Расшифровка аудиозаписи судебного заседания
По представлению прокурора САО Г. Москвы о ликвидации организации Свидетелей Иеговы и запрет ее деятельности
СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
(17 февраля 1999 года.)
ЧАСТЬ 1 (Всего 5)
Головинский межмуниципальный районный суд г. Москвы в составе:
председательствующего судьи Прохорычевой Е.И
Представители от прокуратуры:
Старший помощник прокурора САО. Адамова Наталья Алексеевна
Помощник прокурора САО Кондратьева Татьяна Ивановна
Представители от Свидетелей Иеговы:
Крылова Галина Анатольевна
Леонтьев Артур Евгеньевич
Бёрнс Джон Майкл
Прохорычева Е.И.: Продолжается судебное заседание по представлению прокурора Северного административного округа о ликвидации религиозной организации и запрету их деятельности. Пожалуйста, прокурор, вопросы будут?
Кондратьева Т.И.: Я просто не знаю, кому задавать вопросы.
Прохорычева Е.И.: А где у нас представитель? Один представитель есть, пожалуйста, задавайте. Пожалуйста, мы остановились на стадии... вопросы будут? У суда пока нет. Будут, да?
Кондратьева Т.И.: Вчера в своих пояснениях, вы упомянули некое экспертное заключение относительно исследования более ста человек в организации Свидетелей Иеговы московской общины по вопросу влияния участия в организации на психологическое состояние. Правильно ли я поняла, что вами было упомянуто данное исследование и экспертиза?
Леонтьев А.Е.: Ваша честь, я не говорил...
Кондратьева Т.И.: Уточните тогда, пожалуйста, о каком заключение шла речь - экспертов?
Леонтьев А.Е.: Я полагаю, что более уместно будет ответить на этот вопрос, когда мы представим суду это письменное доказательств, и также с ним подробно ознакомиться и разобрать конкретные вопросы.
Кондратьева Т.И.: Дело в том, что у нас нет, я и к чему подвожу, у нас нет возможности сослаться на это экспертное заключение и соответственно задавать по нему вопросы. Уж коль скоро оно звучало в ваших пояснениях, и вы на него очень подробно и долго ссылались, в материалах дела данного заключения не фигурирует. А вы... в связи с чем вы будете... приобщать его к материалам дела, не будете, на каком основании вы... ссылались на данное экспертное заключение, которое отсутствует в материалах дела. И мы, в частности, не имели возможности ознакомиться с этим заключением. Пожалуйста, поясните, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Мы обязательно приобщим это заключение к материалам дела, если суд его примет, и естественно, вы сможете задать потом такой вопрос: "Как можно с ним ознакомиться?"
Кондратьева Т.И.: Тогда позвольте, Ваша честь, ходатайствовать в связи с вышесказанной стороной.
Прохорычева Е.И.: У вас вопросы другие есть? Пока этот документ вообще не исследовался...
Кондратьева Т.И.: Значит, уж коли... да, уж коли по данному документу были ссылки, и сторона давала подробные пояснения именно ссылаясь на этот документ, кроме того, этот документ отсутствует в материалах дела, я прошу суд дать возможность, во-первых, стороне... приобщить данные документы к делу, и, как следствие, нам ознакомиться с данным документом, насколько я поняла, имеющим достаточно серьезные аргументы, поскольку полагаем, что стороны изначально находятся в неравном положении перед судом, когда мы в частности отвечали на вопросы и когда мы обосновывали... Уважаемый суд, я прошу прощения и прошу впредь не перебивать меня, поскольку я не только отвечаю на вопросы, но и формулирую их про себя.
Прохорычева Е.И.: Вы судье говорите "не перебивать"?!
Кондратьева Т.И.: Я прошу, пожалуйста, да.
Прохорычева Е.И.: Я прошу вас иметь в виду, что судья в любой стадии процесса может остановить любого из участников процесса...
Кондратьева Т.И.: Вы делаете это периодически, поэтому я и прошу, вы ловите меня на мысли в тот момент, когда я формулирую свою мысль.
Прохорычева Е.И.: Значит, извините, я вас останавливаю, и мы данное ходатайство сейчас считаем преждевременным: его мы пока не обсуждаем. И как вы можете - прокурор - заявлять ходатайство о приобщении документов со стороны ответчика, когда еще ответчик сам..?
Кондратьева Т.И.: Простите, Ваша честь, я ...
Прохорычева Е.И.: Так, будьте добры, пожалуйста, какие у вас следующие вопросы? Пока на этот документ, он у нас не на столе, он не исследовался, представитель все понятно сказал. Будет представлен этот документ, мы все вместе будем знакомиться. Какие у вас другие вопросы?
Кондратьева Т.И.: Значит, позвольте тогда заявление. Значит, я полагаю, что стороны изначально в данном процессе находятся в неравном положении по следующим основаниям: представители, защищающие интересы организации общины Свидетелей Иеговы, в своих пояснениях ссылались на заключение, которое не фигурирует в материалах дела, из которого мы, как сторона, не имели возможности в должной степени ознакомиться, чтобы задавать по данному заключению соответствующие вопросы. Кроме того, изначально нами было представлено в письменном виде, я имею в виду дополнительное обращение, и экземпляры этого обращения находились у стороны, противоположной соответственно, которое по ходу своих вопросов периодически апеллировало к данному документу. У нас нет ни той, ни другой возможности. Нам не дают возможности ознакомиться с документами, на которые ссылается сторона в своих пояснениях. У меня вопрос к стороне: "Вы намерены приобщить?"
Леонтьев А.Е.: Могу ли я сначала ответить на это замечание?
Прохорычева Е.И.: Нет, это как заявление.
Леонтьев А.Е.: Спасибо.
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, вам задается вопрос.
Кондратьева Т.И.: Вы намерены... вы намерены заявлять ходатайство о приобщении данного документа к материалам дела?
Леонтьев А.Е.: В начале я хотел бы сделать заявление в связи с заявлением прокурора. Вы позволите, это несколько секунд?
Прохорычева Е.И.: Мы так и будем...
Леонтьев А.Е.: Это совсем немножко.
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Я хотел бы сказать, что данное заявление прокурора совершенно не уместно в связи с тем, что прокуратура неоднократно в течение всего этого времени заявляла о том, что они еще будут в течение всего процесса представлять различные документы и, более того, давать свои оценки и заявления как прокуратура, пользуясь своим процессуальным правом в заключении уже после, как я понимаю, прения сторон. Поэтому в данном случае я считаю, что это заявление прокурора не основано ни на законе. Я полагаю, оно также неправильно...
Прохорычева Е.И.: Вы ответите на вопрос?
Леонтьев А.Е.: Да, и на ваш вопрос. На ваш вопрос я хочу ответить, что, безусловно, мы будем представлять в соответствующей стадии судебного процесса все те письменные доказательства, на которые мы ссылались при даче своих объяснений. Причем хочу подчеркнуть, что при даче своих объяснений мы можем ссылаться на то, что считаем нужным, имея в виду в дальнейшем обосновать все свои утверждения, используя все возможности, которые процессуальный закон предоставляет ответчику.
Прохорычева Е.И.: Будете приобщать? Просить о приобщении?
Леонтьев А.Е.: Будем, мы будем просить о приобщении.
Прохорычева Е.И.: И соответственно дадите возможность ознакомиться?
Леонтьев А.Е.: Обязательно и ознакомиться, и задать вопросы, и ответить на вопросы.
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, следующий вопрос.
Крылова Г.А.: Позвольте в связи с этим сделать заявление, короткое очень. Я считаю, что заявлением прокурора демонстрирует в очередной раз незнание прокурором Гражданско-процессуального закона, поскольку в соответствии со статьей 127-ой именно обращающийся в суд обязан представить для ответчика копию своего заявления, и, кроме того, судья может в зависимости от характера и сложности дела обязать представить и копию документов, приложенных к этому заявлению, что и было сделано. Поэтому эти действия в строгом соответствии с законом и были сделаны.
Теперь, что касается последующего заявления прокурора. Я думаю, что прокурор до настоящего времени не осознал, в какой стадии процесса мы находимся, а мы до настоящего времени находимся на статье 166-ой Гражданско-процессуального кодекса, в соответствии с которым стороны дают объяснения.
Прохорычева Е.И.: Все, пожалуйста, хорошо. Следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Тогда у меня встречное, так сказать, заявление относительно последнего выступления адвоката относительно того, на какой стадии мы находимся. Мы неоднократно обращали внимание суда, и суд не обращал внимание на наши замечания по этому вопросу. Поэтому, я полагаю, высказывания адвоката Крыловой более чем неуместны в данный момент и в данной ситуации.
Прохорычева Е.И.: Значит, мне придется все-таки напомнить, что сейчас дается возможность прокурору задавать... после получения объяснения со стороны представителя ответчика дается возможность задать все вопросы, а все ходатайства мы, наверное, потом соответственно будем по ходу решать. Пожалуйста, вопросы прокурора.
Кондратьева Т.И.: Итак, ответьте, пожалуйста, на вопрос: на какие должности происходит назначения руководящей корпорации, относительно московской общины имеется в виду?
Леонтьев А.Е.: Ну, прежде всего я хочу отметить, что такого понятия как, ну в обще- принятом смысле должности, так наверное нельзя назвать...
Кондратьева Т.И.: Назовите это своим термином.
Леонтьев А.Е.: ...согласно Положению общины, которая зарегистрирована Управлением юстиции здесь написано следующее (пункт 4.6 и также п. 4.1): "Высшим постоянно действующим органом [это пункт 4.1] управления общины является корпорация старейшин, включающая в себя всех ее старейшин, назначенных региональным управленческим центром. Канонически старейшины являются духовными пастырями, которые заботятся о потребностях членов и присоединившихся. Они координируют религиозную деятельность общины". И пункт 4.6: "В помощь корпорации старейшин региональным управленческим центром назначаются служебные помощники, которые выполняют свои религиозные задания под руководством старейшин и по их поручению".
Кондратьева Т.И.: Будьте добры, поясните, пожалуйста, термин "канонические", поскольку у нас здесь светский суд, и, соответственно, мы соответствующей терминологией пользуемся.
Леонтьев А.Е.: Канонические - это означает, что это внутреннее установление религиозной организации, которое не относится к гражданско-правовым сферам деятельности, которое регулирует именно духовные вопросы.
Кондратьева Т.И.: Значит под канонической зависимостью имеется в виду религиозная зависимость?
Леонтьев А.Е.: Прежде всего, никакой зависимости здесь нет и быть не может.
Кондратьева Т.И.: Ну, поясните тогда.
Леонтьев А.Е.: Задайте, пожалуйста, вопрос должным образом без зависимости и чтобы я понял, что вы хотите от меня услышать.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, согласно вашего положения п. 4.1 соответственно "канонически старейшины являются духовными пастырями [это часть вторая этой статьи], которые заботятся о потребностях членов и присоединившихся, они координируют религиозную деятельность общины". Вот термин "канонически являются духовными пастырями". Термин "канонически" встречается в вашем положении неоднократно, поэтому я прошу внести ясность в данный термин, и что конкретно относительно данной общины понимается под этим термином?
Леонтьев А.Е.: Вношу ясность. Статья 15-ая Федерального закона "О свободе совести" называется "Внутреннее установление религиозных организаций": "Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации", часть вторая: "Государство уважает внутреннее установление религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации". Вот, собственно говоря, эти внутренние установления и есть каноническая и, так скажем, духовная сфера.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, вот данный термин раскрыт в приведенном вами законе - "внутреннее установление".
Леонтьев А.Е.: Я полагаю, что для юриста здесь достаточно все полно и ясно изложено.
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Какого рода внутреннее установление содержится в иерархии конкретно московской общины?
Леонтьев А.Е.: Я думаю никаких других внутренних установлений кроме тех, которые изложены в Библии, которые изложены в журналах "Сторожевая башня", которые вы читали, наверно, нет.
Кондратьева Т.И.: Укажите, пожалуйста, пункт вашего Положения, который регулирует именно эти вопросы.
Леонтьев А.Е.: А пункты данного Положения эти вопросы не регулируют, потому что это не относится к гражданско-правовой сфере, это духовные вопросы и их регулировать просто невозможно.
Кондратьева Т.И.: Положение имеется в виду вашей общины, которые регулируют внутреннее установление, о которых вы только что сказали.
Леонтьев А.Е.: Я могу сказать, что в отличие от других конфессий здесь нет таких как бы специальных внутренних установлений, т. е. отдельно гражданско-правовой устав, отдельно, допустим, какой-то другой устав. Полагаю, что книга "Организованы проводить наше служение", она достаточно полно и ясно излагает все необходимые внутренние установления, которые знает каждый человек, который является Свидетелем Иеговы.
Кондратьева Т.И.: Можно ли понять из вашего ответа на вопрос, что книга, которую вы только что привели, является определенным тождественным с уставом, которым руководствуется община, поскольку вы поставили знак равенства между этими понятиями.
Леонтьев А.Е.: Я не могу утверждать, что это тождественно уставу. По крайней мере, эта книга единая для всех Свидетелей Иеговы во всем мире, они все ею пользуются, для того чтобы, ориентируясь на нее и с учетом местных особенностей или местных потребностей, регулировать какие-то внутренние духовные вопросы.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а для чего тогда организацией Свидетели Иеговы было представлено Положение и для чего вообще Положение существует внутри этой организации?
Леонтьев А.Е.: В соответствии с законом, для того чтобы приобрести статус юридического лица, необходимо представить гражданско-правовое Положение или Устав, который должен быть зарегистрирован государственным органом и соответственно регулирует гражданско-правовые вопросы. При этом хочу отметить, что когда в начале в 1991 году и затем в 1993 году происходила регистрация Свидетелей Иеговы в России, то соответственно в эти органы представлялась также книга и "Организованы", чтобы чиновники могли ознакомиться с ней, может быть, задать вопросы, сделать свои предложения и т. д. Я не могу утверждать, что конкретно сейчас, кто работает в Управлении юстиции, видели эту книгу или не видели, я не знаю, но то, что в Минюст представляли эту книгу...
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, ведется ли какой-то учет членов общины внутри московской общины?
Леонтьев А.Е.: Нет, учет членов общины не ведется.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, на каком основании тогда были сделаны исследования, которые вы приводили в своих пояснениях и соответственно бралась какая-то относимость процентов между теми людьми, количеством членов, которые вы брали и исследовали на психологическое состояние, вот то, о чем я говорила выше?
Леонтьев А.Е.: Я могу сказать, что ведется учет прежде всего посещаемости.
Кондратьева Т.И.: Каким образом?
Леонтьев А.Е.: На встречах собрания, допустим, могут просто подсчитать сколько людей присутствуют, например, на самой большой встрече, или также есть учет возвещателей, подчеркиваю не членов.
Кондратьева Т.И.: Каким образом? Опишите, пожалуйста, подробно эту процедуру, каким образом происходит подсчет в собраниях членов?
Леонтьев А.Е.: Учитывается прежде всего участие... Ну, очень просто. Вот здесь люди сидят, и, например, кто-либо может попросить... (Прокурор пытается перебить.) пожалуйста... Старейшина может попросить кого-либо подсчитать сколько людей присутствует. Для чего это делается? Например, большинство общин Свидетелей Иеговы арендуют залы, у них нет собственных Залов Царства, соответственно они должны знать сколько людей посещает, нет ли необходимости больший зал арендовать или меньший наоборот, чтобы сэкономить пожертвования и т. д. Что касается учета возвещателей, именно активных возвещателей, то да, естественно ведется учет участия в религиозной деятельности.
Кондратьева Т.И.: Опять-таки каким образом этот учет ведется?
Леонтьев А.Е.: Согласно вот тем самым отчетам о проповеднической деятельности, если человек их сдает, то это отмечается...
Кондратьева Т.И.: Кто дает возвещателю подобные отчеты, что собой представляют эти отчеты, бланки и т. д.?
Леонтьев А.Е.: Отчеты, я думаю, что вы их знаете, потому что вы на них ссылались на эти бланки отчетов, и, соответственно, эти бланки есть в каждом собрании, и каждый возвещатель, который желает сдать отчет, он может подойти, взять этот бланк на столе...
Кондратьева Т.И.: Кто издает эти бланки?
Леонтьев А.Е.: Кто печатает их?
Кондратьева Т.И.: Да, кто печатает.
Леонтьев А.Е.: Их печатает, заказывает управленческий центр, и печатаются они в Германии, и потом управленческий центр предоставляет эти бланки и другую необходимую литературу общинам Свидетелей Иеговы.
Кондратьева Т.И.: Это происходит на каких-то договорных основах?
Прохорычева Е.И.: Я снимаю этот вопрос. Следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вернее, опишите процедуру вхождения в членство организации?
Леонтьев А.Е.: Процедура вхождения в членство описана в Уставе п. 3.1: "Члены общины являются совершеннолетними верующими, которые стали Свидетелями Иеговы через свое добровольное посвящение Богу и последующее водное крещение". Соответственно, чтобы стать членом, необходимо быть совершеннолетним, необходимо верить в то, во что верят Свидетели Иеговы, соответственно, затем нужно добровольно посвятить себя Богу в молитве и после этого символизировать это водным крещением.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, в вашей литературе неоднократно встречается термин "член собрания". Поясните, пожалуйста, что это означает и каким статусом по отношению к организации член собрания обладает?
Леонтьев А.Е.: Член собрания - это каноническое понятие, т. е. с духовной точки зрения этого человека рассматривают, как члена единого христианского собрания, всемирного собрания христиан Свидетелей Иеговы, и он рассматривается на таком же положении, как младенец, которого крестили в Православной церкви, т. е. с духовной точки зрения он принадлежит к церкви. Но это не означает, что этот человек принадлежит к юридическому лицу, естественно.
Кондратьева Т.И.: Значит, скажите, пожалуйста, отношение, вернее, статус несовершеннолетних детей присутствующих на собрании.
Леонтьев А.Е.: Как любой человек может присутствовать на собрании, также и могут присутствовать несовершеннолетние. Обычно они присутствуют со своими близкими, родителями или иным.
Кондратьева Т.И.: Сколько проводится собрание в среднем по времени?
Леонтьев А.Е.: Как я уже подчеркивал, они проводятся в среднем по времени четыре с половиной часа в неделю, если брать все пять встреч Свидетелей Иеговы.
Кондратьева Т.И.: Опишите, пожалуйста, процедуру - вернее, не процедуру, а опишите, пожалуйста, структуру вашей организации. Поясните.
Леонтьев А.Е.: Вы имеете в виду общину?
Кондратьева Т.И.: Общину, первоначально, да, прежде всего.
Леонтьев А.Е.: Структура здесь, собственно говоря, расписана достаточно ясно в разделе 4 Положения, что "высшим постоянно действующим органом управления общины является корпорация старейшин, включающая старейшин, назначенных региональным управленческим центром. Канонически старейшины являются..." Ну, я это уже читал. Дальше: "Корпорация старейшин принимает соответствующие решения". Далее написано, что относится к ее компетенции. Далее написано, что "под каноническим руководством регионального управленческого центра корпорация старейшин вправе вести любую другую деятельность, которую она считает необходимой для преследования религиозной цели общины, в согласии с Библией и действующим законодательством". Ну, и далее подчеркивают, я это уже читал, что в помощь старейшинам назначаются служебные помощники.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот существуют ли в московской общине такие комитеты, как правовой комитет, апелляционный комитет?
Леонтьев А.Е.: Я могу сказать, что таких органов на постоянной основе не существует.
Кондратьева Т.И.: На временной основе они существуют?
Леонтьев А.Е.: Соответственно, когда возникает необходимость рассмотреть серьезные прегрешения кого-либо из членов собрания, этот правовой комитет составляется из старейшин, которые заслушивают этого человека наедине, не придавая огласке то, что они слушают, чтобы не повредить репутацию этого человека и, соответственно, другим собраниям.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вернее, назовите основания приглашения в комитет члена общины, которого, скажем так, разбирают?
Леонтьев А.Е.: Согласно уставу здесь написано, что касается членов п. 3.5: "Член общины может быть исключен из религиозной организации Свидетелей Иеговы за действия, несовместимые с библейскими нормами, нарушение настоящего Положения. Если он, несмотря на оказанную им духовную помощь со стороны старейшин, продолжает серьезно грешить и не желает больше жить как последователь Иисуса Христа, в этом случае правовой комитет рассматривает дело и решает вопрос об исключении".
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, каким образом данный комитет узнает о правонарушении члена Свидетелей Иеговы?
Леонтьев А.Е.: Это может быть по-разному, он может вообще об этом не узнать.
Кондратьева Т.И.: Что-что?
Леонтьев А.Е.: Он может об этом вообще не знать. Либо об этом сообщает сам совершивший согрешение. Иногда об этом могут сообщить другие люди.
Кондратьева Т.И.: Каким образом?
Леонтьев А.Е.: Ну, каким образом?
Кондратьева Т.И.: Может ли в правовой комитет обратиться не член Свидетелей Иеговы, не приобщенный, не крещенный, просто со стороны придти и сказать что такой-то такой-то с вашей точки зрения является совершившим грех?
Леонтьев А.Е.: Я могу сказать, собственно говоря, что в правовой комитет, конечно, обратиться не может, потому что нет такого постоянно действующего органа. Но могут обратиться к старейшине собрания, например, и сказать, что вот так-то, и так-то, и так-то... И если есть какое-то серьезное обвинение кого-либо из членов собрания в каких-то серьезных грехах, то соответственно этот вопрос нужно исследовать. И люди, чтобы это выяснить, они обратятся к старейшинам, например к другим старейшинам, чтоб не решать этот вопрос единолично и попросят, чтобы, может быть, один или два старейшины также были с ним. Они подойдут к этому человеку и спросят его, правда это или не правда. Соответственно, что он может пояснить по этому поводу. Может быть, кто-то еще что-то желает пояснить по этому поводу. И если это действительно серьезное прегрешение, если действительно это доказано, то этот вопрос с духовной точки зрения будет рассматриваться.
Я могу рассказать даже такой случай, который я слышал от своих соверующих о том, что в одной западной стране, совершенно посторонний человек пришел в собрание и сказал, что старейшина этого собрания имел взаимоотношения с какой-то проституткой. Эта проститутка сама и пришла, и к нему подошли и спросили: "Это правда?". Он сказал: "Да". И после этого он был исключен из собрания, т. к. это очень серьезный грех, и старейшина не может заниматься духовной деятельностью, совершая такие грехи. И Свидетели Иеговы верят в то, что существует еще небесная организация, которая состоит не только из Иеговы Бога и Иисуса Христа, но также из серафимов, херувимов и ангелов. И, в частности, серафимы, согласно Библии, они несут ответственность за чистоту организации Бога, и, соответственно, Свидетели Иеговы уверены, что в конечном итоге всякий грех станет явным. И они не смогут с чистой совестью проводить свое служение, совершая грехи, поэтому очень часто люди просто сами подходят и говорят об этом, потому что это не наказание, а оказание духовной помощи.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, заявления происходят в письменном или в устном виде?
Леонтьев А.Е.: Что вы имеете...
Кондратьева Т.И.: Заявления о грехопадении того или иного члена организации происходят письменно или устно?
Леонтьев А.Е.: Это не имеет значения. Это может быть и письменно, это может быть устно.
Кондратьева Т.И.: Значит возможны варианты письменное заявление и устное?
Леонтьев А.Е.: В любом варианте.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, на основании чего, каких правил делают старейшины свой вердикт? Вносят свой вердикт старейшины?
Леонтьев А.Е.: На основании Библии они рассматривают эти вопросы. Библия регулирует все эти вопросы.
Кондратьева Т.И.: Значит, исключительно на основании Библии.
Леонтьев А.Е.: Библия - это основной письменный источник Свидетелей Иеговы. Это боговдохновенное Писание.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, может ли в этом правовом комитете правонарушитель увидеть непосредственно своего обвинителя,- иными словами, человека, который пришел и сказал старейшинам о том, что тот совершил правонарушение?
Леонтьев А.Е.: В Библии описан порядок того, как разрешаются такие проблемы в самом начале.
Кондратьева Т.И.: Вы можете пояснить, как они происходят именно в вашей организации?
Леонтьев А.Е.: Да, конечно.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Евангелие от Матфея 18-я глава с 15 стиха: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви [или старейшинам]; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". И дальше, соответственно, если этот человек, они не смогли разрешить эту проблему между собой или в присутствии двух или трех свидетелей, то, соответственно, старейшины будут заниматься этим вопросом с духовной точки зрения, чтобы либо помочь этому человеку, либо, если он намерен и дальше грешить, называясь Свидетелем Иеговы, то, соответственно, надо с духовной точки зрения сохранить чистоту духовную собрания и оберечь от такого...
Кондратьева Т.И.: Вы можете ответить на вопрос однозначно, присутствует ли тот человек на правовом комитете или нет?
Леонтьев А.Е.: Это не обязательно, все это индивидуально. Цель рассмотрения этого вопроса, прежде всего, чтобы, как Иисус говорил, не переломить и соломинку, и цель не обличать этого человека, давить на его страх или стыд, а цель - помочь этому человеку, и поэтому, я могу сказать, что все это индивидуально, и в целях справедливости могут пригласить этого человека, который сделал такое заявление, чтобы этот, так скажем, обвиняемый в духовном согрешении мог задать свои вопросы. То есть здесь это достаточно гибко, главное - чтобы были соблюдены библейские принципы.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а в праве ли которого обвиняют в чем-то потребовать соответственно первоисточник, чтобы присутствовал первоисточник, т. е. обвинитель?
Леонтьев А.Е.: Естественно.
Кондратьева Т.И.: Такая процедура предусмотрена директивными документами?
Леонтьев А.Е.: Эта процедура не предусмотрена директивными документами.
Кондратьева Т.И.: Ну, определенная, так сказать, процедура лишения общения и т. д. строго регламентирована в соответствии с вашими указаниями, в соответствии с указаниями, спускаемыми свыше, и бланки присутствуют, вот такого рода процедуры - мы просили суд приобщить к материалам дела. Так вот, в данных директивных документах присутствует ли вопрос или право человека говорить, просить правовой комитет о том, чтобы его обвинитель присутствовал на такой процедуре?
Леонтьев А.Е.: Прежде всего, хочу сказать, что таких директивных документов нет, у нас нет такого, чтобы было расписано, как Гражданский процессуальный кодекс, например, все детали. В этом нет необходимости. Старейшины - это духовно зрелые люди, опытные люди, у них есть Библия, знание Библии, эту Библию знают все остальные. Что касается карточки, например, на человека, который исключен из собрания, да, она есть.
Кондратьева Т.И.: А в связи с чем, простите, эта карточка имеется в общине?
Леонтьев А.Е.: Ну, она, прежде всего, не в общине имеется, а в управленческом центре.
Кондратьева Т.И.: Ну, так сказать, вот как факт, после того, когда...
Леонтьев А.Е.: Для чего она заполняется, вы имеете в виду?
Кондратьева Т.И.: Да, для чего заполняется, в связи с чем?
Леонтьев А.Е.: Ну, в связи с тем, что этот человек в дальнейшем может где-либо в ином месте заявлять, что он Свидетель Иеговы, не будучи таковым, например. Или он, допустим, захочет восстановиться в собрании, т. е. исправить свое поведение, и, соответственно, будут знать, о чем вопрос, где он рассматривался. Потому что если этот человек захочет восстановиться, то его просьбу будут рассматривать те старейшины, которые в курсе его проблемы, которые знают, в чем была эта проблема и в чем этому человеку нужно было, допустим, измениться или как ему нужно было помочь, чтобы он мог опять называться Свидетелем Иеговы и быть членом этого духовного собрания.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а что значит вообще термин "лишение общения" либо "отречение от общения". Поясните, пожалуйста, что это, основную мысль, для чего?
Леонтьев А.Е.: Основная мысль... Ну, это ясно описано в книге "Организованы". Лишение общения - это когда человек... выносят решение именно старейшины о том, что он больше не является членом собрания Свидетелей Иеговы, а отречение - это, значит, сам человек заявил о том, что он больше не хочет быть Свидетелем Иеговы, он не хочет принадлежать к собранию Свидетелей Иеговы, и, соответственно, об этом также объявляют, не раскрывая суть проблемы этого человека, чтобы не обсуждать его дела всем собранием.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, оглашается ли публично на собраниях имя вот такого правонарушителя и, соответственно, оглашается ли, если можно сказать, вердикт старейшин, относительно его лишения либо отречения?
Леонтьев А.Е.: Я могу сказать, что, естественно, этого человека знают по имени, по фамилии как члена собрания, как Свидетеля Иеговы, и, соответственно, если этот человек допустил серьезные прегрешения и не желает оставлять свой грешный путь, то об этом объявляют в собрании, что такой-то такой-то - фамилия, имя, отчество - больше не является Свидетелем Иеговы. В отдельных случаях, когда об его действиях стало известно в собрании широко, могут еще привести какое-то библейское основание для этого, чтоб стало понятно и другим,- не детали, конечно же, всего этого, а как бы ключевой пункт, чтобы и другие также могли учитывать это в своей духовной деятельности.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, какие санкции уполномочен совершать правовой комитет правонарушителю?
Леонтьев А.Е.: Никаких санкций правовой комитет не уполномочен совершать, так же, как каких-то вердиктов выносить.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот существует определенная процедура в связи с решением старейшин о лишении общения. Человек потом вправе обратиться в апелляционный комитет, там, соответственно, будет разбираться его вопрос. Для чего нужна такая многоступенчатая, сложная процедура?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Следующий, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, можно ли разговаривать с лишенным общения членам общины?
Леонтьев А.Е.: Члены общины сами это решают, будут они с ним разговаривать или нет, хотя библейский совет, который был записан апостолом Павлом говорит, что "не сообщаться с тем, кто, называясь братом, произвольно грешит".
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, как долго они могут не разговаривать и лишать общения вот этого, такого рода правонарушителя?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, как обстоит дело в подобной ситуации, если речь идет, в частности, об одном из супругов?
Леонтьев А.Е.: Естественно, супруги продолжают общаться: это супруги, члены семьи. Но духовное общение, возможно, уже не на таком уровне.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, точнее свою мысль, что значит духовное общение не на таком уровне происходит? На каком уровне должно происходить духовное общение супругов?
Леонтьев А.Е.: Это зависит от людей, от конкретных людей...
Кондратьева Т.И.: Безусловно, от конкретных людей и т. д. Вы ответили, и я не поняла ваш вопрос, на каком уровне должно происходить духовное общение между супругами?
Леонтьев А.Е.: На любом, на котором они сочтут нужным.
Кондратьева Т.И.: После того, как одного из супругов лишили общения, и, как вы только что ссылались на Библию, определенного рода вакуум, духовный вакуум вокруг такого человека присутствует?
Леонтьев А.Е.: Совершенно верно вы подчеркнули слово "духовный вакуум", и этот вакуум создает тот, кто нарушает библейские нормы, которые своим поведением, например, если он совершает супружескую неверность, вызывает напряженность в семье. Я полагаю, что после таких действий, наверное, трудно иметь какое-то очень тесное общение, даже если очень этого хочешь.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а как обстоит дело в такой же ситуации, когда речь идет не просто о двух супругах, а о супругах, имеющих детей, которые также посещают собрание Свидетелей Иеговы, которые не запрещены к посещению детям?
Леонтьев А.Е.: Вы опишите конкретно тогда эту модель: кто лишен общения, кто Свидетель Иеговы и т. д.
Кондратьева Т.И.: Когда речь идет о полной семье, двух супругах, ребенке, которые постоянно посещают собрание.
Леонтьев А.Е.: То есть вся семья Свидетели Иеговы?
Кондратьева Т.И.: Да, вся семья Свидетели Иеговы, при этом одному из супругов публично на собрании подобного рода решение правового комитета выносится, при этом присутствуют жена и ребенок. Как долго жена и ребенок должны держать подобного правонарушителя, являющегося членом их семьи, в духовном вакууме?
Леонтьев А.Е.: Они нисколько времени не должны держать его в духовном вакууме, потому что, я думаю, хотя это наносит, так скажем, это печаль для этих людей, что этот человек пренебрег ясными библейскими нормами, которые помогают в жизни каждому, но, естественно, они как бы не считают себя свободными от других библейских обязанностей, семейных обязанностей. Они живут с этим человеком, ведут совместное хозяйство, они общаются, разговаривают, у них также есть супружеские отношения.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, извещается ли об этих актах лишения головная организация, корпорация и другие общины?
Леонтьев А.Е.: Какая корпорация?
Кондратьева Т.И.: Корпорация Свидетелей Иеговы.
Леонтьев А.Е.: Другие общины об этом не извещаются, потому что, более того, другие собрания тоже не извещаются обо всех деталях этого.
Кондратьева Т.И.: А всемирная корпорация Свидетелей Иеговы, о которой идет речь в том числе и в Положении. Извещается ли она?
Леонтьев А.Е.: Что касается московской общины, я могу сказать, что если будет кто-либо в московской общине лишен общения, то, соответственно, карточка об этом будет передана в управленческий центр в Солнечное. И только тот человек, который занимается этим вопросом, будет, естественно, видеть эту карточку, потому что у Свидетелей Иеговы нет необходимости кричать на весь мир, что кто-то что-то не так сделал, потому что потом этот человек может опять восстановиться в собрании и быть полноправным членом.
Кондратьева Т.И.: Повторяю вопрос, подобные отчеты и подобные факты поднимаются ли выше, во всемирную организацию, корпорацию Свидетелей Иеговы?
Леонтьев А.Е.: Нет.
Кондратьева Т.И.: В руководящую корпорацию, всемирную?
Леонтьев А.Е.: Ну вы представьте, пять с лишним миллионов Свидетелей Иеговы, сорок тысяч ежегодно людей оставляют собрание Свидетелей Иеговы или исключаются, в основном, за супружескую неверность или блуд. Представьте, что это все будет подниматься туда - зачем это?
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, существует ли одним из оснований такого отречения, лишение общения, как-то: празднование традиционных праздников, в том случае, если все-таки члены семьи, бабушки, дедушки, состоящие также в общине, все-таки определенным образом будут налаживать какие-то контакты. Вот подобного рода проступки обнародуются, санкции какие-то применяются к этим людям, нарушившим вот?..
Леонтьев А.Е.: В одном вопросе вы сразу задали несколько. Во-первых, я могу сказать, что подробности, естественно, не обнародуются, санкции, как я сказал, не применяются так, как понимают юристы слово "санкции". Кроме того, могу сказать, что основанием для лишения общения является не сам по себе грех, а не раскаяние человека, т. е. человек упорствует в своем грехе, он считает, что будет и дальше так поступать, и, соответственно, он не может рассматриваться как Свидетель Иеговы, т. е. он сам себя как бы лишает общения, так можно сказать.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, административную - я подчеркиваю, административную структуру общины. Ее головные органы, из каких подразделений состоит сама община и т. д.
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос, следующий.
Кондратьева Т.И.: Я прошу прощения, я прошу занести подобный этот вопрос, поскольку он исключительно по Положению, которое фигурирует в материалам дела пункт 1.3.
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, в пункте 1.3 речь идет... позвольте зачитать, Ваша честь: "Община в канонических и административных вопросах полностью подчиняется региональному управленческому центру и руководящей корпорации всемирной религиозной организации Свидетелей Иеговы, в дальнейшем руководящей корпорации Свидетелей Иеговы". Я правильно зачитала текст? Поясните, пожалуйста, этот пункт более подробно.
Леонтьев А.Е.: А куда тут более подробно пояснить?
Кондратьева Т.И.: Что значит "в административных вопросах община полностью подчиняется руководящей корпорации всемирной религиозной организации"? "Община в канонических и административных вопросах", вот этот пункт... Речь идет об административном и каноническом подчинении.
Леонтьев А.Е.: Это положение 1993 года...
Кондратьева Т.И.: Безусловно, и мы на нем сейчас основываемся, и оно фигурирует в материалах дела...
Леонтьев А.Е.: Можно я отвечу на вопрос?.. Спасибо. И, соответственно, на сегодняшний день, я могу сказать, что руководящая корпорация Свидетелей Иеговы (более правильно руководящий совет сейчас называется), всемирная организация, естественно, не занимается никакими каноническими и административными вопросами московской общины Свидетелей Иеговы. Более того, он даже и раньше не занимался этими вопросами. Значит, что имеется в виду канонические. Это значит, что мы руководствуемся одной Библией, руководствуемся вот этой книгой, которая для всех Свидетелей Иеговы во всем мире одинакова. Это значит, что все Свидетели Иеговы имеют одну "Сторожевую башню", что они все читают (если это издается одновременно на всех языках, на 126, в частности), они читают вот эти вот статьи библейские для изучения на своих собраниях. Вот что означает единство духовное и каноническое.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а чем вы руководствовались в 1993 г., внося в официальный документ, т. е. в свой устав фактически, свое Положение, общее положение, вот подобного рода пункт? Чем вы руководствовались?
Леонтьев А.Е.: Руководствовались тем, чтобы дать понять государственным органам, что Свидетели Иеговы - это единая конфессия во всем мире и, соответственно, что это не значит, что Свидетели Иеговы города Москвы другие, что они будут создавать свое учение, новое какое-то, вот и все.
Кондратьева Т.И.: В связи с чем в пункте 1.3. Положения в 1993 году вами не было сказано, что Свидетели Иеговы - единая конфессия, а было сказано именно так: община в канонических и административных вопросах полностью подчиняется региональному управленческому центру, а также Свидетелей Иеговы всемирной корпорации. Вот именно это я спрашиваю у вас. Поясните, пожалуйста, что означает этот пункт, каково значение, суть?
Леонтьев А.Е.: Я уже пояснил и значение и суть этого вопроса, более того...
Кондратьева Т.И.: Что значит административное подчинение руководящей корпорации Свидетелей Иеговы?
Леонтьев А.Е.: Я могу пояснить, что, например, управленческий центр, назначая старейшин или смещая старейшин...
Кондратьева Т.И.: Управленческий центр... я не спрашиваю про управленческий центр...
Леонтьев А.Е.: Можно я отвечу на вопрос?
Прохорычева Е.И.: Извините, пожалуйста, вы задаете вопросы. Будьте добры, дайте сначала ответить, а потом можете задать еще вопрос.
Леонтьев А.Е.: Управленческий центр, назначая старейшин или смещая старейшин, будет руководствоваться едиными каноническими нормами, которые изложены в Библии и единым пониманием этих норм для всех Свидетелей Иеговы. Это значит, что Свидетели Иеговы с духовной точки зрения, так же, как и в других конфессиях, признают (как, например, в католической религии, хотя католики во всем мире, что Папа Римский - это ключевая фигура, что у них Ватикан - это духовный центр и т. д.), соответственно, Свидетели Иеговы признают руководящий совет таким духовным органом.
Кондратьева Т.И.: Хорошо. Значит, вы сказали, что Свидетели Иеговы признают совет духовным органом - я правильно поняла?
Леонтьев А.Е.: Правильно.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, почему в 1993 году в положении в пункте 1.3. вы не написали, что община...
Прохорычева Е.И.: Я прерву вас, пожалуйста. Это очень не корректен вопрос, почему это было не написано, это уже утвержденное...
Кондратьева Т.И.: Ваша честь...
Прохорычева Е.И.: Так, будьте добры, пожалуйста. ...уже утвержденное Положение. Так что я этот вопрос снимаю. Почему это было не написано. Прошу задавать следующий.
Кондратьева Т.И.: Дело в том, что на мой поставленный вопрос сторона не отвечает...
Прохорычева Е.И.: Я прошу следующий вопрос, это вы скажете...
Кондратьева Т.И.: Объясните, пожалуйста, административное руководство.
Леонтьев А.Е.: Если бы я составлял это Положение, я бы вам сказал, почему я не написал, но я его не составлял.
Кондратьева Т.И.: Объясните, пожалуйста, административное руководство и какого рода административное подчинение всемирной корпорации Свидетелей, руководящей корпорации Свидетелей Иеговы, имеется в виду в пункте 1.3 в постановлении, фигурирующего в материалах дела.
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, что значит каноническое подчинение, полное подчинение руководящей корпорации Свидетелей Иеговы.
Леонтьев А.Е.: Я уже, по-моему, пояснял этот вопрос.
Прохорычева Е.И.: Так, ответ был. Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вы знакомы с уставными документами той организации, которую вы полностью, которой вы полностью подчиняетесь, исходя из Положений?
Леонтьев А.Е.: Я могу сказать, что та организация, которая здесь имеется в виду, это не юридическое лицо, я говорю о руководящем совете Свидетелей Иеговы, это духовное...
Кондратьева Т.И.: Здесь речь идет о руководящей корпорации Свидетелей Иеговы.
Леонтьев А.Е.: Раньше это называлось руководящей корпорацией или по-английски Governing Body, т. е. это перевод всего лишь руководящей корпорации, или руководящий совет. Это не юридическое лицо, у него нет устава и не может быть.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а какой статус этой организации имеется в виду? Что за организация эта, поясните, пожалуйста, уж коль у вас прямая привязка с Положением?
Леонтьев А.Е.: Я полагаю, что мы рассматриваем здесь все-таки московскую общину, а не руководящий совет Свидетелей Иеговы, поэтому давайте все-таки по предмету дела.
Кондратьева Т.И.: У вас идет полная привязка, исходя из Положения, точнее пункт 1.3...
Леонтьев А.Е.: Я вам поясню, что имеется в виду в пункте 1.3. Я вам поясню, что эта привязка, как вы выразились, не связана с тем, что вы вкладываете в смысл ваших вопросов, как вы понимаете как прокурор, как государственный служащий. Здесь имеются в виду духовные вопросы, единое вероисповедание, единая концепция взглядов на все.
Кондратьева Т.И.: Но в тексте написано черным по белому - административное подчинение.
Леонтьев А.Е.: Я вам уже пояснил, что имеется здесь в виду...
Прохорычева Е.И.: Я прошу следующий вопрос. Тихонечко, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Если вы хотите в это вложить другой смысл - ваше право, но мне это приписывать не надо.
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, известно ли вам, какой статус у себя на родине имеет данная корпорация?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Следующий.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, в брошюрах ваших неоднократно упоминается о том, что дело запрещено в 35 странах. Поясните, пожалуйста, что имеется в виду под термином "дело запрещено" и "отчеты не полны"?
Леонтьев А.Е.: Прежде всего, могу пояснить, что это не юридический термин, это означает...
Кондратьева Т.И.: Я вас не по юридическим терминам спрашиваю.
Леонтьев А.Е.: Я можно буду отвечать так, как я считаю нужным, с вашего позволения. Если вы хотите вложить в мои уста ваши мысли, ну говорите сами тогда. Значит, я могу пояснить, что это не юридический термин и что здесь подразумевается, что в тех странах, например, такие, как, может быть, Иран, Ирак, Свидетели Иеговы не имеют официального признания, как впрочем и другие христианские конфессии, и, соответственно, их деятельность не может проводиться в полной мере, и, соответственно, не в полной мере есть отчеты об этой деятельности. Это не означает, что во всех случаях есть какой-то официальный документ о запрете, это единичный случай.
Кондратьева Т.И.: Речь идет о ваших брошюрах, "Ежегодник Свидетелей Иеговы" за 1997 год и 1996 год, где речь идет о 35 странах, о 25 странах, в которых дело запрещено. Поясните, пожалуйста, каким образом, на каких основаниях, в связи с чем по отношению к государству дело это запрещено?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Следующий, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Что значит "отчеты неполные"?
Леонтьев А.Е.: Спросите у издателя этой литературы.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вы пользуетесь этой литературой. Кто издатель этой литературы?
Леонтьев А.Е.: В литературе, по-моему, написано, кто там издатель, откройте и прочитайте.
Кондратьева Т.И.: Я задаю вам вопрос непосредственно.
Леонтьев А.Е.: Я не издатель, вы имеете эту литературу.
Кондратьева Т.И.: Значит ли это, что вы пользуетесь литературой, источник которой вам не известен?
Леонтьев А.Е.: Мне известен.
Кондратьева Т.И.: Тогда назовите, пожалуйста, его суду.
Леонтьев А.Е.: Пожалуйста. Это Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, какой орган издает литературу, которая распространяется на территории Москвы, в частности?
Леонтьев А.Е.: Что касается, например, журнала "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!", то это издает общество, зарегистрированное в Германии, Общество Сторожевой Башни.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, на каком основании литература попадает в московскую общину?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, каким образом составляются тексты вашей литературы, кто их составляет...
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос...
Кондратьева Т.И.: Литература, которая... я прошу записывать в протокол, литература, которая распространяется...
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос...
Кондратьева Т.И.: Я прошу записать в протокол этот вопрос, поскольку секретарь сейчас не пишет, я и прошу уточнить. Мой вопрос следующий: я прошу указать орган, которым издается литература, распространяемая на территории Москвы. Я прошу указать составителей данных текстов, чьи тексты, публикации печатаются в этой литературе.
Прохорычева Е.И.: Наверное, пофамильно - да? Я правильно понимаю?
Кондратьева Т.И.: Да, какое отношение они имеют, поскольку нигде не указывается, автор анонимен в тех брошюрах...
Прохорычева Е.И.: Минуточку, пока записывается вопрос. Все, у вас весь вопрос?
Кондратьева Т.И.: Нет. Поскольку речь идет об анонимных авторах, чьи публикации печатаются на страницах журналов, издаваемых журналах "Пробудитесь!" и "Сторожевая башня", я прошу указать фамилии этих авторов.
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос, следующий, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Позвольте, только маленькое пояснение на последнюю часть, что касается анонимности. Здесь так представлено, что как будто эти люди скрываются, но я могу объяснить, что цель этого, чтобы честь воздавалась не людям за эти статьи, а Богу прежде всего.
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, в ваших пояснениях речь идет, вы высказали постулат о том, что Свидетели Иеговы...
Прохорычева Е.И.: Я думаю, вы до обеда будете задавать вопросы? Я имею в виду по времени.
Кондратьева Т.И.: Да. В своих пояснениях суду вы сказали, что Свидетели Иеговы являются законопослушными, всегда соответственно закону выплачивают налоги. Известна ли вам история с Францией, где организация Свидетелей Иеговы, где был процесс, получивший серьезную огласку, и где организация Свидетелей Иеговы должна была заплатить штрафные санкции в размере 50 миллионов долларов?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос, следующий.
Леонтьев А.Е.: Позвольте маленькое прояснение...
Прохорычева Е.И.: Не надо, не надо, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, каким образом ваша аксиома относительно законопослушности граждан соотносится к тем принципам, идеям, которые официально распространяются, я имею в виду, в ваших публикациях?
Прохорычева Е.И.: Еще раз задайте вопрос, непонятен вопрос.
Кондратьева Т.И.: Как сообразуется подобные инциденты?
Прохорычева Е.И.: Какие инциденты?
Кондратьева Т.И.: Я указала о процессе во Франции.
Прохорычева Е.И.: Вопрос снят, поэтому я считаю некорректным на снятый вопрос задавать вопрос.
Кондратьева Т.И.: Будьте добры, перерыв, Ваша честь.
Прохорычева Е.И.: Сколько? 5 минут вам хватит?
Кондратьева Т.И.: Да.
(Перерыв.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий