоянном пользовании под своей церковью в Калуше. И если этого не дадут им местные депутаты, они, наверное, подадут в суд на бездеятельность горсовета и однозначно его выиграют. И это судебное дело станет прецедентом, которым бесспорно заинтересуются ученые. А потом, на протяжении многих лет, изучая юриспруденцию и отношения государства и церкви, студенты многих украинских вузов, вспоминая город Калуш,  будут смеяться с депутатов-землевладельцев.
Всем нам, как верующим, так и не верующим, нужно учиться проявлять терпимость к взглядам других и стараться понимать тех, кто живет рядом с нами. Голландский философ Спиноза сказал однажды: «Я старался не смеяться над поступками людей, не плакать над ними, не ненавидеть их, а понять».
Константин Бережко, старший преподаватель Феодосийского отделения Восточноукраинского Национального университета им. В. Даля, внештатный сотрудник кафедры исследования тоталитаризма Технического университета в Дрездене (Германия), историк

(Вольный перевод)

Оригинальный текст:

Комментариев нет:

Отправить комментарий