суббота, 26 октября 2013 г.

Габриэле Йонан, 1999.Духовное сопротивление христианской веры в нацистской Германии: дело Свидетелей Иеговы


 Gabriele Yonan, “Spiritual Resistance of Christian Conviction in Nazi Germany: The Case of the Jehovah’s Witnesses”, Journal of Church and State (1999) 41(2): 307–322.
 ГАБРИЭЛЕ ЙОНАН (бакалавр гуманитарных наук, Университет Гумбольдта, Берлин; магистр гуманитарных наук, Университет Оснабрюка; доктор философии, Университет Хайфы) является в настоящее время преподавателем и советником Института Общества Макса Планка по содействию науке и образованию, Берлин, Германия. В числе её опубликованных книг: Ассирийцы сегодня: культура, язык и национальное движение говорящих на арамейском языке христиан Ближнего ВостокаАссирийцы и немецкая дипломатия — холокост в новом свете: документы министерства иностранных делСвидетели Иеговы: жертвы двух тоталитарных систем (ожидается в 1999 г.) Сфера профессиональных интересов включает нетрадиционные религии, свободу вероисповедания, помощь беженцам и холокост.
Содержание
1. СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ КАК СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ХИЛИАСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
2. КТО ТАКИЕ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ?
3. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
4. КРАТКИЙ ОБЗОР: СОПРОТИВЛЕНИЕ СВИДЕТЕЛЕЙ
5. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЕ КРУПНЫХ ЦЕРКВЕЙ ВО ВРЕМЯ НАЦИСТСКОГО РЕЖИМА
6. ИСПОВЕДУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ — СОПРОТИВЛЕНИЕ РАДИ СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ
8. ДЕКЛАРАЦИЯ ОТ 25 ИЮНЯ 1933 Г.: АНАЛИЗ ТЕКСТА
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СНОСКИ

1. СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ КАК СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ХИЛИАСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

 Корень греческого слова хилиасмус — «хилиои», означает «тысяча» и относится в христианской терминологии к тысячелетнему царствованию Иисуса Христа во время Миллениума. На основе библейского Откровения Иоанна (20:1–10) и под влиянием иудейского апокалиптического мышления многими ранними христианами была принята предмиллениальная парадигма, предполагающая, что непосредственно перед концом света Иисус установит тысячелетнее царство мира и праведности. Оно должно стать восстановленным земным раем посредством приведения природных условий к их первоначальному состоянию. Характерными признаками предмиллениального хилиастического мышления являются:
   (×) эсхатологическая идея объединённого мира;
   (×) рассмотрение настоящей эпохи в качестве времени испытаний и скорби, предшествующего тысячелетнему царствованию; и
   (×) эгалитаризм, или равенство, в грядущем мировом сообществе.
 Согласно данной хилиастической перспективе, вслед за восстановлением первоначальных условий исчезнут какие бы то ни было различия в званиях и порядке. Новый земной рай будет отличать отсутствие войн, вражды, конфликтов, нужды, страданий и болезней. Для того, чтобы эти условия стали реальностью, началом должна быть «чистая доска», tabula rasa, возможность для которой открывает финальная битва Армагеддон.[1] Презираемые, но непоколебимые станут избранным народом Бога — отверженные, превратившиеся в настоящую элиту.
 Хилиастические идеи ранних христиан находились в гармонии с ожиданиями евреев, согласно которым драма спасения должна разыграться на мировой сцене видимым образом, затрагивающим каждого человека. История видела вариации хилиастических ожиданий, но главным образом они проявлялись во времена притеснений христианских меньшинств. Подобный феномен известен в других религиях, например, раннее движение Шиа в Исламе.
 Под влиянием просвещения и секуляризации хилиастические утопии большей частью исчезли. Но некоторые их элементы можно обнаружить в утопических социо-революционных движениях и различных религиозных движениях девятнадцатого века. В Северной Америке и Британии наблюдалось возникновение христианских групп, которые фокусировались на апокалиптических частях Библии и формировали новые хилиастические движения. Среди них были апостольские католики (Генри Драммонд, 1786–1860, и Эдвард Ирвинг, 1792–1834); адвентисты (Вильям Миллер, 1782–1849, и Эллен Г. Вайт, 1827–1915) и церковь Иисуса Христа святых наших дней, или мормоны (Джозеф Смит, 1805–1844).
 Наиболее поздними, но зато и наиболее известными хилиастическими общинами девятнадцатого века были Усердные Исследователи Библии — в дальнейшем получившие известность как Свидетели Иеговы, — формирование которых началось с 1870-х годов. Типичными хилиастическими ожиданиями Свидетелей Иеговы являются детерминистическая концепция истории и линейное представление о времени, которые завершаются уничтожением Антихриста и апокалиптической победой на фоне Второго Пришествия Иисуса Христа.[2]

2. КТО ТАКИЕ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ?

 Свидетели Иеговы — это независимая христианская религия, эсхатологическое учение которой указывает на «Царство» Бога. Это царство понимается как Божье небесное правительство, которое под руководством Иисуса Христа освободит человечество от всех проблем во время его мирного правления над землёй. Это вероисповедание может быть описано как хилиастическое, потому что оно характеризуется ожиданием тысячелетнего правления Христа — его миллениума. Эта христианская община, получившая начало в Америке в последней трети девятнадцатого столетия, возникла на базе широкораспространённого убеждения в близости возвращения Христа (parousia) и установления нового Иерусалима. Согласно убеждениям Свидетелей Иеговы перед приходом Божьего Царства на землю произойдёт решающая битва Армагеддон, в которой сам Бог уничтожит силы зла.
 Около 1870 г. американский бизнесмен Чарльз Тейз Рассел (1852–1916) собрал вокруг себя маленькую группу людей, увлечённых изучением Библии. Взяв имя «Усердные Исследователи Библии», они читали Библию, уделяя особое внимание её учению о последних днях. С 1879 г. исследователи начали издавать журнал «Сторожевая башня Сиона», а всего год спустя было образовано Общество Библий и трактатов Сторожевой Башни. С 1909 г. штаб-квартира этого общества располагается в Бруклине, в Нью-Йорке. В 1931 г. группа приняла название «Свидетели Иеговы». Данное использование еврейского имени Бога основывается на отрывке из Ветхого завета, находящегося в Исаия 43:10,12. В Еврейских книгах Библии имя Иеговы появляется около 7000 раз в форме тетраграмматона (означает «четыре буквы») JHVH. Свидетели Иеговы считают себя частью библейской традиции свидетелей, особенно Нового Завета, и указывают на определённые места писания как на примеры, иллюстрирующие слова Иисуса Христа, обращённые к Понтию Пилату: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоанна 18:37).
 В Германии Свидетели Иеговы действуют с 1896 г., и до 1931 г. они были известны как «Ernste Bibelforscher» (Усердные Исследователи Библии). Их религия насчитывает сейчас в Германии примерно 192000 членов в более чем 2000 местных собраний. Во всём мире сейчас более пяти миллионов членов практически в каждой стране. Их главным информационным каналом является журнал «Сторожевая Башня», издаваемый тиражом более 22 миллионов экземпляров. В 1996 г. их ежегодную встречу, посвящённую памяти смерти Иисуса Христа, посетили повсеместно более 14 миллионов человек.

3. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 Если и была хоть одна христианская группа, которая бескомпромиссно отвергла немецкое национал-социалистическое государство Гитлера, то это были Свидетели Иеговы. Свидетели Иеговы, насчитывавшие в Германии в 1933 году около 25000 членов, были запрещены в тот год, но приблизительно половина их состава продолжила «проповедническую работу» в подполье. Свидетели Иеговы отказывались произносить «Хайль Гитлер», отказывались участвовать в процессиях, отказывались петь национальный гимн и «Хорст Вессель», а, сверх того, отказывались от военной службы, клятвы флагу и от любой деятельности, связанной с военным ведомством. За это их жестоко преследовали с самого начала национал-социалистического режима. Около десяти тысяч Свидетелей Иеговы было заключено в тюрьму. В 1936 и 1937 гг. эта маленькая христианская группа посредством широкомасштабных кампаний по распространению листовок пыталась открыть глаза немцев на преступный характер нацистского государства и, таким образом, защитить свои религиозные интересы от несправедливого режима. Однако их религиозное сопротивление привело к смерти 1200 членов собрания.
 Преследование Свидетелей Иеговы в Третьем рейхе соответствует традициям исторических религиозный гонений. К этим же самым традициям относится раннее преследование христиан в политеистической Римской империи и Персии при сасанидах, установивших зороастризм в качестве государственной религии. Позже началось преследование христиан, выступающих против доктрин ранних соборов имперской церкви (арианцы, несторианцы, монофизиты). Затем — преследование евреев в Европе в конце средних веков и их изгнание из Испании в пятнадцатом столетии во времена Испанской инквизиции. Различные секты христианства испытывали гонения до и после времён Немецкой реформации, включая богомилов, вальденсов, альбигойцев, баптистов, унитарианцев, менонитов, квакеров и методистов. Многие из этих групп, чтобы обрести религиозную свободу, эмигрировали в Новый Свет в начале семнадцатого столетия.

4. КРАТКИЙ ОБЗОР: СОПРОТИВЛЕНИЕ СВИДЕТЕЛЕЙ

 Во время нацистского правления Свидетели Иеговы, как группа, были фактически единодушны в своём сопротивлении нацизму. «Из более чем 20000 Свидетелей Иеговы [Германии] в 1933 г., — отметил один учёный, — почти каждый второй был арестован. В целом 6019 были заключены в тюрьмы или концентрационные лагеря, зарегистрировано 8917 случаев заключений. Две тысячи мужчин и женщин были помещены в концентрационные лагеря, 253 были приговорены к смерти, и 203 из них были казнены на самом деле».[3] Образцовая позиция Свидетелей Иеговы была удостоена признания и уважения со стороны влиятельных представителей церкви Германии и других стран. Ханс Лилье, епископ евангелическо-лютеранской церкви Ганновера, написал вскоре после войны в своих мемуарах, что «ни одна христианская группа не могла и близко сравниться с числом свидетельств кровью, данных Свидетелями Иеговы».[4] Теолог-протестант Курт Хуттен, воссоздавший «Апологетический центр протестантской церкви в Германии» под новым названием «Evangelische Zentrale für Weltanschauungsfragen» в Штутгарте, описал бедственное положение Свидетелей Иеговы в Германии в своей книге Seher, Grübler, Enthusiasten:
 В нацистском государстве Свидетели Иеговы уже в 1933 году были под запретом и жестоко преследовались. В многочисленных судебных процессах им выносились суровые приговоры. Тысячи из них были в тюрьмах из-за того, что продолжали свою деятельность, отказывались от военной службы и по другим причинам. Показания бывших заключённых концентрационных лагерей подтверждают их бескомпромиссную решимость и мужественный настрой; получая соблазнительное предложение свободы в обмен на отречение от своих принципов, они отказывались и смирялись со всеми последствиями. Около 1000 были казнены, и ещё 1000 — умерли в тюрьмах или концентрационных лагерях; члены организации Свидетели Иеговы были приговорены к более чем 20000 лет тюрьмы.[5]
 А в 1989 г. канадский юрист Вильям Каплан из университета Оттавы выразил такое мнение: «Мужество Свидетелей Иеговы, которые претерпели репрессии и боролись за то, во что верили, является доказательством моральной силы человека».[6]

5. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЕ КРУПНЫХ ЦЕРКВЕЙ ВО ВРЕМЯ НАЦИСТСКОГО РЕЖИМА

 Вскоре после завершения войны Протестантская церковь Германии сделала в 1945 г. публичное заявление, так называемое нюрнбергское «Признание вины», о своей несостоятельности во время национал-социализма. Это заявление включало признание в молчаливом одобрении и игнорировании преследований, особенно евреев, что привело к самому массовому геноциду в истории и чудовищному разрушению, которому Гитлер подверг мир. Результатом этих зверств стали 45 миллионов убитых и полное разорение всей Европы.
 Протестантизм и католицизм приспосабливались к нацистскому режиму совершенно по-разному. Протестантизм оказывал влияние на Германию главным образом через имперское правительство и бисмаркскую Пруссию. Так как Веймарская республика вступила в процесс секуляризации — признание иных верований как равноправных и отказ от концепции сект (1919), — некоторыми церковными кругами это было встречено с осуждением. Протестантская церковь надеялась на восстановление своих собственных привилегий с помощью новой политической и государственной власти. Многие священники-протестанты видели в Гитлере «великого человека, посланного Богом» — человека, который даст начало новой протестантской Германии.
 Католическая церковь претерпела дальнейшее ослабление влияния в Германии после того, как Бисмарк оказал сопротивление её политической партии, Zentrumspartei. По этой причине католическая партия поддержала появление Веймарской республики после первой мировой войны. До 1933 г. Католическая церковь осуждала национал-социалистов. Католикам запрещалось вступать в нацистскую партию, и церковь порицала идеологию, основанную на превосходстве арийской расы. Но очень скоро после того, как Гитлер захватил власть 30 января 1933 г., церковь изменила линию поведения. 24 марта 1933 г. католические епископы выпустили энциклику, в которой призывали всех немецких католиков к преданности «надлежащим властям», исполнению их гражданских обязанностей и воздержанию от любой нелегальной деятельности и мятежей. Немецким католикам теперь разрешалось носить военную форму при посещении религиозных служб. Представители церкви праздновали «время исполнения» и призывали к счастливой и единодушной готовности сотрудничать с новым тоталитарным государством.
 Вскоре после этого, 20 июля 1933 г., имперское правительство Гитлера и Ватикан заключили конкордат, соглашение о специальном покровительстве, которое гарантировало право Католической церкви заведовать собственными школами, религиозными орденами и прочими заведениями в Германии. В обмен на это церковь была обязана обеспечить голоса своей партии, das Zentrum, в поддержку Закона о чрезвычайных полномочиях в марте 1933 г. Епископы Католической церкви 28 марта 1933 г. открыто выступили в поддержку Гитлера и руководящей роли НСДАП и призвали к «преданности законной власти». После заключения конкордата католический кардинал фон Фаулхабер писал Гитлеру: «Это рукопожатие с Папством — выдающийся акт безмерного благословения … Да защитит Бог нашего рейхсканцлера ради народа».[7] Католическая церковь была уверена, что сможет обезопасить своё существование, достигнув договорённости с новыми обладателями власти. Это было ошибкой, так как Гитлер не собирался соблюдать какие бы то ни было договорённости.
 То, что сделала немецкая Протестантская церковь, было ещё хуже. Она провела свой национальный синод 27 сентября 1933 г., на котором преподобный Людвиг Мюллер был назначен национальным епископом. Его речь отражала принятие тоталитарной идеологии Гитлера:
 [Как] каждому народу, так и нашему вечный Бог дал особый природный закон. Он воплотился в Фюрере Адольфе Гитлере … Этот закон обращается к нам сквозь историю, от дней становления нашего народа … Из братства Немецких христиан в национал-социалистическом государстве Адольфа Гитлера вырастет Немецкая Христианская Национальная Церковь, которая присоединит к себе весь народ. Один народ! Один Бог! Один Рейх! Одна церковь![8]
 Изгнание из протестантских христиан «чужой крови» (обращённых евреев) и исключение «всех ненемецких элементов из церковной службы и исповеди» способствовало развитию церковного движения, названного «Deutsche Christen» (Немецкие христиане), которое включало приблизительно 600 000 членов немецкой Протестантской церкви и получило широкую поддержку. Deutsche Christen, начавшие свою деятельность осенью 1932 г. под руководством национал-социалистических священников, получили 70 процентов голосов на церковных выборах в июле 1933 г.
 Когда стало ясно, что даже конкордат немецкой Католической церкви не привёл к желаемому покровительству в тоталитарном нацистском государстве, в новой папской энциклике 1937 г. «С огромной обеспокоенностью» («Mit brennender Sorge») было дано следующее порицание анонсированных Специальных судов:
 Со жгучей скорбью и растущей обеспокоенностью мы наблюдаем в течение некоторого времени страдания церкви и усиление испытаний, которым подвергаются мужчины и женщины в этой стране и народ, остающийся преданным ей в своих мыслях и поступках. Те, кто отделяют расу, народ, государство, официальное правительство, власть имущих или другие основополагающие составляющие человеческого общества — составляющие, которые по праву претендуют на важное и почётное положение в земном устройстве — от сферы этих земных ценностей и возносят их с боготворящим обожанием к высочайшим нормам всего, куда входят религиозные ценности, они искажают и фальсифицируют Богом данное и Богом предписанное устройство вещей.[9]
 В этой энциклике расистская идеология нацизма критикуется в двух местах. Она, однако, не направлена против антисемитских кампаний и преследования евреев, а, скорее, против превосходства германской расы, которое не гармонировало с христианским пониманием Священных Писаний, особенно Ветхого Завета. По-прежнему не упоминая евреев и других жертв, папа теперь критиковал расистскую идеологию нацизма. Энциклика была зачитана во всех католических церквях, но среди немецких католических епископов вызвала лишь незначительный отклик. Только два епископа, Конрад фон Прейзинг в Берлине и Клеменс Август фон Гален в Мюнстере, призывали, но тщетно, к более решительной политике церкви.

6. ИСПОВЕДУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ — СОПРОТИВЛЕНИЕ РАДИ СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

 «Bekennende Kirche», или Исповедующая церковь, как оппозиционное движение внутри немецкой Протестантской церкви, сделала в мае 1934 г. заявление, которое служило протестом против вмешательства государства в религиозную жизнь нации:
 Упадку исповеди и, таким образом, Протестантской церкви Германии как в вере, так и в единстве необходимо противостоять. Исповеднический Синод будет сопротивляться попыткам объединить немецкую Протестантскую церковь посредством лжеучения и использования насилия или нечистоплотных методов. Единство Протестантской церкви Германии может быть достигнуто только святым духом благодаря вере в слово Бога. Мы отвергаем лжеучение о том, что государство, выходя за рамки своей надлежащей миссии, должно быть единственным и абсолютным организатором человеческой жизни и, таким образом, выполнять роль Церкви.[10]
 20 октября 1934 г. за Барменской Декларацией последовал Далемский Исповеднический Синод. Именно эти тексты дают понять, что предметом озабоченности прежде всего был спор об «Имперской церкви», единстве церкви и чистоте её учения. Нельзя найти ни одного слова об антисемитских нападках на евреев, притеснении Свидетелей Иеговы, коммунистов, социалистов или других преследуемых групп, тысячи членов которых были уже заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря, и ни одного слова о том, сколько евреев были вынуждены эмигрировать. Решительное сопротивление было замечено только среди нескольких мужественных представителей церкви, которые не могли рассчитывать на поддержку своих церковных руководителей. Объединение двадцати восьми независимых протестантских государственных церквей в 1934 г. в одну «Имперскую церковь» во главе с одним «имперским епископом» критиковалось меньшинством. Маленькая группа, главным образом члены второго предварительного руководящего состава Исповедующей церкви, отважилась перейти границы этого внутреннего церковного спора. Протест, шедший из Исповедующей церкви, следует не игнорировать, а рассматривать объективно. Исследование сопротивления Исповедующей церкви продемонстрировало непохожесть и уникальность её сопротивления нацизму как в занимаемой позиции, так и в действиях.[11]
 Те протестантские группы, которые принадлежали Исповедующей церкви, в 1935 г. многими проповедями с кафедр внесли свой вклад против «идеологии расы и народа», но верующие, главным образом, увещевались к послушанию светским властям. Только доклад, написанный «радикальным крылом» Исповедующей церкви, который не был одобрен всей Исповедующей церковью, содержал осуждение антисемитизма, действий Гестапо и существования концентрационных лагерей. Имелись протесты против немецкого неоязычества и идеологии национальной религии, особенно культа Гитлера. За это пятьсот священников отбыли короткие сроки заключения в тюрьмах.
 Специалист по антисемитизму Вольфганг Бенц делает следующее заключение в своём исследовании Сопротивление во время национал-социализма: «Ни тогда, когда в сентябре 1935 г. законы Нюрнберга лишили немецких евреев гражданских прав, ни во время ноябрьского погрома в 1938 г. (Хрустальная ночь 9 ноября) церкви как государственные учреждения не выступили с объединённым и убедительным протестом».[12] В общей сложности в течение всего времени нацистского режима только около 900 христиан-протестантов (как священнослужителей, так и прихожан) были арестованы и приговорены по причине своего сопротивления верой. Они отбывали сроки заключения в тюрьмах и концентрационных лагерях, а двенадцать человек были казнены по религиозным причинам. Заметной фигурой в этой маленькой группе христиан-протестантов был всё ещё действующий священник и теолог Мартин Нимёллер (1892–1984), выдающийся представитель Исповедующей церкви. Осенью 1933 г., когда в церквях был введён так называемый «арийский параграф», он основал «Пасторский союз», организацию помощи коллегам-священнослужителям, которая в том же году оказала помощь 6 000 пасторов. В 1937 г. он был отправлен в концентрационный лагерь, где и находился до конца нацистского режима. Там он и стал очевидцем стойкости Свидетелей Иеговы. Он вспоминает в своей книге, написанной вскоре после завершения войны:
 Мы, современные христиане, постыжены такой так называемой сектой, как Исследователи Библии (Свидетели Иеговы), которые сотнями и тысячами отправлялись в концентрационные лагеря и умирали, потому что отказывались участвовать в войне и стрелять в людей. Из этого, равно как и из многих других случаев, теперь должно быть очевидно, что именно к нам, церкви и христианам, обращён призыв к епитимьи и раскаянию, если мы собираемся продолжать проповедовать слово Бога и представлять его дело![13]
 Значительное большинство Евангельских христиан поддерживало национал-социалистическое движение в Германии. Политические и религиозные группы сопротивления, такие как коммунисты, социалисты, Пасторский союз и Исповедующая церковь, боролись, прежде всего, за свои собственные интересы, своё собственное существование и свои собственные претензии на власть. Осталось сделать окончательный вывод — такой же, какой Вольфганг Бенц приводит в своей работе «Wiederstand» или Сопротивление:
 Сопротивление, в политическом смысле, с намерением свергнуть национал-социалистический режим, так и не было явлено Исповедующей церковью в целом. Она боролась, в первую очередь, за целостность своей организационной структуры и, затем, за независимость своего церковного учения, согласно которому христианские заповеди невозможно подчинить национал-социалистической идеологии.[14]

7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ

 В эсхатологических верованиях Свидетелей Иеговы можно обнаружить религиозную интерпретационную модель. Они видели в гитлеровском рейхе демонический успех Сатаны и его армии. Их сопротивление было частью сражения Иеговы с Сатаной, они рассматривали себя как апостолов, свидетелей и учеников Иеговы. Бог наделил их миссией сопротивления нацизму. В апокалипсисе (Откровение Иоанна) уже была предсказана битва со злом, и теперь, в войне против войны, против нацизма, они видели исполнение библейского пророчества. Они не рассматривали гонения на себя как Божий суд, но как финальную битву Армагеддон перед предсказанным тысячелетним правлением. Это была битва праведных с Антихристом и «его» провозглашённым тысячелетним царством тьмы.
 Другим испытанием от Сатаны для этих библейских фундаменталистов, Свидетелей, было предложение подписать декларацию, которая требовала от них отречения от веры в обмен на освобождение из концентрационных лагерей. Такое предложение должно было восприниматься Свидетелями подобно искушениям Сатаны, которым подвергся Иисус в Новом Завете, когда Сатана потребовал: «Если признаешь меня и отвергнешь Иегову, будешь жить на земле, иначе останешься в моей власти».[15]
 В отличие от евреев, которые были избранным народом Бога в силу ветхого завета, Свидетели Иеговы считали себя избранными, потому что приняли истинную веру по собственному выбору, что служит основой нового завета. Такой взгляд на «избранность» обнаруживает разницу между интерпретацией Свидетелями Иеговы гонений на себя и иудейской точкой зрения на Холокост как неподдающееся объяснению испытание и неотвратимое наказание от Бога. Свидетели оценивали сумасшедшие амбиции Гитлера так, как это красноречиво сформулировал Франц Цюрхер, один из руководителей Свидетелей Иеговы в Швейцарии, опубликовавший в 1938 г. документы о нацистской Германии:
4 Эти нечестивые элементы (диктатура Гитлера), отвергающие Христа и Библию, обратились теперь также против католицизма и протестантизма, потому что сейчас чувствуют себя достаточно сильными. Тот, кто не осознаёт очевидный курс фашизма в мировой истории — не различает дух Рима или Берлина, а именно гигантского крестового похода против Библии и против христианства, который вплоть до самого конца будут продолжать развязывать диктаторы. Всё написанное этими крестоносцами-самозванцами, противниками евреев и христиан, посвящено борьбе. Её цель — прославить насилие, оправдать террор против мирного правосудия и потворствовать жестокому преследованию христиан.[16]
 В этом терроре Свидетели Иеговы видели предвосхищение самого начала конца.
 В грубом голосе этих диких «Сверхчеловеков» мы различаем вопли сил тьмы, нечистых духов, которые, согласно книге Откровение, оторвут народы от Бога и Христа и повергнут в тёмную долину Армагеддона …[17]
 9 февраля 1934 г. Дж. Ф. Рутерфорд, американский президент Общества Сторожевой Башни, написал рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру письмо, которое начинается такими словами:
 Господин Канцлер,
 Данное письмо является одновременно и дружелюбным уведомлением, и предупреждением об обстоятельствах, которые будут представлять самое большое значение для Вашего благополучия. Вы обнаружите, что в Ваших личных интересах внимательно прочесть это письмо. Посредством широкого распространения печатных материалов руководители и народ Германии в течение последних десяти лет узнали, что пришло Царство Бога, и что Царь Иисус Христос учредит для земли праведное правительство к благословению её народов. Предупреждение состоит в том, что все, выступающие против Бога и его Царства будут уничтожены Господом в Армагеддоне. Ваше правительство пренебрегло этим предупреждением.[18]
 Это письмо является ключевым документом, потому что очерчивает программу и дальнейшие действия Свидетелей Иеговы в Третьем рейхе. Немецкое руководство Общества Сторожевой Башни знало о письме, а обычные члены — нет. События, которые следовало ожидать, были очевидны всем Свидетелям благодаря их частым обращениям к теме грядущей битвы конца, главному догмату учений Свидетелей Иеговы. Поскольку послание было адресовано непосредственно Гитлеру, это также указывает на то, что он мог рассматриваться как центральная фигура, Антихрист Апокалипсиса.
 В отличие от евреев, Свидетели Иеговы видели смысл в своих преследованиях, своих страданиях и своей активной, но ненасильственной религиозной борьбе. Их вера перенесла нацистское правление в безупречной духовной чистоте. Немецкий Свидетель Франц Куссеров (1882–1950), которого национал-социалисты заключили в тюрьму на семь лет и четыре месяца и который был освобождён только в 1945 г., написал вскоре после окончания войны нацистскому судье, лишившего его опеки над тремя собственными детьми в суде по семейным делам:
 Итак, два религиозных и идеологических кредо столкнулись лицом к лицу: с одной стороны, национал-социалистическая идея, построенная на несовершенных законах, придуманных несовершенными людьми; с другой стороны, вера людей, которые были преданно посвящены Богу на основе совершенных законов Бога. Какая вера или идеология одержит окончательную победу? Вот, национал-социализм уже лежит в руинах. Те, которые напыщенно и восхищённо выступали за него, заклеймены как трусы и преступники. Это были законодатели, назвавшие изучение Священных Писаний преступлением и сажавшие верных Богу людей в тюрьмы и концентрационные лагеря только за то, что они думали и поступали в согласии с руководством Бога. Чья вера победит? Ответ Священных Писаний таков: «победившая мир, вера наша».[19]

8. ДЕКЛАРАЦИЯ ОТ 25 ИЮНЯ 1933 Г.: АНАЛИЗ ТЕКСТА

 Всего лишь через несколько месяцев после того, как Гитлер захватил власть, в разных землях рейха (например, в Баварии и Саксонии) деятельность Свидетелей Иеговы была запрещена на основании Приказа от 28 февраля 1933 г. в целях «предотвращения коммунистических актов насилия, опасных для государства» и «восстановления общественной безопасности и порядка». В период между 24 и 29 апреля полиция Германии и СА наложили арест на типографию Сторожевой Башни в Магдебурге (Пруссия). Арест был временно снят, но в конце июня здания снова были закрыты — на этот раз навсегда. Через несколько недель национал-социалисты публично сожгли двадцать пять грузовиков Библий и библейской литературы Сторожевой Башни.
 Так как тучи над Свидетелями Иеговы явно продолжали сгущаться (24 июня 1933 г. Пруссия наложила также запрет на их деятельность), Общество Сторожевой Башни, совместно с немецким филиалом, решило провести в Вильмерсдорфе (Берлин) большой конгресс. Семь тысяч присутствовавших делегатов приняли Декларацию, выступающую против ложных обвинений в бунтарской деятельности и подчёркивающую политический нейтралитет Свидетелей Иеговы. Эта резолюция была адресована рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру и составлена в форме прошения, апелляции. Сегодня церкви Германии заявляют, что со стороны Свидетелей Иеговы данная Декларация представляла собой попытку заискивания перед Гитлером и его нацистским государством, и что она содержала антииудейские высказывания. Они заявляют, что только после того, как эта попытка провалилась, Свидетели Иеговы воспротивились нацистскому режиму. Кульминацией нападок стало обвинение американского управления Сторожевой Башни и её президента Дж. Ф. Рутерфорда в осознанном принесении в жертву немецких Свидетелей Иеговы и подталкивании их на путь, неизбежно ведущий к мученичеству. Анализ текста подлинного документа показывает, что эти обвинения ошибочны.
 Отрывки, которые цитируют из Декларации, создают впечатление, что она, в первую очередь, была оправданием, попыткой примирения с нацистской системой, и что на неё повлияли антииудейские настроения. Однако, это искажение фактов. Со светской точки зрения документ представлял собой «проповедь», обращённую к получателю, к самому рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру. Документ означал явное отмежевание от властей этого мира, но в нём предполагалось само собой разумеющимся, что наверняка даже у Гитлера были благие намерения, что даже он, должно быть, желал делать добро. Но также документ провозглашал, что если окажется, что это не так, то тогда рейхсканцлер и фюрер немецкого народа принадлежит царству Сатаны. Гитлер тогда стал бы врагом Иеговы и его Свидетелей. Эти прямолинейные утверждения оставляли рейхсканцлера лишь перед двумя возможными выводами: либо Декларация являлась плодом коллективного воображения каких-то помешанных религиозных групп, либо это было, в своей безумной смелости, объявление Давидом войны Голиафу.
 В то время как могущественная Римская Католическая церковь заключила с диктатором джентльменское соглашение в форме конкордата, маленькая христианская фракция трубила в трубы Иерихона и требовала в стиле проповеди и со всей серьёзностью, чтобы Гитлер полностью подчинился воле Иеговы. В ответ верующие обещали, что тогда будут сохранять нейтралитет, так же как они это делали в других странах. И хотя обращение к Гитлеру было вежливым и нейтральным, эта маленькая группа не сомневалась называя его делового партнёра, Римскую Католическую церковь, инструментом «великого врага, Сатаны».
 Свидетели отвергли обвинения в том, что им оказывали поддержку иудеи и большевики — обвинения, исходящие от «инструмента Сатаны», нашёптывались рейхсканцлеру «официальными» церквями. И конечно, признанные церкви уже долгое время добивались официального запрета этой «сектантской», но прежде всего ревностной христианской деноминации. В Веймарской республике такие попытки были тщетны. Так как Свидетели Иеговы отстаивали только одно правительство, правительство Царства Бога, некоторые считали их деятельность подрывной. Но ничто ни может быть дальше от истины. В подражании апостолам Иисуса — «они не от мира» (Иоанна 17:16). Они политически нейтральны. Из-за своей преданности Богу каждый из них подчиняется законам своего человеческого правительства. Действительно, они образцово-показательны в своей «покорности высшим властям» (Римлянам 13:1). Они никогда не пропагандировали мятеж против какого бы то ни было человеческого правительства! Однако есть граница, которую ни при каких обстоятельствах нельзя переступать. Это граница проходит между повиновением Свидетелей Иеговы человеку и их повиновением Богу. Они стремятся отдавать кесарево кесарю, а Божье Богу (Матфея 22:21).
 Отрывки из Декларации, которые церкви сегодня отбирают для цитат, объективно не могут быть названы антисемитскими или антииудейскими; скорее, они антиамериканские или даже антимировые. Полемика, направленная против англо-американской мировой державы с её большими коммерческими предприятиями, возведёнными евреями-«коммерсантами», должна рассматриваться в контексте всего документа, и, оценивая немецкий вариант Декларации, необходимо помнить, что это перевод американского оригинала. Свидетели Иеговы не были готовы подчиниться любому земному правлению. Они сохраняли «строгий нейтралитет». Такая позиция, разумеется, не оставляла никакой возможности для «заискивания» перед Гитлером. Заметьте также, что Декларация не называет его «фюрером» и не заканчивается словами «Хайль Гитлер», как в случае большинства адресованных государственным властям церковных документов того времени. Краткое содержание Декларации от 25 июня 1933 г. демонстрирует следующие самоочевидные принципы:
   (1) Опровержение обвинений в том, что Свидетели финансировались иудеями или коммунистами;
   (2) Провозглашение их абсолютного нейтралитета в политике, их сугубо религиозной деятельности;
   (3) Оппонирование (Католической) церкви, которая рассматривается как политический институт; и
   (4) Заявление о себе как об истинных последователях Иисуса Христа и его учениках.
 Каждый аргумент был обоснован цитатами из Библии как единственного для Свидетелей Иеговы авторитета и руководства к действию. Также интересно отметить яркое утверждение Свидетелей Иеговы о том, что они «не критикуют честных религиозных учителей»; они критикуют «противоправное религиозное влияние на политические дела нации». Нельзя даже сказать, что они критиковали учения других церквей: «Мы [Свидетели Иеговы] не заявляем протест и не пытаемся препятствовать чьему-либо учению или верованию, которое ему угодно».
 Антиклерикальные взгляды Свидетелей Иеговы были, однако, совершенно очевидны. Они недвусмысленно ссылались на Католическую церковь и Иезуитов как на своих врагов. Почти наивно они объявляли, что их «американские собратья оказали большую поддержку (их) делу в Германии», но что секуляризация церквей в Америке проводилась неправомерным образом. И если казалось, что их взгляд на Лигу Наций разделял и Гитлер, то это было не потому, что они соглашались с Гитлером, а в силу их собственного религиозного взгляда на мир. Согласно одному бывшему влиятельному нацистскому чиновнику, тот факт, что Свидетели включили в свою Декларацию пророчества о конце мира в качестве центрального учения в то время, как Гитлер стремился построить собственное тысячелетнее царство, должен был казаться ему ничем иным, как приглашением к сражению.
 Отсутствие влияния антисемитской лексики того времени видно из свободно и смело используемых в Декларации цитат Ветхого Завета, которые содержат название «Сион». Кульминацией Декларации является заявление о том, что так как Свидетели Иеговы встали на сторону Бога, то каждый, кто сражается против них, обречён на поражение: «Что касается нас, то мы будем служить Иегове вечно». Если Гитлер и прочёл эту Декларацию лично, результатом, несомненно, должен был быть один из его исторических припадков ярости. Согласно Свидетелям, в одной истории рассказывается о том, что после прочтения Декларации Гитлер воскликнул: «Это отродье будет истреблено в Германии!»[20]
 Если рассматривать сегодня полный текст Декларации от 25 июня 1933 г. и письмо Гитлеру в контексте истории Свидетелей Иеговы в период национал-социализма в Германии и истории их религиозного сопротивления и стойкости во время холокоста, то текст не представляется «антисемитским заявлением» или попыткой «заискивания» перед Гитлером. Эти обвинения, исходящие из современных церковных кругов, являются преднамеренной манипуляцией и фальсификацией истории, что мотивировано, по-видимому, виной церквей в собственной причастности к преследованиям либо безучастности по отношению к ним.
 Во время конгресса 1933 г., и даже позже, правительства, государственные деятели и дипломаты всех стран охотно вели дела с Гитлером, проявляя по отношению к нему уважение и почтение. Даже в 1936 г., когда уже тысячи находились в концентрационных лагерях (со Свидетелями Иеговы в числе первых), международные Олимпийские игры проводились под эмблемой свастики.
 Со светской точки зрения Декларацию возможно полагать абсурдной или нелепой в виду её совершенно нереалистичной оценки политической ситуации. Похоже, что так представляют дело те принадлежащие к церковным кругам критики, которые стремятся обнаружить стратегические промахи сопротивления Свидетелей в том факте, что Общество Сторожевой Башни находилось под американским руководством. Это чисто мирская оценка, которая больше говорит о самих церквях и их внутреннем составе, нежели вносит вклад в поиск истины. Официальные церкви были и остаются настолько прочно интегрированными в политическое и социальное устройство государства, что сами являются неотъемлемой частью светского мира. Как религиозные институты при нацистском правлении, они были неспособны следовать заповедям Библии буквально или побуждать к этому большинство своих членов. Только несколько представителей двух больших церквей, действуя независимо, были исключением из общей массы членов, в целом настроенных коллаборационно или безразлично.

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Мировоззрение Свидетелей Иеговы не подчинялось логике «рационального человеческого ума» — иначе они бы сделали очевидный вывод, что никто не может противостоять диктатуре Гитлера, и что ненасильственное сопротивление со стороны маленькой религиозной группы приведёт к её ликвидации. Именно «логика абсолютной веры» христианской группы библейских фундаменталистов была тем, что сделало возможным их сопротивление верой. Поразительно, что сегодня церкви всех категорий вынуждают религиозную общину выступать с подтверждениями своего сопротивления тех времён, хотя неопровержимые факты доказывают, что эта религиозная группа продемонстрировала уникальную стойкость и вынуждена была пойти на экстраординарные жертвы. Сопротивление Свидетелей Иеговы доказало две вещи: во-первых, размер религиозной группы, сопротивляющейся нацизму, никак не влиял на её итоговый успех или неуспех; и во-вторых, мирное сопротивление в форме отказа от сотрудничества было возможно, но ценой этого часто была собственная жизнь человека. Именно такие ответы следует давать тем более поздним поколениям, которые спрашивают: «Почему вы ничего не сделали?»
 Как показывают публикации последних лет, исследовательская работа по этим забытым жертвам нацистских преследований только началась. Для признанных Протестантской и Католической церквей Германии это означает возобновлённый вызов, касающийся не только их собственных прошлых промахов, но и примирения этих промахов со своим притязанием на роль последователей Иисуса Христа. В волнующих рассказах очевидцев, показанных в документальном видеофильме «Мужество Свидетелей Иеговы перед лицом нацизма» (1996), бросается в глаза следующее: инструкций из центрального управления Общества Сторожевой Башни не было. Все инструкции исходили из Священных Писаний, как Ветхого, так и Нового Заветов.
 Свидетели Иеговы могут по праву заявить о том, что оказали сопротивление «нечестивым». Они соответствовали своим притязаниям на роль истинных последователей Иисуса Христа в буквальном смысле, в то время как две большие церкви Германии потерпели, как сами открыто и признают, ужасный провал. Спустя шесть десятилетий настало время от имени христианства проявлять к ним уважение. Без примера этой христианской группы, непреклонной под гнётом национал-социалистической диктатуры, мы должны были бы — после Освенцима и Холокоста — усомниться в том, возможно ли вообще следовать христианскому учению Иисуса.

10. СНОСКИ

1. Armageddon или Harmageddon: греческий вариант еврейского «Har Meghiddon», гора Мегидде, упоминается в Библии только в одном месте — Откровение 16:15: «И он собрал их на место, называемое по-Еврейски Армагеддон».
2. Bryan Wilson, Sects and Society (London: Heinemann, 1961); Norman Cohn, Das Ringen um das Tausendjährige Reich. Revolutionärer Messianismus im Mittelalter und sein Fortleben in den modernen totalitären Bewegungen (München-Bern: Franke, 1961).
3. Deutscher Zweig e. V., ed., Jahrbuch der Zeugen Jehovas 1974 (Wiesbaden: Wachtturm Bibel und Tractat-Gesellschaft, 1974), 212.
4. Hanns Lilje, Im finstern Tal (Nürnberg: Lätare-Verlag, 1947), 47.
5. Kurt Hutten, Seher, Grübler, Enthusiasten (Stuttgart: Quell-Verlag, 1954), 69.
6. William Kaplan, State and Salvation: The Jehovah’s Witnesses and Their Fight for Civil Rights (Toronto: University of Toronto Press, 1989), 12.
7. John Weiss, Ideology of Death: Why the Holocaust Happened in Germany (Chicago, Ill.: Ivan R. Dee, 1996), 314.
8. Georg Denzler and Volker Fabricius, Die Kirchen im Dritten Reich (Frankfurt: Fischer Taschenbuch Verlag, 1984).
9. Simon Hirt, ed., Das Christliche Deutschland 1933 bis 1945 (Freiburg-Breisgau: Verlag Heider & Co., 1946), 5.
10. Barmen Erklärung (Declaration), 31 May 1934; Denzler and Fabricius, eds., Die Kirchen.
11. Archivbericht No. 7, EK Berlin-Brandenburg, Widerstand in Berlin von 1933–1945, 26.
12. Wolfgang Benz, Widerstand im Nationalsozialismus (Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1994).
13. Martin Niemöller, Ach Gott vom Himmel sieh darein. Sechs Predigten (München Chr. Kaiser Verlag, 1946), 27–28.
14. Benz, Widerstand im Nationalsozialismus, 20.
15. Матф. 4:8,9: «И говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне».
16. Franz Zürcher, Kreuzzug gegen das Christentum (Zürich: Europa Verlag, 1938), 71.
17. Там же, 71.
18. Там же, 185–186.
19. Письмо предоставлено мне его дочерью Аннемари Куссеровой; Franz Kusserow to Dr. Ishording, 3 December 1945, Salzkotten 19.
20. Karl R. A. Wittig, Statutory Declaration, doc. no. 778 / 13 November 1947 by notary Otto Ludwig, Frankfurt am Main (quot. Der Wachtturm, Wiesbaden: Wachtturm Bibel- und Traktat-Gesellschaft, 1 October 1955, 590 f.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий