суббота, 16 ноября 2013 г.

Справочник / Под ред. В. П. Клюевой. — Тюмень, 2009. "Свидетели Иеговы" Коробко Р. О.

 Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Под ред. В. П. Клюевой. — Тюмень, 2009.
 Справочник предназначен для государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, педагогов и преподавателей вузов, журналистов, представителей религиозных организаций и всех, кто интересуется современной религиозной жизнью региона.
 В справочнике представлены догматико-обрядовые описания и история религиозных организаций, присутствующих в Тюменской области. В справочник включена актуальная информация для всех, кто по роду своей деятельности участвует в государственно-конфессиональных отношениях или изучает их.
 Свидетели Иеговы[1]
Содержание
1. Обрядово-догматическое описание
2. Очерк истории Свидетелей Иеговы
3. Свидетели Иеговы в России
4. Свидетели Иеговы в Тюменской области
5. Современное состояние Свидетелей Иеговы в Тюменской области
6. Справочные материалы
7. Сноски

1. Обрядово-догматическое описание

 По поводу отнесения Свидетелей Иеговы к определённой конфессиональной группе в научной среде идут дискуссии. Сами верующие считают себя христианами, однако, некоторые исследователи выделяют их в отдельную религиозную систему вне рамок христианства. Другие считают их одним из поздних течений в протестантизме.
 Своё нынешнее название организация почерпнула из книги пророка Исаии, в переводе архимандрита Макария[2]: «А Мои свидетели, Иегова[3] говорит, вы, и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я. Прежде Меня не существовал Бог, и после Меня не будет. Я, Я Иегова, и нет Спасителя кроме Меня» (Исаия 43:10–11).
 Свидетели Иеговы уделяли и уделяют большое значение доскональному исследованию текста Библии с использованием различных переводов и этимологических словарей, руководствуясь словами из Библии: «Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). В результате таких исследований и сформировались их основные доктрины:
   (1) Есть только один бог, и имя ему Иегова (Пс. 82:19 в пер. Г. П. Павского, Втор. 4:39). По заявлениям верующих, это имя употребляется в Библии более 7000 раз и в синодальной версии обычно переводится словами: «Господь», «Сущий», «Всемогущий» и т.д. В «Переводе нового мира» все эти эпитеты заменены на имя «Иегова» в тех местах, где, как утверждают Свидетели Иеговы, оно встречалось в древних копиях Библии.
   (2) Иисус Христос — сын бога. Он существовал на небе до того, как родился на земле человеком (Колос. 1:15). На земле Иисус был совершенным, безгрешным человеком, и когда он умер, то отдал свою совершенную жизнь в качестве выкупа за верующих людей (Матф. 20:28). Для Свидетелей Иеговы Иисус — это «путь и истина, и жизнь». Они живут в согласии со словами Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанн. 14:6). Главой христианского собрания является не человек, а Иисус (Колос. 1:8). Христос, будучи на земле, возвещал благую весть о царстве бога, он — «свидетель верный и истинный» (Иоанн. 18:37, Откр. 3:14).
   (3) Свидетели Иеговы не верят в Троицу. Иисус Христос и Иегова бог — не две части Троицы. Иисус сам сказал: «Отец Мой более Меня» (Иоанна 14:28). А апостол Павел объяснил: «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Коринфянам 11:3).
   (4) Иисус Христос не был распят на кресте, он был прикован к столбу. Именно поэтому Свидетели отрицают символическое значение креста.
   (5) Святой дух не является ипостасью бога, а лишь его чудесной силой, которую Иегова использует для осуществления своих намерений (Пс. 32:6; 103:30).
   (6) Свидетели Иеговы верят, что царство бога — это реальное установленное на небесах правительство во главе с Иисусом Христом. Некоторые люди будут вместе с Иисусом править в небесном царстве. Эти люди были названы «малым стадом» (Луки 12:32). В книге Откровение записано их число — 144000 человек (Откр. 14:1,3). Остальные праведники останутся жить в земном царстве бога (Пс. 36:29, Матф. 5:5,2 Пет. 3:13).
   (7) До 2007 г. считалось, что «собирание» 144000 уже завершилось. В настоящее время доктрина изменена: это «собирание» праведников ещё продолжается.
   (8) Царство бога близко.
   (9) В течение XIX и XX веков руководство организации несколько раз называло конкретную дату конца света (последняя дата — 1975 г.), но в настоящее время воздерживается от этого. Считается, что с 1914 г. человечество живёт во «время конца» нечестивого мира (Матф. 24:3–14, 2 Тим. 3:1–5, Дан. 12:4 в пер. «Нового Мира»).
   (10) Употребление крови в любом виде: в пищу или при переливании — неприемлемо, так как, по мнению Свидетелей Иеговы, это противоречит Библии (Быт. 9:3–6, Деян. 15:19,20,28,29).
   (11) Душа после смерти человека умирает (Иез. 18:4).
 Культовые здания Свидетелей Иеговы называются «Залы Царства». В них проводятся богослужения, которые по своей структуре напоминают богослужения в протестантских церквях: основными составляющими службы являются прославление и проповедь.
 Свидетели Иеговы не празднуют ни религиозных, ни государственных, ни иных праздников.

2. Очерк истории Свидетелей Иеговы

 История Свидетелей Иеговы начинается с движения «Исследователей Библии» (Bible Students), которое было основано в 1870 г. Чарльзом Тейзом Расселом в США. В те времена Исследователи Библии не отвергали многое из того, что позднее было отвергнуто Свидетелями Иеговы: так, они считали крест символом христианства, праздновали Рождество и дни рождения. В организационном плане общины «Исследователей Библии» строились на «демократических» началах: старейшины в собраниях выбирались путём голосования.
 В 1879 г. Рассел стал выпускать журнал «Сионская сторожевая башня и возвещатель присутствия Христа». В настоящее время издание носит название «Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы» и выходит тиражом более 37 млн. экземпляров на 167 языках мира. В качестве юридического лица для обеспечения деятельности движения было основано Общество Сторожевой Башни, Библии и трактатов штата Пенсильвания. Рассел стал первым президентом этого Общества.
 После смерти Рассела в 1916 г. вторым президентом Общества становится Джозеф Франклин Резерфорд.
 В 1919 г. «Исследователи Библии» начали издавать журнал «Золотой век», известный в настоящее время как «Пробудитесь!» (выходит тиражом более 35 млн. экземпляров на 81 языке мира). При Резерфорде демократический принцип управления общинами сменился на теократический: старейшины в собраниях стали назначаться Обществом. Это стало причиной раскола в рядах Исследователей Библии: в настоящее время в США и странах Европы существуют автономные группы, придерживающиеся принципов управления, существовавших при Расселе.
 В 1931 г. общество «Исследователи Библии» приняло своё современное название — «Свидетели Иеговы».
 После смерти Резерфорда в 1942 г., президентом Общества становится Натан Гомер Норр. При его президентстве усилилась миссионерская деятельность. В Нью-Йорке была образована «Библейская школа Галаад», призванная готовить миссионеров для служения по всему миру. В каждом собрании Свидетелей Иеговы стала проводиться «Школа теократического служения», где все члены собрания обучаются основам проповедования учения Свидетелей Иеговы.
 В 1950-х — 1960-х гг. Свидетели Иеговы издают собственный перевод Священного Писания — «Перевод Нового Мира» на английском языке.
 В 1977 г. после смерти Норра четвёртым президентом Общества становится Фредерик Вильям Френц. К этому времени в Обществе произошли организационные изменения. Дело в том, что до 1976 г. вся юридическая полнота власти в Обществе Сторожевой Башни принадлежала его президенту, однако с 1976 г. юридически Обществом управляет его Руководящий Совет. Все вероучительные и организационные изменения с этого времени принимаются им. Вся литература Свидетелей выходит под его наблюдением.
 С 1999 г. президентом Общества сторожевой башни является Дон Адамс.

3. Свидетели Иеговы в России

 Первым известным последователем учения Свидетелей Иеговы в Российской империи был Семион Козлицкий, посетивший в 1874 г. США, где стал членом «Исследователей Библии».
 Первый Президент Общества сторожевой башни Чарльз Рассел дважды посещал Россию: в 1891 г. он встречался с единоверцем в Одессе, а в 1911 г. выступал во Львове с докладами.
 С 1897 г. несколько сотен экземпляров «Сторожевой башни» отправлялось из Германии в Россию, а в 1913 г. миссия Свидетелей в Финляндии была официально признана властями.
 После 1917 г. несколько миссионеров из США посещают Советскую Россию/СССР. Как и представители других религиозных организаций, Свидетели Иеговы в СССР ссылались в Сибирь и на Дальний Восток, подвергались гонениям, которые усилились после присоединения к Советскому Союзу Западной Украины, Западной Белоруссии и прибалтийских государств, где проживало большое количество последователей учения Свидетелей Иеговы.
 Несмотря на преследования, в СССР существовала централизованная структура Свидетелей Иеговы, главным органом которой был Руководящий комитет. С конца 1930-х гг. по 1947 г. его возглавлял Станислав Бурак (умер в больнице Лукьяновской тюрьмы в Киеве после ареста за религиозную деятельность).
 В настоящее время Руководящий комитет Свидетелей Иеговы в России возглавляет Василий Калин (с 1993 г.).
 В 1990 г. в России был учреждён Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России, управляемый Руководящим комитетом.
 Основной структурной единицей организации Свидетелей Иеговы в России является собрание — совокупность крещёных (членов) и некрещёных (приближенных) прихожан. Как правило, в одном собрании 100–120 человек. За каждым собранием закреплена определённая территория, на которой члены собрания распространяют своё учение. Руководят собраниями надзиратель, старейшины и служебные помощники.
 Несколько собраний (от 18 до 25) образуют теократический район, опекаемый районным надзирателем. Несколько районов образуют теократическую область — под руководством областного надзирателя.
 Два раза в год проводятся районные конгрессы, один раз в год — областные.
 В настоящее время в России насчитывается 150 тысяч человек, исповедующих учение Свидетелей Иеговы.

4. Свидетели Иеговы в Тюменской области

 На территории Тюменской области Свидетели Иеговы появляются в 30-е гг. XX в. Советская власть не могла примириться с такими установками как отказ от военной службы, участия в выборах, уплаты налогов и пр. Из-за этого отношение к Свидетелям Иеговы было резко отрицательным. Документальная информация о присутствии незначительного числа верующих относится ко второй половине 1940-х гг. Численность их была небольшой, организационно поддерживали отношения с собратьями из Казахстана, Омской и Новосибирской областей. До середины 1980-х гг. в Тюменской области присутствовали единичные последователи движения.

5. Современное состояние Свидетелей Иеговы в Тюменской области

 Первое собрание в Тюмени было организовано в 1990 г., тогда в нём состояло 6 человек. В 1992 г. организация Свидетелей Иеговы была зарегистрирована, а после принятия Закона 1997 г. прошла перерегистрацию. Организационно собрания на территории юга области входят в теократический район от границы Российской Федерации и Казахстана до Ханты-Мансийска (южный теократический район). Собрания на остальной территории Тюменской области входят в северный теократический район. 2 раза в год в Тюмени проводится районный конгресс.
 Всего в Тюменской области около 40 собраний, из них около 15 — на юге Тюменской области. В Тюмени собраний Свидетелей Иеговы насчитывается 10. Таким образом, численность последователей этого учения на юге области составляет около 2000 человек, из них в Тюмени — около 1000 верующих. В районных конгрессах принимают участие до 1500 Свидетелей Иеговы.
 В областном центре организация располагает одним культовым зданием.
 Верующие ведут активную деятельность по распространению учения Свидетелей Иеговы. В обязанности каждого члена общины входит раздача религиозной литературы на улицах в течение определённого количества часов и беседы с заинтересовавшимися людьми. Кроме того, для пожелавших Свидетели Иеговы организуют занятия по изучению Библии.
 Все материалы, необходимые собраниям для внутреннего пользования и распространения — журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня» (в том числе на немецком и некоторых кавказских языках), брошюры, буклеты, — тюменские Свидетели Иеговы получают через центральную организацию из Германии и США.
 Социальной деятельности Свидетели Иеговы не ведут.

6. Справочные материалы

 Адреса центральных и головных организаций.
 Управленческий центр Свидетелей Иеговы в Российской Федерации. Адрес: 197739, г. Санкт-Петербург, п. Солнечное, ул. Средняя, 6.
 Община Свидетелей Иеговы в Тюмени. Старейшина — Белявин Сергей Петрович. Адрес: 625000, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 115, стр. 1. Телефон: (3452) 35-39-28.
 Официальный сайт.
 Свидетели Иеговы, официальный web-сайт Общества сторожевой башни: http://www.watchtower.org/u/index.html.
 Средства массовой информации.
 Журнал «Сторожевая башня». Адрес редакции: 25 Columbia Heights, Brooklyn, NY 11201-2483. Издатель: Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. (США).
 Литература.
   (1) Гордиенко Н. С. Российские Свидетели Иеговы: История и современность. 2-е издание, исправленное. — СПб., 2002. — 240 с.
   (2) Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. — 271 с.
   (3) Иваненко С. Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2002. — 208 с.
   (4) Одинцов М. И. Совет Министров СССР постановляет: «выселить навечно». Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951–1985 гг.). — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2002. — 238 с.
   (5) Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога. — NY: Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2005. — 750 с.

7. Сноски

1. Правильное произнесение: Свидетели Иего́вы.
2. Свидетели Иеговы пользуются несколькими переводами Библии: синодальным (1876 г.), современным, переводами архимандрита Макария (1840 г.) и Г. П. Павского (сделаны переводы в 10–20-е гг. XIX в., изданы в 1861–1864 гг.), а также «Переводом нового мира» (1961 г., пересмотренное издание — 1984 г.).
3. Иегова — имя бога, звучащее в иудейской традиции как Яхве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий