«Дело 16-ти», Таганрог (Ростовская обл.)
Репортаж из зала суда. 22 мая 2014 года в судебном процессе по делу 16 местных
Свидетелей Иеговы свои показания дала подсудимая Оксана ГОНЧАРОВА.
Выдержки из показаний Оксаны Николаевны Гончаровой
Таганрог (Ростовская обл.), 22 мая 2014 года
— С обвинительным заключением я не согласна. Я не совершила никакого преступления. Вину в предъявленном обвинении не признаю. Хочу пояснить следующее:
Меня обвиняют в том, что я совершила умышленные активные действия, направленные на «осуществление целей экстремистской организации» Свидетелей Иеговы «Таганрог». Для меня это обвинение является доказательством того, что наше государство не знает, кто такие Свидетели Иеговы, или не хочет знать
и прислушиваться к чувствам верующих людей. Это обвинение является нелепым, бездоказательным и повторяющим историю Свидетелей Иеговы Советского Союза. Меня обвиняют, что я являлась участником деятельности Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» после вступления в силу решения Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года. Мне это непонятно. Сколько себя помню, я всегда была Свидетелем Иеговы. Я родилась в семье Свидетелей Иеговы. Осознанно приняла крещение и стала Свидетелем Иеговы 7 августа 1993 года. Все мои родные и близкие являются Свидетелями Иеговы. Моя мама, Троцюк Любовь Ивановна, начала исповедовать религию Свидетелей Иеговы еще в 1977 году. А мой папа, Троцюк Николай Владимирович, вообще родился в семье Свидетелей Иеговы в 1954 году в Советском Союзе, в западной Украине, Волынская область. Не только родители отца, Троцюк Владимир Феодосиевич и Троцюк Мария Аколовна, 1924 года рождения, были Свидетелями Иеговы. Свидетелями Иеговы были родители деда, Феодосий и Просковья, а также мама моей бабушки Марии, Жоглюк Агафья Юхимовна.
Моя бабушка Мария познакомилась со Свидетелями Иеговы еще юной девушкой. В 1939 году в селе Ласков был конгресс Свидетелей Иеговы. Тогда западная Украина была в составе польского государства, польские Свидетели Иеговы провели конгресс. Моя бабушка побывала на этом конгрессе, когда ей было 15 лет. Мысли из Библии атронули ее сердце. Дальнейшее ее знакомство со Свидетелями Иеговы связано с печальной историей нашей страны. Шла Вторая мировая война. Практически вся Европа была завоевана фашистской Германией. В 1942 году она была насильно выслана в Германию на принудительные работы в город Любек Брандембав. Там она встречала многих Свидетелей Иеговы, которые не брали в руки оружие, не шли убивать людей, не служили Третьему Рейху, а проповедовали надежду из Библии в то страшное время войны и платили за это свободой и даже жизнью. Ее это больше убедило, что она нашла истинную религию. Ту религию, которая говорит: «Не убей», и не просто говорит, а так и поступает.
А ведь Свидетелям Иеговы в Германии было чего бояться. На территории Германского рейха взят был курс на планомерное уничтожение Свидетелей Иеговы. В начале 30-х годов в Германии их насчитывалось более 20 тысяч человек. Все они объявлялись врагами нации, государства и общества. В октябре 1933 года Свидетели Иеговы со всего мира направили письма протеста и телеграммы Адольфу Гитлеру, в которых требовали: «Прекратите преследовать Свидетелей Иеговы, иначе Бог уничтожит Вас и Вашу партию». Гитлер был взбешен и пронзительно кричал: «Я истреблю это отродье в Германии!». В 1934 году от имени всех собраний Свидетелей Иеговы в Германии гитлеровскому правительству было направленно письмо, в котором говорилось: «Ваш закон прямо противоречит закону Бога… Поэтому знайте, что мы любой ценой будем следовать заповедям Бога, будем собираться для изучения Его Слова и будем поклоняться и служить Ему, как Он заповедал». В годы нацизма многие и многие тысячи верующих оказались в концентрационных лагерях, принуждены были скрываться или бежать из Европы. В концлагерях Свидетели Иеговы были выделены в особую категорию узников, на их лагерной одежде был нашит лиловый треугольник. Узники с лиловыми треугольниками могли выйти на свободу, если подписывали документ об отречении от своей веры. Но на это пошли единицы.
Эти события очень похожи на те, которые произошли со мною год назад, когда следователь Бондаренко И.Н. то же давал документ, который нужно было подписать, что ты перестал являться Свидетелем Иеговы, и все уголовные преследования прекратятся. Очень похоже, Ваша честь, не правда ли? История повторяется?
С 1933 по 1945 год в Германии почти 10 тысяч Свидетелей Иеговы стали жертвами нацизма, 6 тысяч из них были заключены в концлагеря и 2 тысячи там погибли. Более 250 человек были казнены за отказ служить в армии. Советские люди, оказавшись в нацистских концлагерях, смогли познакомиться со Свидетелями Иеговы, и нередко они принимали их веру. Только в лагере Равенсбрюк 300 человек из России стали Свидетелями Иеговы. Один из советских граждан, Виталий Костанда, 18-летним парнем в 1942 году был вывезен в Германию на принудительные работы. Спустя два года он был арестован и отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен, где познакомился со Свидетелями. Позднее он вспоминал: «Я поражался, с каким мужеством они, несмотря на строжайший запрет, бесстрашно разговаривали о своей вере и надежде с другими заключенными. То, что они решительно выступали против тоталитаризма, произвело на меня огромное впечатление». Спустя некоторое время и сам Виталий Костанда принял веру Свидетелей Иеговы. Об этом можно прочесть в книге М.И. Одинцова «Совет Министров СССР постановляет: "выселить навечно"». История моей бабушки чем-то напоминает ту, которую описали в книгах современные историки.
Моя бабушка видела, как вели себя Свидетели Иеговы, когда она находилась в Германии во время войны с 1942 по 1945 годы на рабском труде первой категории. Когда она вернулась из плена, она нашла Свидетелей Иеговы и стала Свидетелем Иеговы. Хочу продемонстрировать бланк Holocaust Международной организации миграции, который принадлежал моей бабушке, в нем говорится: «этот бланк предназначен для лиц, подвергшихся преследованиям, поскольку они были или считались цыганами, евреями, Свидетелями Иеговы, физически или умственно неполноценными, и принуждались рабскому труду на нацистский режим». Я прошу приобщить копию этого документа к материалам уголовного дела после окончания мною оглашения показаний. Он подтверждает, что в Германии было признано незаконным преследование Свидетелей Иеговы.
К сожалению, преследования верующих осуществляла не только нацистская Германия. Власти авторитарного СССР также проводили политику преследования Свидетелей Иеговы. И это я тоже знаю не понаслышке. Это часть истории нашей семьи.
Моя сестра Троцюк Диана вышла замуж за Загруша Игоря. Его родители в 50-годы ХХ века были насильно вывезены в Сибирь только потому, что не подписали документ о том , что они перестанут быть Свидетелями Иеговы и исповедовать свои религиозные убеждения. В те годы очень многие семьи Свидетелей Иеговы Украины, Молдавии, Прибалтики были сосланы в Сибирь, Казахстан и Дальний Восток. Им разрешалось брать только личные вещи. Остальное имущество: виноградники, сады, скот, жилье и сельскохозяйственные постройки - конфисковали.
За что страдали эти люди ? За то что проявляли веру. И можно ли судить людей, только за то что они верят. Очень многие из них умерли, так и не узнав, что со временем их признали жертвами политических репрессий, людьми, подвергавшимися преследованиям. Знали ли эти люди, что их пример веры будет свидетельствовать сегодня в суде? А в Библии написано (в Послании апостола Павла Евреям, глава 11, стихи 1, 2, 36, 37): «Вера — это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Благодаря ей жившие в древние времена получили о себе свидетельство. Кому-то выпало претерпеть осмеяние, бичевание и даже оковы и тюрьмы. Их побивали камнями, подвергали испытаниям, перепиливали, они умирали, зарубленные мечом, скитались в овечьих и козьих шкурах, были в нужде, в бедах, терпели жестокое обращение».
Зачем сегодня повторять историю прошлого? Разве история пишется не для установления строгой истины? А истина уже была установлена, нельзя судить человека или смеяться над ним только потому, что он верит не так как большинство! Неужели, суд истории чаще всего начинается после смерти подсудимых? Я бы не хотела, чтобы мы, люди, ничему не научились из примеров прошлого. А сегодня я вижу, что над моими убеждениями просто смеются, называя меня экстремисткой, а веру в Бога устойчивой экстремистской группировкой.
В детстве, я помню, у нас был обыск. Примерно, когда мне было 5–6 лет. Рано утром к нам в маленькую комнату общежития пришли несколько человек. Начали осматривать личные вещи. Искали литературу, Библии. Даже взяли мои личные вещи. Я помню, что собирала открытки, выменивала у подружек те открытки, которых у меня не было. Оперативники забрали открытки, на которых сзади были написаны адреса, кому направлялась открытка. Они решили проверить тех людей. Но открытки были не мои личные, я их обменяла у подружек. Я представляю, сколько людей они перепугали, проверив адреса, которые находились на открытках. Те люди не имели никого отношения к Свидетелям Иеговы.
И ответьте мне на такой вопрос. Получило ли какую-то выгоду государство от того обыска в комнате нашей семьи? Приобретает ли государство сегодня какую-то выгоду от того, что Свидетелей Иеговы снова преследуют? Результат всего этого один – страдания. Страдания соверующих, страдания тех людей, которые случайно оказались рядом.
Для меня, маленькой девочки, те события были трагедией. Хорошая была коллекция. Но это не всё. Забрали Библию. Забрали всё, где была информация о других людях. А после обыска по общежитию ходила информация, будто мы американские шпионы.
Даже в школе, хотя уже обстановка в стране поменялась, ко мне относились настороженно. Мой классный руководитель в 5-ом классе интересовалась все время мной. Так как я не была пионером и не носила пионерский галстук, она решила повести меня к директору. Интересно, но по дороге, когда мы шли, нам встретилась завуч, которая сказала учителю, чтобы она меня отпустила: «Все в школе знают, кто она такая. Заставлять ее одевать пионерский галстук не нужно».
Многим известно, что во времена СССР государство запрещало Свидетелям Иеговы не только проводить богослужения, но вообще собираться вместе, чтобы почитать Библию. Однако я помню, мы вместе с семьей и нашими друзьями собирались для чтения Библии. Совместное поклонение Богу Иегове было неотъемлемой частью жизни Свидетелей Иеговы Таганрога еще до того как появились какие-либо юридические лица нашей религии, до того, как была зарегистрирована Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог», до того, как некоторые Свидетели Иеговы стали ее членами. Свидетели Иеговы поклоняются Богу не потому, что они участвуют в деятельности какого-либо религиозного объединения. Мы делаем это потому, что верим, Иегова Бог – наш Отец. Все мы – его дети, а друг другу – братья и сестры. Мы одна большая духовная семья. Неужели меня хотят осудить только за то, что я не хочу терять такие семейные узы?
Я уже говорила, что есть документы, подтверждающие незаконность преследования Свидетелей Иеговы в нацистской Германии. В нашем государстве тоже есть документы, подтверждающие, что и в нашей стране преследование Свидетелей Иеговы в годы СССР было признано незаконным. Свидетели Иеговы были реабилитированы как жертвы политических репрессий согласно Закону РСФСР от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и Указу Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 года №378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий».
Однако я вижу, что несмотря на это преследование Свидетелей Иеговы продолжается. Я очень надеюсь, что документом, подтвердившим незаконность таких преследований, станет оправдательный приговор по настоящему уголовному делу. Что не придется ждать десятилетий для восстановления справедливости. Ведь в фашистской Германии или в авторитарном СССР Свидетелей Иеговы преследовали люди, деяния которых признаны преступлениями против человечества. Я же надеюсь, что сейчас допущена не более чем ошибка стороны обвинения.
В настоящем деле нам приходится доказывать то, что уже было доказано в 90-х годах прошлого века, что Свидетели Иеговы – простые верующие люди, а не преступники, посягающие на основы государства. Еще в 1992 году было зарегистрировано религиозное общество Свидетелей Иеговы в городе Таганроге, тем самым было подтверждено, что это было объединение людей для поклонения Богу. Мой отец, Троцюк Николай, был одним из учредителей религиозного общества. В то время Свидетелей Иеговы в Таганроге было мало. Однако даже не все они были учредителями религиозного общества. Состав религиозного общества со временем менялся. Например, некоторые учредители были из Ростова-на-Дону. Другие перестали быть членами религиозного общества по другим причинам. Некоторые Свидетели Иеговы стали членами религиозного общества в последующем. Другие же никогда ими не были. При этом еще до регистрации и образования указанного юридического лица на территории города Таганрога уже действовало собрание Свидетелей Иеговы – группа верующих в Бога Иегову людей, проживающих в Таганроге, которые собирались вместе для поклонения ему, изучали Библию, делились своими убеждениями с другими людьми. После регистрации в 1992 году религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Таганроге количество верующих людей Свидетелей Иеговы продолжало увеличиваться, поэтому образовывались новые собрания Свидетелей Иеговы, например «Восточное», которое появилось где-то в конце 1995 года.
В октябре 1997 года вступил в силу Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предусматривал перерегистрацию всех религиозных объединений. 15 декабря 1998 года религиозное общество Свидетелей Иеговы в городе Таганрога было перерегистрировано в форме Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог». 29 апреля 1999 года Министерство юстиции РФ перерегистрировало централизованную религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России».
Таким образом, в соответствии с новым законом на территории города Таганрога действовало две религиозные организации: централизованная религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» (ее действие распространялось на территорию всей России, в том числе и Таганрог) и Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог», а также несколько религиозных групп – собраний Свидетелей Иеговы.
При этом учредителями Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» были не все Свидетели Иеговы Таганрога, а только 18 человек. 7 ноября 1998 года я, мой муж, Гончаров Андрей, мой отец, Троцюк Николай, моя мать, Троцюк Любовь, соверующие Коптев Алексей и Скворцов Александр, а также несколько других соверующих собрались вместе, обсудили устав и приняли решение о перерегистрации. Остальные подсудимые и Никита Пушкарев никогда не были членами местной религиозной организации.
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» не создавалась как экстремистская организация. Она создавалась для осуществления религиозных мероприятий, а именно для того, чтобы построить здание для богослужений. И со временем мы его приобрели. На улице Бакинской, 52 А.
Следствие делает ошибку, оно повторяет утверждение Ростовского областного суда, что в Местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы «Таганрог» входили собрания. Но это не так. Суд голословно заявил, что местная религиозная организация устанавливала расписание проведения собраний по улице Бакинской, 52 А, значит, собрания подчиняются местной религиозной организации. Однако местная религиозная организация не принимала ни приказов, ни решений, ни протоколов об установлении расписания. Если считать, что если есть расписание, значит, его установил собственник здания, то тогда собрания должны входить в состав ОАО «Кавэлектромонтаж», так как в материалах дела есть график, который был по улице Седова, 4-1.
Но даже если бы это было так, это не важно для настоящего уголовного дела. Этот вопрос уже передан на рассмотрение Европейского Суда по правам человека, куда подана жалоба на решение суда. В рамках настоящего дела основной вопрос в том, осуществляли ли обвиняемые экстремистскую деятельность? Ответ на него – нет. Доказательств обратного стороной обвинения не представлено.
Поскольку возникает вопрос о том, чем же все-таки являются собрания, я хочу рассказать об этом более подробно.
Богом заповедано христианам собираться для обучения и взаимного ободрения. В Письме апостола Павла Евреям, главе 10, стихах 23-25 написано: «Будем же неустанно и не колеблясь всенародно возвещать о нашей надежде, потому что верен обещавший. И будем внимательны друг к другу, чтобы побуждать к любви и добрым делам, не оставляя наших совместных встреч, как это вошло у некоторых в привычку, но ободряя друг друга, и тем более, чем более видим приближение того дня». Еще в первых книгах Библии рассказывается то, как тысячи лет назад евреи собирались для поклонения Богу возле «скинии собрания». Позднее Соломон построил великолепный храм во славу Иеговы. Во времена Иисуса люди тоже поклонялись Богу, собираясь совместно. Иисус учил как в синагогах, так и в храме. Иисус собирал людей для обучения даже на склоне горы, где, например, была произнесена известная Нагорная проповедь. Библия описывает и то, как собирались вместе ранние христиане, иногда в общественных местах, иногда в частных домах. Очевидно, что служители Бога всегда стремились собираться вместе. И как христиане первого века собирались вместе для поклонения Богу, сегодня подобным образом христианские встречи проводятся у кого-нибудь дома или в общественных местах. Все Свидетели Иеговы по всему миру посещают пять богослужений. 1. Изучение Библии в собрании. 2. Школа теократического служения. 3. Служебная встреча. 4. Библейская речь. 5. Обсуждение статьи для изучения.
При этом из Библии можно узнать, что христиане первого века были объединены в местные собрания. Собрание здесь не от слова «собираться», то есть приходить на богослужения. Для этого используется выражение «встречи собрания». Собрание – от слова «собраны». Оно передает мысль о единстве. В Библии слово «собрание» употребляется даже по отношению ко всем христианам в мире, подчеркивая это единство. По образцу первых христиан Свидетели Иеговы называют свои религиозные группы – «собраниями». Также следуя библейскому образцу, все Свидетели Иеговы образуют единое всемирное собрание, руководит которым Иисус Христос.
Из Библии также можно узнать, что у Бога есть организация. В нее входят Иисус Христос, ангелы, херувимы, серафимы и все верующие в Иегову люди. Руководит организацией Бога, Иисус Христос. Например, в Письме апостола Павла Филиппийцам, главе 2, стихах 9-11 о Христе написано: «Поэтому Бог еще больше возвысил его и даровал ему имя, которое выше всякого имени, чтобы перед именем Иисуса преклонили колени все, кто на небе, и все, кто на земле, и все, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога, Отца».
Если не знать это и не учитывать это, то невозможно понять, о чем говорят Свидетели Иеговы, что они делают, как они поклоняются Богу. Ведь когда верующие говорят про «собрание» и «организацию», они не имеют в виду публичные мероприятия, подобные митингу, и юридические лица, например, местную религиозную организацию.
Юридические лица – это совсем другое. Они не занимаются проведением или организацией богослужений местных собраний. В распоряжении юридических лиц находятся типографии, в которых печатаются Библии и библейская литература. У них есть право на издательство. Юридические лица приобретают, строят и обслуживают здания для проведения богослужений. Но сами юридические лица проводят лишь очень небольшое количество богослужений, о проведении каждого из которых принимается решение соответствующего руководящего органа, оформляемое протоколом.
Поэтому и Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» была обычным юридическим лицом Свидетелей Иеговы и осуществляла только законную деятельность: приобрело здание для проведения богослужений, обслуживало его. Вся эта деятельность зафиксирована в соответствующих протоколах.
В решении Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года не установлено, что экстремистской деятельностью занимался непосредственно мой отец – Троцюк Николай Владимирович, который в тот момент был председателем комитета организации, или кто-либо еще из 18 ее учредителей. В решении фигурируют отдельные эпизоды, в которых упоминались верующие люди, а весь негатив тех ситуаций был перенесен на организацию, в состав которой они не входили. Например, Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» ликвидирована за то, что развелись супруги, один из которых был Свидетелем Иеговы, а другой – православным. В то же время ни я, ни мой муж в решении суда не упоминались. Суд не изучал условия жизни нашей семьи. А я считаю, что у нас крепкая и счастливая семья. Точно также в решении суда не установлено, чтобы члены организации, которые известны поименно, занимались чем-то экстремистским.
Однако, рассматривая наличие этого решения сторона обвинения считает не требующим доказательств утверждение о том, что все члены местной религиозной организации имеют экстремистские цели и побуждения, экстремистский умысел. Продолжение исповедования веры обвинение считает преступлением. Все это – ошибка.
Я же считаю, что я бы нарушила закон только, если бы делала то, что прямо запрещено законом и решением суда. Но ничего такого ни я, ни члены Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» не делали. После вступления в законную силу решения Ростовского областного суда Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» прекратила свою деятельность. Заседания Совета и Комитета, на которых собирались бы члены Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог», не проводились, протоколы не составлялись, договоры не заключались. Литература, которую запретил суд производить, распространять и хранить с целью распространения, нами не использовалась. Я даже знаю, что у многих Свидетелей Иеговы хранились списки литературы, признанной экстремистской как решением Ростовского областного суда, так и другими решениями судов. Так что многие хотя и не знали эти решения и не читали их, имели представление, какую литературу распространять нельзя. Так эти решения исполнялись.
Однако с 1998 года по 2009 год, в то время когда действовала Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог», я чистила зубы, готовила кушать своей семье, читала Библию, посещала богослужения. Все это, и многое другое ни законом не запрещено, ни каким-либо решением суда. Поэтому я убеждена, что все это я имею право делать и сейчас. Как были мы Свидетелями Иеговы по своим убеждениям, так мы и остались. Исповедовать свои личные убеждения тоже не запрещено, даже если это убеждения Свидетелей Иеговы. И за те годы, пока литература Свидетелей Иеговы свободно ввозится в Россию, то есть с 1991 года, я получила тысячи наименований публикаций Свидетелей Иеговы. Она в федеральный список экстремистской литературы не включена. Поэтому ее использование такое же законное, как и использование любой газеты. Может женщина прийти к соседке и показать ей то, что ей понравилось в прочитанной газете или брошюре? Конечно, может. Поэтому и любой Свидетель Иеговы может дать своему земляку брошюру Свидетелей Иеговы. Обвинение же вообще даже не предприняло попытки отделить, что из деятельности Свидетелей Иеговы было запрещено в Таганроге, а что осталось законным. Из собранных стороной обвинения доказательств можно прийти к выводу, что я исповедую религию Свидетелей Иеговы. Однако если собрать все, что я делала, то если это можно назвать преступлением, то с таким же успехом меня можно было бы судить за то, что я продолжила чистить зубы. Можно было бы найти места из Библии, которые говорят о соблюдении гигиены, и утверждать, что я чищу зубы из экстремистских побуждений в целях исполнения указаний запрещенной организации.
Кроме того, в обвинительном заключении есть и много других ошибок. Например, Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» никогда не назначала старейшин, служебных помощников, пионеров, возвещателей.
В Библии записаны требования для тех, кто являются старейшинами в собраниях Свидетелей Иеговы. Эти требования одинаковы для всех старейшин, в разных собраниях, по все земле. Поэтому Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» никогда не могла повлиять на то, что человека, исповедующего религию Свидетелей Иеговы, будут называть старейшиной его соверующие, независимо от того, где он живет: в Таганроге или нет, в России или где-либо еще.
Чтобы человек стал старейшиной, он должен соответствовать изложенным в Слове Бога требованиям. Только тогда можно сказать, что он назначен святым духом, то есть действующей силой Бога, а не людьми. В книге Библии «Деяния апостолов», в главе 20, стихе 28 записаны слова апостола Павла, с которым он обратился к старейшинам: «Внимательно следите за собой и за всем стадом, в котором святой дух поставил вас надзирателями, чтобы пасти собрание Бога, которое он приобрёл кровью своего Сына».
Апостол Павел записал библейские требования к старейшинам. В Первом письме апостола Павла Тимофею, главе 3, стихах 1–7 мы читаем: «Кто стремится получить обязанности надзирателя, доброго дела желает. А потому надзиратель должен быть безукоризненным, мужем одной жены, умеренным в привычках, здравомыслящим, собранным, гостеприимным, способным учить, не должен устраивать пьяных скандалов и бить других, но быть благоразумным, не воинственным, не любить деньги, хорошо управлять своими домашними, иметь детей в подчинении со всей серьезностью, не быть новообращенным, чтобы не возгордился и не подпал под суд, который вынесен Дьяволу. Кроме того, он должен иметь хорошее свидетельство от внешних, чтобы не навлечь на себя упрёков и не попасть в ловушку Дьявола». Эти же требования записаны в другом отрывке Библии, в Письме апостола Павла Титу (их уже часто зачитывали в зале судебного заседания, поэтому я не буду эти слова повторять).
Вот и все. В этом нет какой-либо тайны. Но получается, что обвинение просит более строгого наказания некоторым моим соверующим только потому, что они не просто Свидетели Иеговы, а гостеприимные, не устраивают пьяных скандалов, не бьют других, не воинственные, не гордые.
Точно также некоторых моих соверующих называют служебными помощниками не потому, что их такими назначила местная религиозная организация или старейшины, а потому что и они соответствуют библейским признакам. От служебных помощников ожидается, чтобы они проявили себя добропорядочными, ответственными людьми, способными справляться с тем, что им доверили. В Первом письме апостола Павла Тимофею, главе 3, стихах 8–10 сказано: «Подобным образом служебные помощники должны быть серьезными, не двуличными, не пристрастными к большому количеству вина, не жадными к нечестной прибыли и с чистой совестью хранить священную тайну веры. Служебные помощники пусть будут мужьями одной жены, хорошо управляющими детьми и своими домашними». Далее в стихах 12 и 13 этой главы записано: «Служебный помощник пусть будет мужем одной жены, хорошо управляющим своими детьми и домашними. Ведь те, кто служат достойно, приобретают себе достойную репутацию и большу́ю свободу речи в вере во Христе Иисусе».
Служебные помощники, также как и старейшины назначаются святым духом. Это означает, что в их поведении очевидны качества, записанные в Библии. Качества служебных помощников и старейшин, которые святой дух Бога помогает развивать всем тем, кто следует руководству из Библии. А когда то, что в поведении человека проявляются эти качества, становится очевидно, то руководящий совет принимает решение о том, чтобы на богослужении, которое посещает этот человек, было сделано объявление о его назначении. Руководящий совет – группа опытных христиан – Свидетелей Иеговы из разных стран, которые находятся в настоящий момент в Бруклине (Нью-Йорк).
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» не могла назначать или исключать возвещателей. Возвещателем становится тот человек, который возвещает об Иегове и его Царстве. Если вместо слова «возвещает» использовать слово «свидетельствует», то видно, что речь идет о человеке, который свидетельствует об Иегове, то есть о Свидетеле Иегове. Тоже здесь все ясно и понятно. Никакой «конспирации», как выражается обвинение.
Также все возвещатели являются последователями Христа или христианами. Ведь именно он подал такой пример всем своим последователям. Он разговаривал с людьми у них дома или в людных местах. Например, в Евангелии от Матфея, главе 9, стихе 35 есть такие слова: «Иисус отправился по всем городам и деревням, уча в их синагогах, проповедуя благую весть о царстве». Примерные крещеные возвещатели, обстоятельства которых позволяют участвовать им в таком деле проповеди 30, 50 или 70 часов в месяц, называются пионерами.
Поэтому Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» никогда не вмешивалась в личные дела людей. Хочет человек возвещать благую весть – пусть возвещает. Не хочет – пусть не будет возвещателем. Позволяют его обстоятельства уделять этому больше времени – это его дело. Не позволяют – никто его не заставляет быть пионером. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» не назначала возвещателей или пионеров в Таганроге и даже не вела списков возвещателей и пионеров, которые были когда-либо в нашем городе.
Поэтому хочу подвести краткий итог. Существование в городе Таганроге старейшин, служебных помощников, пионеров и возвещателей не является результатом деятельности Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог». Соответственно их обнаружение в городе Таганроге не подтверждает деятельность местной религиозной организации. Следователь предъявил обвинение мне и моим соверующим лишь на ошибочном предположении, что все Свидетели Иеговы в Таганроге – члены Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог». Затем он и оперативные работники потрудились описать, чем же занимаются эти верующие люди. Я вижу, что им так и не удалось собрать доказательств, чтобы верующие были заняты чем-либо экстремистским. Тогда он дополнил обвинение еще одним предположением, посчитав, что все Свидетели Иеговы в Таганроге постоянно заняты только тем, что упомянуто в решении Ростовского областного суда о запрете местной религиозной организации, хотя в действительности этим никогда не занимался ни один человек, который в действительности состоял ее членом.
За что меня сегодня судят? За то, что установлено на самом деле? За то, что Свидетели Иеговы собираются вместе для изучения Слова Бога и совместных молитв? За то, что Свидетели Иеговы свидетельствуют об Иегове? Или меня судят только вследствие того, что были сделаны предположения?
Все эти предположения опровергаются достаточно легко. Например, сторона обвинения представила Устав Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» (том 1, листы дела 65–69). Хочу обратить внимание на лист дела 67, где говорится о структуре местной религиозной организации. Пункт 3.1. «Высшим органом управления Организации является Совет, постоянно действующим органом управления – Комитет, возглавляемый Председателем». Вот – структура местной религиозной организации: Совет – Комитет – Председатель. Нет там ни пионеров, ни старейшин. Пункт 3.2. «Совет состоит из всех членов Организации». Как избираются Комитет и Председатель, тоже записано в уставе.
Далее на листе дела 68 говорится о членах местной религиозной организации. Пункт 4.1. «Членами Организации являются ее учредители и лица, принятые решением Комитета. Члена Организации должны быть совершеннолетними гражданами Российской Федерации, проживающими в одной местности, и соответствующими общим для религиозной конфессии Свидетелей Иеговы каноническим (духовным) установлениям». А значит, нет «крещения в местную религиозную организацию», «нет вовлечения несовершеннолетних». Также видно, что не все Свидетели Иеговы Таганрога автоматически признаются членами организации. Человек уже соответствует каноническим установлениям, то есть является Свидетелем Иеговы, но он не будет членом организации до тех пор, пока не будет принят решением Комитета.
Хочу обратить внимание и на Протокол заседания Комитета местной религиозной организации от 8 июня 2007 года (том 1, лист дела 138). Видно, что в состав совета (МРО) принимают новых лиц, которые уже из собраний г. Таганрога. То есть до 8 июня 2007 года упомянутые 3 человека жили в одной местности – город Таганрог, соответствовали каноническим установлениям – были Свидетелями Иеговы и посещали собрания, но, тем не менее, не были членами местной религиозной организации.
Упомянув этот документ, хочу подчеркнуть, что мне вообще не понятно обвинение в вербовке новых членов в Местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы «Таганрог». Слово вербовать в словаре Ожегова связанно первоначально с военными действиями: «набирать, нанимать, привлекать для каких-то работ». В средствах массовой информации слово «вербовка» зачастую применяется к террористам, которые за деньги нанимают людей, которые совершают преступные действия. Ничем таким ни я, ни кто-то еще в Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» никогда не занимался. В местной религиозной организации было добровольное членство, о чем я уже говорила.
Вызывает чувство обиды, что, используя слово «вербовка», следователь описывает то, что Конституция РФ называет правом свободно выбирать религиозные убеждения и правом распространять религиозные убеждения. Получается, что Конституция РФ считает, что Свидетель Иеговы, когда делится с другим лицом своими религиозными убеждениями, он реализует свое конституционное право. А его собеседник также может реализовать свое конституционное право и выбрать религиозные убеждения Свидетелей Иеговы. А в глазах следователя все это – «вербовка».
В Евангелии от Матфея, главе 28, стихах 19, 20 приведены слова Иисуса Христа: «Поэтому идите и во всех народах подготавливайте учеников, уча их соблюдать все, что я вам повелел». Свидетели Иеговы занимаются такой деятельностью, добровольно, в свободное время и совершенно бескорыстно. Суду не было представлено ни одного доказательства того, что я кого-то вербовала, предлагая деньги или какое-то другое вознаграждение, либо прибегая к различным угрозам. «Вербовка» – это еще одно ошибочное предположение следователя, да еще и выраженное в уничижительных выражениях.
А обвинение меня в совершении действий, направленных на разрушении семьи, брака и родственных отношений, не только не имеет под собой никаких оснований, но и крайне нелепо. История всей моей семьи – это яркое доказательство того, что религия Свидетелей Иеговы сплачивает семьи, а не разъединяет их. Я уже рассказывала о своей бабушке, которая с юности была Свидетелем Иеговы. Она вышла замуж, родила и воспитала троих детей, которые являются Свидетелями Иеговы до сих пор. Все они замужем или женаты, и у них тоже есть дети. Более того все их дети являются Свидетелями Иеговы, имеют крепкие семьи и воспитывают детей.
Мы стараемся поддерживать родственные отношения: хотя они живут далеко, ездим к ним в гости или переписываемся. Свидетели Иеговы вообще против разводов. В Библии, в книге пророка Малахии, главе 2, стихе 16 сказано: «Ведь я ненавижу развод, – говорит Иегова, Бог Израиля. – Следите же за своим духом и не поступайте вероломно». Мои родители женаты уже 35 лет. Я росла в полной семье, все мои родные со стороны отца – Свидетели Иеговы.
Мы с мужем женаты 17 лет. У меня родилась дочь Снежана. Мы тоже воспитываем ее вместе с мужем на принципах, записанных в Библии. Потому что родители ответственны за духовное воспитание своего ребенка. Сейчас она учится в лицее №4 и в музыкальной школе. У нее хорошая характеристика, которую я прошу приобщить к материалам уголовного дела после оглашения мною показаний. Я даже уволилась с работы, чтобы больше времени уделять дочери и семье.
При этом обвинение в выборе работы только с неполным рабочим днем для меня вообще кажется не логичным. Я считаю, что каждый человек вправе сам выбирать удобный график работы для себя, да и вообще самостоятельно распоряжаться своим временем. Самое главное, чтобы соблюдались требования и законы государства. Например, это законы о труде, законы об уплате налогов.
В школе я училась хорошо. Закончила техникум по специальности «Экономист» с красным дипломом. А 1999 году меня взяли работать бухгалтером, зная, что я являюсь Свидетелем Иеговы. Начальник ценил качества в Свидетелях Иеговы в целом, не только во мне: честность, порядочность, пунктуальность, трудолюбие. Я проработала там 3 года. На работе мне дали хорошую характеристику, которую после оглашения моих показания я прошу приобщить к материалам уголовного дела.
Я работала бухгалтером с 1999 года по 2002 год с графиком с 7 часов 30 минут до 16 часов 30 минут, то есть полный рабочий день. Потом с января 2006 года по 2008 год я работала кассиром-операционистом с графиком работы с 8 часов до 18 часов – вообще десять часов.
Мой отец, как правило, работал полный рабочий день. Мой брат Троцюк Сергей – тоже. Откуда взято это обвинение, мне не понятно.
Все Свидетели Иеговы относятся с почтением и уважением к государству и своему работодателю. Они живут по принципам, которые записаны в Библии. Так в Библии, в Письме апостола Павла Римлянам, главе 13, стихах 1 и 2 сказано: «Всякая душа пусть подчиняется высшим властям, потому что нет власти не от Бога; существующие власти занимают места, отведенные им Богом. Поэтому тот, кто противится власти, выступает против установленного Богом порядка, а те, кто выступают против него, сами будут преданы суду».
Обвинение в распространении признанной судом экстремистской литературы и материалов экстремистского содержания, а также в их хранении в целях массового распространения и использования в богослужениях, проповедях и выступлениях несостоятельно.
Так, суду не представлено ни одного доказательства распространения или использования в богослужениях экстремистских материалов. В отношении хранения, хочу обратить внимание, что даже в ходе обыска у моего отца не было изъято ни одной публикации, включенной в федеральный список экстремистских материалов. А если у кого-то и остались те или иные публикации (ведь нужно понять, что многие из признанных экстремистскими публикаций совершенно свободно распространялись в России миллионными тиражами около 20 лет, и, по правде говоря, одна – две такие публикации найдутся в доме почти каждого жителя России, даже если он не исповедует религию Свидетелей Иеговы), то это не означает, что они хранятся для распространения.
Лично я не храню дома экстремистских публикаций для целей массового распространения. Я даже знаю, что у многих моих соверующих есть копия списка публикаций, признанных экстремистскими. Это позволяет убедиться, что если кто-то захотел взять у тебя почитать какую-то религиозную публикацию, ты не дашь ему такую, распространение которой законом запрещено.
Я удивлена также и тем, что все, о чем я говорила выше, следователь поместил в вводные слова обвинения, предъявленного каждому обвиняемому, однако об этом практически ни слова не говорится в обвинительном заключении, когда описываются предположительные действия, совершенные каждым обвиняемым. Неужели государственные обвинители не видят этой разницы? Если взять конкретно мою часть обвинительного заключения, то что там только не говорится во вводных словах: и тем члены организации занимаются, и другим. Но потом меня обвиняют лишь в том, что я участвовала в собраниях 30 июля и 8 августа 2011 года. Разница, на мой взгляд, очевидная.
Итак, что касается эпизода от 30 июля 2011 года. Обвинение утверждает, что я умышленно участвовала в проведении собрания «Восточное» МРО Свидетелей Иеговы «Таганрог» и осуществила выступление, подготовленное по признанным судом экстремистскими литературе и информационным материалам: сразу по 52-м публикациям. На самом деле все было совсем не так.
Во-первых, в Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» не было такой составной части как «собрание "Восточное" МРО Свидетелей Иеговы "Таганрог"». Если обвинение считает, что на самом деле такая составная часть была, то из этого должно вытекать то, что я чего-то не знаю о той организации, в которой я действительно состояла с 1998 по 2009 годы. В любом случае такая составная часть как «собрание "Восточное" МРО Свидетелей Иеговы "Таганрог"» не могла появиться раньше 1998 года, раньше самой Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог». А вот религиозная группа Свидетелей Иеговы – собрание «Восточное» существовало в Таганроге с конца 1995 года. Тогда, следуя хоть какой-то логике, обвинение должно заключить, что есть «собрание "Восточное" МРО Свидетелей Иеговы "Таганрог"» наряду с «религиозной группой Свидетелей Иеговы – собрание "Восточное"». Поэтому обвинение должно представить доказательства их отличий, выявить, кто является членом части МРО, а кто – членом религиозной группы. К сожалению, обвинительное заключение, составленное следователем, не следует какой-либо логике. Но я надеюсь, что уважаемые государственные обвинители и уважаемый суд не допустят подобной ошибки.
Во-вторых, я не ставила цели осуществления экстремистской деятельности, не участвовала в ней, а, наоборот, заведомо знала, что ничего незаконного и запрещенного в моих действиях нет. С конца 1995 года, то есть с момента возникновения религиозной группы Свидетелей Иеговы – собрание «Восточное» я посещала богослужения этой религиозной группы. Я знала, что туда ходят обычные люди, которые любят своих ближних и не испытывают к ним ненависти. Я знала, что там не произносится ни возбуждающих религиозную рознь выступлений, ни экстремистской пропаганды. И я заранее знала, что 30 июля 2011 года с 11 часов до 12 часов 45 минут по ул. Седова, 4-1 запланировано именно богослужение этой религиозной группы, в ходе которого будет произнесена библейская речь, а затем будет обсуждение статьи для изучения. Я заранее знала весь материал и поэтому взяла с собой Библию, брошюру для изучения и песенник. Все это не было признано экстремистским. И поскольку я присутствовала на этом богослужении, то могу сказать, что все было точно таким, как и было запланировано руководящим советом Свидетелей Иеговы в Бруклине (США).
В-третьих, я не произносила преступных призывов, упомянутых в обвинительном заключении, не пользовалась 52 публикациями, упомянутыми в обвинительном заключении, и соответственно Скворцов А.В., Коптев А.А., Баклушин Ю.А. и мой отец не просили меня совершить это. На богослужении 30 июля 2011 года время, в течении которого я, сидя в зале, говорила что-либо в микрофон длилось максимум 2 минуты, и я физически не могла использовать в своем выступление все эти материалы. Обсуждение статьи для изучения – это богослужение, которое проводится одновременно по всей земле, везде зачитывается одна и та же статья, которая публикуется буквально за несколько месяцев до этого, а все желающие могут произнести свой комментарий. Летом 2011 года использовались статьи, опубликованные в 2011 году, а не публикации, изданные с 1992 по 2009 годы, которые упоминаются в обвинительном заключении.
Статья из брошюры, разбиравшаяся 30 июля 2011 года, называлась «Полностью полагаясь
на Иегову, обретаем уверенность». Мой комментарий был основан на этой статье.
В ходе обсуждения этой статьи разбирался отрывок из Библии, а именно Псалом 4, стих 2, в котором сказано: «Сыновья человеческие, долго ли слава моя будет поругаема? Долго ли вы будете любить пустое? Долго ли будете выискивать ложь?». В статье для изучения обращалось внимание на то, что эти стихи показывают, что автор этого Псалма, царь Древнего Израиля Давид потерял спокойствие, видя, такое поведение в людях. Обращалось внимание, как этот Псалом звучит в Смысловом переводе Библии: долго вы будете любить обман, искать ложь?» А затем было сделано следующее заключение: «Даже если мы падаем духом из-за того, что делают другие, давайте не переставать искренне молиться и полностью полагаться на единственного истинного Бога».
В ходе обсуждения я поделилась следующими мыслями относительно обсуждаемого библейского отрывка о чувствах царя Давида: «Он увидел вокруг, что его преследует обман, ложь, и он даже назвал своих врагов «сыновьями человеческими», то есть в отрицательном оттенке, что они тоже обращают внимание на пустое, и он упал духом. К тому же он видел, что его преследуют и поругают. Тоже самое может произойти и с нами, когда мы проповедуем, рассказываем людям, а вокруг нас только обман и ложь, нас никто не слушает, возможно, мы можем тоже отчаяться».
Где здесь высказывания, основанные на 52 публикациях, признанных экстремистскими? Если бы в обвинительном заключении было бы указано хотя бы по два слова из каждой публикации, в которых следователь смог бы увидеть совпадения, то это уже бы превысило количество слов, произнесенных мною 30 апреля 2011 года.
В обвинительном заключении утверждается о наличии в моем выступлении призывов, выраженных побуждением граждан к совершению действий экстремистского характера, направленных на возбуждение религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства религии за счет унижения других религий, на вербовку новых участников экстремистской организации, дистанцирование от семейного окружения, разрушение семьи, на выбор работы только с неполным рабочим днем, на побуждение к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи и так далее. В моем выступлении не было ни одного высказывания, подобного перечисленному.
Я обратила внимание на папку «диск 350с», файл «VTS_08_1.VOB.avi», в доказательствах стороны обвинения. Если считать этот диск допустимым доказательством, то он полностью подтверждает мои слова, а не предположение обвинения: экстремистских материалов я не использовала, экстремистских высказываний – не произносила.
Точно такие же ошибки содержит обвинительное заключение, говоря о втором вменяемом мне эпизоде от 08 августа 2011 года. Обвинение утверждает, что я снова подготовила выступление по 52 публикациям, признанным судом экстремистскими. Следствие утверждает, что в целях распространения идей запрещенной экстремистской организации, по поручению организаторов организованной экстремистской преступной группы Скворцова А.В., Коптева А.А., Троцюка Н.В., Баклушина Ю.А., я осуществила выступление, подготовленное по признанным судом экстремистскими литературе и информационным материалам. Это также не является правдой.
8 августа 2011 года с 19 часов 30 минут до 21 часа 15 минут по улице Седова, 4-1 было богослужение религиозной группы Свидетелей Иеговы – собрание «Восточное». Какой-либо деятельности Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» там не проводилось. Богослужение началось с изучения Библии в собрании, затем была школа теократического служения, а в конце – служебная встреча. Как уже дали показания многие свидетели, действительно, во время изучения Библии в собрании обсуждалась книга Библии «Деяния апостолов», а в ходе школы теократического служения читались Псалмы. Я полностью подтверждаю эти показания.
Хочу более детально остановиться на богослужении с названием «Служебная встреча». Она состояла из таких пунктов, как: объявления, речь и демонстрация, обсуждения тем об изучении Библии и о посещении конгресса. Программа была разработана руководящим советом и опубликована в буклете «Наше царственное служение» за август 2011 года.
Я и мой муж Гончаров Андрей Викторович участвовали во втором пункте служебной встречи. Вот как сущность этого пункта была опубликована в Нашем царственном служении: «Интересуйся людьми в проповедническом служении. Речь, основанная на книге «Школа служения», с. 186 — 187. Подготовь короткую демонстрацию, как применить один-два совета». Соответственно, ни я, ни мой муж не пользовались экстремистскими публикациями. Наше царственное служение и книга «Школа служения» экстремистскими не признаны.
Сначала мой муж зачитал слова апостола Павла, записанные в Первом письме Коринфянам, главе 9, стихах 19–23: «Хотя у меня нет ни перед кем обязательств, я для всех сделался рабом, чтобы приобрести как можно больше людей. Так, для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; для людей под законом я стал как человек под законом (хотя сам я не под законом), чтобы приобрести тех, кто под законом. Для людей без закона я стал как человек без закона (хотя я не без закона перед Богом, но под законом перед Христом), чтобы приобрести тех, кто без закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я стал всем для людей всякого рода, чтобы хоть как-нибудь спасти некоторых. Но всё это делаю ради благой вести, чтобы делиться ею с другими».
Хочу обратить на эти слова в примере апостола Павла: «Я стал всем для людей всякого рода, чтобы хоть как-нибудь спасти некоторых». Как тут можно говорить о вражде, если христианин желает спасения для тех, кто его слушает? Как тут можно говорить о превосходстве, если христианин готов ставить интересы других выше собственных?
Далее Андрей поделился тем, как эти слова Библии можно применить одним из способов, описанных в книге «Школа служения». Он сказал: «Мы должны в проповедническом служении интересоваться людьми, делать это искренне, и чтобы люди видели нашу заботу о них. Но это мы не просто должны информацию им доносить, может быть как диктор с телевидения, нет, мы должны достигать сердец людей, искренне интересоваться».
То есть основная мысль была в том, чтобы проявлять искренний интерес к тем людям, которых мы встречаем, беседуя о Библии от дома к дому. Чтобы не быть навязчивыми и фанатичными, а беседовать только с теми, кто готов слушать, и именно о том, что этим людям интересно, а не то, что интересно нам.
Разве здесь есть признаки разжигания религиозной розни? Призывал ли Андрей здесь, что нужно предвзято относиться к людям из другой религии? Конечно же нет! Наоборот, Андрей говорил: «Даже если наши взгляды не совпадают, нужно быть учтивыми и показывать, что мы ценим готовность человека высказывать свое мнение». Также мой муж говорил о том, что мы не должны вмешиваться в личную жизнь человека.
Я уже говорила, что в конце в Нашем царственном служении было написано: «Подготовь короткую демонстрацию, как применить один-два совета». Подготовить эту демонстрацию меня попросил Андрей. И мы вместе ее подготовили. Демонстрация обращала внимание на то, что если два Свидетеля Иеговы увидели, что жильцу дома будут интересны советы Библии по воспитанию детей, то с ним нужно говорить не о политике, не о землетрясениях, а именно о советах Библии по воспитанию детей.
В демонстрации я использовала библейскую мысль, которая записана в книге Притч Соломона, главе 22, стихе 6. Там говорится: «Наставь мальчика на правильный путь; он не уклонится от него, даже когда состарится». Я объяснила: за то, какими вырастут наши дети, ответственны не преподаватели в школе или воспитатели в детском саду, а родители. Я обратила внимание на то, что прививать высокие нравственные нормы должны родители с самого раннего детства. После я предложила публикацию, в которой и были приведены советы для родителей по воспитанию детей.
То есть в моих словах не было побуждений к религиозной розни, к какому-то другому экстремизму, к разрушению семьи и брака, к отказу от лечения или исполнения гражданских обязанностей. Ну и, конечно же, я говорила не о том, что нужно несовершеннолетних вовлекать в деятельность Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог». Я говорила о том, что религиозное обучение для своих детей дают именно родители и если они хотят применять в этом советы из Библии, мы им можем только их показать.
Это действительно так, потому что Библия содержит следующие практичные советы:
– «Отцы, не раздражайте своих детей, но воспитывайте их, наставляя и вразумляя так, как велит Иегова» (Письмо Эфесянам, глава 6, стих 4);
– «Дети, будьте послушны родителям во всем, потому что это угодно Господу» (Письмо Колоссянам, глава 3, стих 20);
– «Не оставляй закона своей матери» (Книга Притчей, глава 1, стих 8);
– «Будьте терпимы друг к другу и великодушно прощайте друг друга, если у кого-то есть
причина жаловаться на другого. Как Иегова великодушно простил вас, так прощайте и
вы» (Письмо Колоссянам, глава 3, стих 13);
– «Теперь, когда вы отложили ложь, говорите истину каждый своему ближнему» (Письмо
Эфесянам, глава 4, стих 25);
– «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие от
Матфея, глава 7, стих 12).
Я уверена, что семьи, применяющие эти советы, будут счастливыми и крепкими.
И снова хочу обратить внимание на доказательства стороны обвинения: папку «диск 325с», файл «VTS_06_1.VOB.avi». Если считать этот диск допустимым доказательством, то и он полностью подтверждает мои слова, а не предположение обвинения: экстремистских материалов я не использовала, экстремистских высказываний – не произносила.
Соответственно и не было какого-либо поручения «организаторов организованной экстремистской преступной группы Скворцова А.В., Коптева А.А., Троцюка Н.В., Баклушина Ю.А.», как об этом записано в обвинительном заключении. Я не понимаю, почему следствие называет этих людей организаторами преступной экстремистской организации. Эти люди по своим убеждениям являются Свидетелями Иеговы, и я знаю их как хороших, законопослушных людей. А то, о чем они якобы просили выступать присутствующих, полностью не соответствует с их образом жизни.
О своем отце, о его работе, о нашей семье я уже много говорила.
Также у Скворцова А.В. крепкая, дружная семья. У него двое детей. Никогда от него я не слышала высказываний о разрушении семьи и брака, выборе работы только с неполным рабочим днем. Я знаю, он работает на заводе «Красный Котельщик» полный рабочий день.
У Коптева А.А. большая семья: он также женат, имеет детей и у него много внуков. Для них он является хорошим дедушкой. Всю жизнь он работал на заводе «Красный Котельщик», сейчас он на пенсии. Обвинение в разрушение брака, семьи и родственных отношений и все другие обвинения, которые представлены в обвинительном заключении, никак не связаны с реальной жизнью Коптева А.А.
И особенно мне не понятна запись следователя в моем обвинительном заключении о том, что я что-то делала по поручению Баклушина Ю.А. Я не помню, чтобы он вообще был на тех богослужениях летом 2011 года. Просмотрев записи стороны обвинения, я также не увидела Баклушина Ю.А. Из материалов дела нет оснований даже попытаться сделать предположение о какой-то роли Баклушина Ю.А. в летних богослужениях. Но обвинение все-таки сделало это ошибочное предположение. В действительности он не давал мне каких-либо поручений. И сделать этого не мог. Баклушины – это хорошая, добрая, крепкая семья. Я их знаю только с хорошей стороны.
Если бы кто-то хотел достичь каких-то экстремистских целей, то он и сам бы, имея такую возможность, выступал бы с экстремистскими призывами и лозунгами. Но ни к чему экстремистскому ни Коптев А.А., ни Скворцов А.В. , ни Баклушин Ю.А., ни тем более Троцюк Н.В. не призывали и никого не побуждали к возбуждению розни, пропаганде исключительности и тому подобному.
Все было совсем наоборот. Так, служебную встречу 8 августа 2011 года открыл Коптев Алексей. Он объявил песню, и все присутствующие исполнили ее. В песне были такие слова: «Любой прекрасный, добрый дар, чем сердце дорожит, нам дарит наш Отец с небес, он смыслом полнит жизнь». Эти слова говорят о том, что жизнь – это дар от Бога, ее нужно ценить. Жизнь полна смысла. Бог Иегова заботится о птицах, цветах, тем более он позаботится о людях. А Коптеву Алексею, как и мне, вменяется, что мы побуждаем к отказу от оказания медицинской помощи. Все наоборот. Мы ценим жизнь и готовы лечиться, если нуждаемся в помощи врача.
Затем Коптев Алексей огласил объявления. Сторона обвинения обратила внимание на то, что в этих объявлениях звучат слова об организованной проповеди. Специалист Сторчак В.П. дал показания о том, что шла речь об организованной структуре, но пояснил, что он не может точно определить, о какой же организации именно идет речь. Однако это легко можно сделать, если обратить внимание на все содержание служебной встречи.
Коптев Алексей также проводил последний пункт служебной встречи. Как я уже говорила, это было обсуждение программы предстоящего конгресса – большого богослужения Свидетелей Иеговы. Вот какими были вступительные слова Алексея Коптева: «Владыка вселенной, Иегова Бог наделил нас огромной честью носить его имя. И с 1931 года наша организация носит Его имя – Свидетели Иеговы». Это позволяет поставить все на свои места. Собравшиеся не считали себя частью Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог». Но считали себя частью той организации, которая существовала на 1931 год, то есть Всемирной Организации Свидетелей Иеговы – не какого-то юридического лица, а семьи тех, чей Отец – Бог Иегова, а они – братья и сестры. Ни о какой другой организации во время богослужения речи не шло.
Также на служебной встрече 8 августа 2011 года одно из обсуждений проводил Скворцов Александр. В его выступлении я тоже не услышала никаких высказываний, направленных на возбуждение религиозной розни. Наоборот он рассказывал случай, как возвращаясь домой из школы, одна девятилетняя девочка нашла на дороге сумочку с большой суммой денег. Ее домашние изучали Библию со Свидетелями и решили применять библейские учения в жизни. Поэтому они нашли владельца сумки и вернули ему деньги. Он спросил девочку:
— Если бы я в награду за честность дал тебе денег, на что бы ты их потратила?
— Я купила бы Библию,— ответила она.
Удивленный, мужчина сказал:
— Я думал, что ты купила бы одежду или обувь, ведь они у тебя совсем старые.
Но девочка снова сказала, что больше хочет, чтобы у нее была Библия. Мужчина захотел узнать, почему ее домашние не оставили деньги себе. Узнав, что они изучают Библию со Свидетелями Иеговы, он купил две Библии — одну для девочки, а другую для своей семьи.
Зачем бы Скворцов Александр приводил бы этот пример, если бы в действительности хотел бы, чтобы слушающие совершали дела, о которых говорится в обвинительном заключении. Этот пример поощряет не забирать у людей деньги, потому что у них религия другая, а возвращать им потерянное, даже если у них другая религия. Это пример любви, а не ненависти. Если в обсуждении Скворцова Александра и можно найти какие-то призывы – это призывы изучать с людьми Библию, так как изучение Библии приводит к подобным поступкам.
И опять же хочу обратить внимание на доказательства стороны обвинения: папку «диск 325с», файлы «VTS_05_1.VOB.avi» и «VTS_06_1.VOB.avi». Если считать этот диск допустимым доказательством, то и он полностью подтверждает мои слова, а не предположение обвинения. Мои соверующие вели себя совсем не так, как преступники.
Подводя итог всему сказанному, хочу сказать следующее. Да, я была членом Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» в период с 1998 по 2009 годы, с момента ее учреждения до момента ее ликвидации. Но я никогда не занималась какой-либо экстремисткой деятельностью, ни в годы существования местной религиозной организации, ни после ее ликвидации. Но даже при всем при том, что деятельность Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» не была в действительности связана с экстремизмом, никто никогда не рассматривал возможность возобновлять ее деятельность: собрать новых пожертвований, купить новое здание, обслуживать его, проводить заседания Комитета или Совета и так далее. И конечно же мы не начали вдруг делать то, чем никогда не занимались, что противоречит нашей вере – мы не стали экстремистами.
Что касается периода, упоминаемого в обвинительном заключении, то есть с 8 декабря 2009 года по 15 августа 2011 года, то в этот период никто не просил меня возбуждать религиозную рознь, пропагандировать религиозную исключительность, разрушать семьи, не исполнять гражданские обязанности, влиять на личный выбор других людей в вопросах работы или лечения. Ни я сама, ни мой муж, ни другие обвиняемые ничем таким не занимались.
Что же доказывают файлы скрытой съемки и аудиозаписи, показания свидетелей и собранные по делу документы? Они доказывают то, что я верю в Бога Иегову, поклоняюсь ему так, как это делают все мои соверующие во всем мире, и свидетельствую о нем людям, с которыми я встречаюсь. Да, я Свидетель Иеговы, была им и не отказываюсь от этого.
Л.Н. Толстой сказал: «Настоящая вера не в том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие дни ходить в храм и какие слушать и читать молитвы, а в том, чтобы всегда жить доброю жизнью в любви со всеми, всегда поступать с ближним так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Но можно ли человека судить только за то, что он ведет жизнь верующего человека? Законно ли наказывать человека за его веру? Я считаю, что нет. И прошу меня оправдать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий