пятница, 3 октября 2014 г.

Резолюция 1896 (2012 год) «О выполнении Российской Федерацией своих обязанностей и обязательств»

    Предварительное издание

    Выполнение обязательств Российской Федерацией

    Резолюция 1896 (2012)1

    1. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. При вступлении она обязалась выполнять обязательства в отношении плюралистической демократии, верховенства права и прав человека, возлагаемые на каждого из государств-членов в соответствии со статьей 3 Устава. Она также взяла на себя ряд особых обязательств, перечисленных в заключении 193 (1996) Парламентской ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы.


    2. В соответствии с процедурой мониторинга, установленной в резолюции 1115 (1997), с изменениями, содержащимися в резолюции 1431 (2005) и резолюции 1515 (2006), Ассамблея в своих резолюциях 1277 (2002) и 1455 (2005) дала оценку ходу выполнения Российской Федерацией своих обязательств.

    3. Российская Федерация достигла уникального момента в своей короткой истории демократического развития. Активность и мобилизация более 100 тысяч граждан после декабрьских выборов 2011 года, пробуждение очень активного гражданского общества и готовность властей услышать призывы к реформам могли бы дать импульс процессу преобразований.

    4. Для реализации этого уникального политического потенциала российское общество нуждается в конкретных реформах. Ряд законов, принятых после декабря 2011 года, включая поправки к закону о политических партиях, изменения в законодательстве о выборах и восстановление прямых выборов губернаторов представляют собой позитивные меры, свидетельствующие о стремлении к либерализации системы и приданию ей более широкого характера. В связи с этим Ассамблея приветствует снижение избирательного порога с 7% до 5%, либерализацию правил регистрации политических партий и снижение их минимальной численности, сокращение числа подписей, требуемого для участия в президентских выборах, с 2 миллионов до 100 тысяч, а также отмену обязательного сбора подписей для участия во всех остальных выборах.

    5. Ассамблея также приветствует решение Конституционного суда от 19 ноября 2009 года об отмене de facto смертной казни. Ассамблея настаивает на отмене смертной казни и de jure, и призывает российские власти безотлагательно ратифицировать Протокол 6 к Европейской конвенции о правах человека (СЕД №114 и СЕД №5).

    6. Серьезную озабоченность вызывают некоторые другие принятые в этом году меры и решения. В частности, вызывают обеспокоенность принятые в июне-июле 2012 года Государственной думой четыре закона, а именно законы об уголовной ответственности за клевету и об Интернете, а также поправки к закону о собраниях (так называемый "закон о цене на протест") и закону о некоммерческих организациях (НКО) (так называемый "закон об иностранных агентах"); они показывают, насколько противоречивой является ситуация в Российской Федерации, и заставляют сомневаться в подлинных намерениях властей. Вынесенный недавно судом приговор трем членам группы Pussy Riot, предусматривающий тюремное заключение сроком на два года и многими воспринимаемый как очевидно несоразмерный, стал еще одним поводом для озабоченности, и Ассамблея призывает немедленно освободить их.

    7. В своей резолюции 1455 (2005) Ассамблея в полной мере признала право российских властей проводить реформы, соответствующие экономическим, политическим и административным реалиям. Она приветствовала достижения в выполнении ряда обязательств, например, ратификацию (пересмотренной) Европейской социальной хартии (СЕД №163), создание государственной информационной системы в области СМИ, изменение порядка избрания губернаторов регионов и другие.

    8. Напоминая о выраженной в ее последнем докладе озабоченности по поводу того, что проводимые Президентом Путиным реформы, направленные на укрепление "вертикали власти", по сути, во многом подрывают систему сдержек и противовесов, необходимую для нормального функционирования плюралистической демократии, Ассамблея настоятельно призывает вновь избранного Президента Путина демократизировать систему.

    9. С момента принятия предыдущей резолюции дважды состоялись парламентские выборы: в 2007 и в 2011 году, и дважды – президентские: в 2008 и 2012 году. Все они имели серьезные недостатки и вызвали озабоченность в отношении выборного процесса в целом, что отмечалось и международными, и российскими наблюдателями, которые в то же время с удовлетворением отметили, насколько велико было число российских граждан, воспользовавшихся своим правом голоса. В течение всего отчетного периода одна и та же политическая сила – Единая Россия – располагала большинством мест в Думе, а ее кандидаты, г-н Медведев и г-н Путин, поочередно побеждали на президентских выборах.

    10. Вплоть до парламентских выборов в декабре 2011 года отчетный период характеризовался дальнейшим усилением исполнительной власти и сужением плюрализма, несмотря на предпринятые в 2009 и 2010 годах Президентом Медведевым законодательные инициативы по либерализации политической системы. К сожалению, реформы, направленные на усиление парламентского контроля над исполнительной властью и расширение партийного плюрализма, оказались недостаточно действенными и не способствовали сколь-либо существенно активизации демократического процесса.

    11. В то же время недостатки и ограничительное применение некоторых других законов, имеющих определяющее значение для функционирования демократических институтов и формирования политической среды, особенно законов о политических партиях и о свободе собраний, привели к ухудшению условий для подлинного политического плюрализма. Ликвидация в 2007 году Республиканской партии, признанная необоснованной Европейским судом по правам человека ("Суд"), отказ в регистрации некоторых политических партий, в частности партии Парнас, систематические отказы в разрешении на проведение мирных демонстраций и непропорциональное применение силы для их разгона, создание ограничительных условий для свободы СМИ, особенно для крупных и влиятельных СМИ, нападки на оппозицию – все это оказывало негативное влияние на состояние демократии в России вплоть до осени 2011 года.

    12. Более того, внесение поправок в законы о Конституционном суде были широко восприняты как регресс демократии и свидетельство продолжающейся утраты независимости судебной системы в России. Так, приговор г-ну Михаилу Ходорковскому в декабре 2010 года, предусматривающий еще шесть лет тюремного заключения, и осуждение членов панк-группы Pussy Riot в августе 2012 года были восприняты, главным образом, как знак того, что судебная власть в России по-прежнему подвергается политическому давлению и влиянию со стороны исполнительной власти.

    13. Хотя даже один убитый журналист – это слишком много в демократическом обществе, Ассамблея отмечает, что число случаев насилия в отношении журналистов в Российской Федерации за отчетный период снизилось. Но такие серьезные нарушения прав человека, как преследования, избиения и убийства политически активных граждан, в частности убийства г-жи Анны Политковской и г-жи Натальи Эстемировой, все еще остаются безнаказанными.

    14. Пытки и гибель заключенных недопустимы в государствах-членах Совета Европы ни при каких обстоятельствах. Поэтому случаи с г-ном Сергеем Магнитским и г-жой Верой Трифоновой и продолжающаяся безнаказанность лиц, виновных в их гибели, вызывали крайнюю озабоченность Ассамблеи в течение отчетного периода. Лица, несущие ответственность за гибель этих людей, должны быть установлены и наказаны, а эти дела должны оставаться предметом расследования и отчетности в течение следующего отчетного периода Российской Федерации.

    15. Ситуация на Северном Кавказе, особенно в Ингушетии и Дагестане, серьезные злоупотребления со стороны правоохранительных органов, в том числе убийства, похищения и пытки, а также тот факт, что в большинстве случаев виновные остаются в этом регионе безнаказанными, что подтверждают более чем ста пятьдесят решений Европейского суда по правам человека, по-прежнему вызывает крайнюю обеспокоенность и является неприемлемой. Ассамблея настоятельно призывает российские власти предать виновных правосудию.

    16. В то же время Ассамблея с удовлетворением отмечает, что ряд реформ в области судебной системы, таких как создание Следственного комитета и отделение его от Прокуратуры, принятие закона о компенсации, реформа пенитенциарной системы и значительное уменьшение числа лиц, находящихся в местах предварительного заключения, снимают озабоченности, неоднократно и в течение продолжительного времени выражавшиеся Ассамблеей.

    17. К сожалению, одним из серьезных факторов озабоченности в Российской Федерации остаются террористические акты. После принятия резолюции 1431 (2005) в стране произошло значительное число смертоносных терактов, в частности в московском метро в марте 2010 года и в одном из крупных московских аэропортов в январе 2011 года.
    18. В связи с последствиями войны между Грузией и Россией Ассамблея напоминает о своих резолюциях 1633 (2008), 1647 (2008) и 1683 (2009) и о выводах Независимой международной миссии по установлению фактов конфликта в Грузии, учрежденной Европейским союзом и возглавляемой послом Тальявини. Ассамблея еще раз подтверждает решение Комиссии по мониторингу от января 2011 года относительно порядка дальнейшего рассмотрения этого вопроса. Открытие избирательных участков в Абхазии (Грузия), Южной Осетии (Грузия) и Приднестровье (Республика Молдова) без явно выраженного согласия официальных властей в Тбилиси и Кишиневе, а также предшествовавшая этому "паспортизация" населения на этих территориях, стало нарушением территориальной целостности этих государств, признанной международным сообществом, включая Парламентскую ассамблею.

    19. Серьезную озабоченность по-прежнему вызывают продолжающиеся посягательства на права лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных лиц, в частности, принятие в девяти субъектах Российской Федерации законов, ограничивающих свободу выражения мнения и свободу собрания в связи с гомосексуальностью и внесение предложения о принятии аналогичного законодательства Государственной Думой, а также повсеместные отказы в разрешении на проведение мирных собраний вопреки решению Европейского суда по правам человека по делу "Алексеев против России".

    20. Развитие событий после последних парламентских выборов в декабре 2011 года в результате массовых демонстраций протеста и заявленная после этого готовность властей реформировать систему создали "окно возможностей", которое по-прежнему остается открытым.

    21. К сожалению, эти позитивные тенденции недавно отошли на задний план в результате принятия Государственной Думой ряда ограничительных федеральных законов, в частности внесение изменений в законы о клевете, об информации, об НКО и о собраниях. Ассамблея считает эти законы потенциально негативными с точки зрения демократического развития и призывает власти не применять их столь губительным образом.

    22. Ассамблея обращает внимание на недавние заключения Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) по пяти федеральным законам, а именно закону о выборах, закону о собраниях, закону об экстремизме, закону о Федеральной службе безопасности (ФСБ) и закону о политических партиях, в которых выявляется ряд недостатков, а также подготовленное ее заключение по изменениям, внесенным в закон о собраниях 12 июня 2012 года, и призывает российские власти снять вызывающие озабоченность вопросы, сформулированные в этих заключениях.

    23. Ассамблея предлагает Российской Федерации в полное вере использовать правовой опыт Венецианской комиссии.

    24. Ассамблея весьма обеспокоена недавним решением Думы лишить г-на Геннадия Гудкова, члена партии "Справедливая Россия", его депутатского мандата на основании статьи 4, п. 1-в, и статьи 6, пункт 2-в, закона о статусе депутата Государственной Думы, которые запрещают депутатам Думы заниматься любой предпринимательской деятельностью. Это решение, принятое простым большинством голосов на основании доказательств, представленных Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом, без всякого судебного разбирательства, создает опасный прецедент, который может подорвать саму суть представительной демократии. Ассамблея призывает Думу отменить свое решение и установить надлежащие процедуры применения правовых норм, касающихся несовместимости, которые будут соответствовать демократическим стандартам.

    25. Ассамблея убеждена, что предстоящие месяцы станут определяющими для демократического будущего России, и что российские власти должны подтвердить свою приверженность демократическому процессу в стране. В связи с этим Ассамблея призывает российские власти:

    В связи с функционированием плюралистической демократии:

    25.1. подумать совместно с Венецианской комиссией о разработке единого избирательного кодекса, в котором были бы учтены все проблемы, отмеченные в ходе выборов 2011 и 2012 годов и касающиеся, в частности:

    25.1.1. порядка назначения членов Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий нижестоящих уровней для обеспечения их независимости и беспристрастности;

    25.1.2. гарантий, которые могли бы реально предотвратить слияние государства и правящей партии;

    25.1.3. равного доступа всех политических партий к СМИ в ходе избирательных кампаний;

    25.1.4. наблюдения за выборами со стороны представителей национальных НПО и общественных организаций и обеспечения их реального участия;

    25.1.5. эффективной процедуры рассмотрения жалоб и апелляций;

    25.1.6. правил финансирования партий в течение избирательных кампаний и введения государственного финансирования;

    25.1.7. предоставления различным политическим партиям возможности создавать избирательные блоки;

    25.2. рассмотреть остающиеся вопросы, поднятые Венецианской комиссией в ее заключении по закону о политических партиях, особенно вопросы, связанные с уровнем бюрократического контроля над созданием и деятельностью политических партий;

    25.3. восстановить полноценный политический диалог с оппозицией, не представленной в Государственной Думе, как это имело место с декабря 2011 года по март 2012 года;

    25.4. улучшить политическую атмосферу, чтобы дать возможность оппозиционным силам быть действительно конкурентоспособными;

    25.5. внести изменения в недавно принятые законы о клевете, информации и собраниях (так называемые "законы о протестных движениях"), с тем чтобы их нельзя было использовать злонамеренно для подавления общественного мнения, свободы слова, гражданской активности и мобилизации;

    25.6. воздерживаться от необоснованного контроля над службами социальных сетей и интернетом, онлайновой фильтрации и кибератак на оппозиционные веб-сайты;

    25.7. воздерживаться от попыток дискредитации некоторых наиболее уважаемых национальных и международных НПО путем безосновательного публичного обвинения их в том, что они действуют по указаниям, поступающим из-за рубежа, и представляют иностранные интересы;

    25.8. внести изменения в новый закон об НКО (так называемый "закон об иностранных агентах"), с тем чтобы его нельзя было использовать в качестве инструмента подавления и запугивания НПО и гражданского общества;

    25.9. воздерживаться от неправомерного давления и запугивания оппозиции и критически настроенных НПО;

    25.10. пересмотреть законодательство о местных и региональных органах власти с целью отмены норм, допускающих увольнение мэров;

    25.11. пересмотреть законодательство о распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными органами власти;

    В связи с верховенством права:

    25.12. пересмотреть законодательную и административно-правовую базу с целью обеспечения более эффективной защиты судей от чрезмерного влияния со стороны государства или частных интересов, обращая особое внимание на:

    25.12.1. порядок назначения, продвижения по службе и отстранения судей;

    25.12.2. срок пребывания в должности, особенно в отношении мировых судей;

    25.12.3. полномочия председателей судов;

    25.13. воздерживаться от неправомерного влияния на судей;

    25.14. обеспечивать надлежащее соблюдение федерального закона об адвокатуре, в частности обязанности адвокатских объединений назначать законных представителей неимущим подозреваемым;

    25.15. ограничить надзорные полномочия прокуратуры в отношении исполнительных и законодательных ветвей власти и привести прокуратуру в соответствие с применимыми европейскими стандартами;

    25.16. воздерживаться от применения процедуры "пересмотра судебных решений в порядке надзора" по гражданским делам, которая будет упразднена 1 января 2013 года, устранив таким образом нарушения принципа юридической определенности, выражающиеся в отмене окончательных судебных решений;

    25.17. продолжить реформирование судебной системы в строгом соответствии со стандартами Совета Европы;

    25.18. продолжить усилия по улучшению условий предварительного заключения, особенно в следственных изоляторах;

    25.19. опубликовать последний доклад Европейского комитета по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также предыдущие доклады ЕКП;

    25.20. рассмотреть меры по выполнению рекомендаций Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) и, в частности:

    25.20.1. пересмотреть административно-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы, четко определив, что факты коррупции должны считаться уголовными преступлениями;

    25.20.2. принять необходимые законодательные меры для установления ответственности юридических лиц за коррупционные преступления;

    25.20.3. предусмотреть эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции по таким делам в соответствии с требованиями Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (СЕД № 173);

    25.21. активизировать усилия по исполнению в полном объеме постановлений Европейского суда по правам человека;

    В связи с правами человека и основными свободами:

    25.22. незамедлительно ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о правах человека;

    25.23. обеспечить эффективное расследование случаев нападок на правозащитников и их притеснения и наказывать виновных;

    25.24. выполнять резолюцию 1738 (2010) Ассамблеи "Средства правовой защиты в случаях нарушения прав человека в Северокавказском регионе" и, в частности, предавать правосудию лиц, виновных в нарушении прав человека;

    25.25. эффективно расследовать все сообщения о жестоком обращении и пытках со стороны полиции и правоохранительных органов и предавать виновных правосудию, в частности, прояснить все обстоятельства смерти г-на Магнитского и г-жи Трифоновой, а также дело г-на Василия Алексаняна, который в течение двух лет находился в предварительном заключении и был лишен нормальной медицинской помощи, и который скончался через два года после того, как российские власти освободили его в результате вмешательства Европейского суда по правам человека;

    25.26. воздерживаться от применения силы против участников мирных демонстраций;

    25.27. пересмотреть принципы разрешения демонстраций и вынесения санкций в отношении организаторов, а также воздерживаться от ограничительного или необоснованного применения закона о собраниях;

    25.28. пересмотреть на основании предусмотренных российским законодательством процедур и в соответствии с демократическими стандартами, зафиксированными в Конвенции и в постановлениях Суда, недавнее судебное решение в отношении трех членов группы Pussy Riot;

    25.29. незамедлительно ратифицировать Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств (СЕД №148);

    25.30. поддерживая практическое использование российскими властями альтернативной военной службы, призывает пересмотреть закон об альтернативной военной службе и как можно скорее внести в него изменения;

    25.31. воздерживаться от применения закона об экстремистской деятельности в отношении всех религиозных общин, особенно Свидетелей Иеговы;

    25.32. обеспечить, чтобы законы, ограничивающие свободу выражения мнения и свободу собрания в связи с гомосексуальностью, были отменены, и чтобы было гарантировано право лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных лиц на свободное собрание;

    В связи с другими невыполненными обязательствами:

    25.33. выполнить резолюции 1633 (2008), 1647 (2008) и 1683 (2009) о последствиях войны между Грузией и Россией;

    25.34. незамедлительно завершить вывод остающихся российских вооруженных сил с техникой с территории Республики Молдова;

    25.35. осудить как ошибочную концепцию существования двух различных категорий зарубежных стран, в соответствии с которой некоторые страны, т.н."ближнее зарубежье", рассматриваются как зона особого влияния, и воздерживаться от продвижения географической доктрины зон "привилегированных интересов";

    25.36. продолжать усилия по скорейшему урегулированию нерешенных вопросов, связанных с возвращением культурной и иной собственности путем прямых переговоров с соответствующими странами, в соответствии с обязательствами взятыми на себя Российской Федерацией и зафиксированными в заключении 193, пункты 10.xii, 10.xiii и 10.xiv.

    26. Ассамблею обнадеживает подтверждение российскими властями намерения продолжать выполнение своих обязательств. Однако за заявлениями должны следовать действия. В связи с этим Ассамблея ожидает, что они и далее будут следовать по пути демократизации, воздерживаясь от любых мер, которые могли бы препятствовать демократическому процессу.

    27. В такой ситуации Ассамблея постановляет продолжить мониторинг выполнения Российской Федерацией своих обязательств до тех пор, пока не получит доказательств существенного прогресса в решении вопросов, затрагиваемых в настоящей и вышеупомянутых резолюциях, и выполнения этих обязательств, как это предусматривается в заключении 193 (1996) Ассамблеи и последующих резолюциях, рекомендациях и докладах.

    1 Обсуждение в Ассамблее 2 октября 2012 г. (30-е и 31-е заседания) (см. док. 13018 и Приложение, доклад Комиссии по соблюдению обязательств государствами-членами Совета Европы (Комиссия по мониторингу), докладчики: г-н Фрунда и г-н Гросс). Текст, принятый Ассамблеей 2 октября 2012 г. (31-е заседание).

Комментариев нет:

Отправить комментарий