РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 февраля 2001 г.
Головинский межмуниципальный районный суд г. Москвы
в составе:
председательствующего судьи Прохорычевой Е.И.
народных заседателей Сугян А.Б. и Барковской Т.Н.
с участием прокурора Кондратьевой Т.И.
и адвокатов Крыловой Г.А. и Леонтьева А.Е.
при секретаре Егоровой Т.А., Шилиной А. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-83/2001
по представлению Прокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве и запрете ее деятельности
УСТАНОВИЛ
Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился с представлением
о ликвидации и запрете деятельности религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве,
зарегистрированной Управлением Юстиции г. Москвы 30 декабря 1993 г.
В обоснование представления прокурор ссылается на то, что религиозная община разжигает религиозную рознь путем распространения на территории г. Москвы журналов «Сторожевая башня», «Пробудитесь», писем и другой литературы, выпускаемой данной организацией. Кроме того, религиозная община принуждает к разрушению семьи, посягает на личность, права и свободы граждан, склоняет к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, вовлекает подростков и малолетних детей в деятельность организации.
Представители религиозной общины возражали против представления, ссылаясь на то, что прокурором не представлено никаких фактических данных, на основе которых может быть установлено наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Представление основывается на доктринальной литературе религиозной организации, что представлено суду в качестве доказательств, но не может быть доказательствами каких- либо действий. По существу прокурор просит признать религиозное вероучение Свидетелей Иеговы незаконным в г. Москве, считая приемлемым вероучение православного христианства, но конфессиональные предпочтения и религиозные споры не .являются охраняемым законом интересом в смысле ст. 3 ГПК РСФСР.
3-лицо - представитель Управления юстиции г. Москвы (регистрирующий орган) представление прокурора поддержал.
Суд, выслушав стороны, 3-лицо, свидетелей, экспертов, проверив и обозрев материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего представление подлежащим удовлетворению, считает представление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую .религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать; иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы гражданина могут быть :ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности; здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Этому конституционному положению корреспондируют аналогичные нормы ст. 18 п. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1930 года, ратифицированной ФЗ РФ № 54 ФЗ от 30 марта 1998 года «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод», согласно которой каждый человек имеет право на свободу мыслей, совести и религии: это право включает свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, учении, и отправлении религиозных и ритуальных обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежат лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, или для защиты прав и свободы других граждан.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ст. 14 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются в том числе разжигание религиозной розни; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Как видно из материалов дела религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве была зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы 30 декабря 1993 года за № 432 (том 1-16- 17). Согласно Положения «Общины» - она является добровольным объединением верующих, образованным в целях совместного исповедания и распространения веры Свидетелей Иеговы и с момента регистрации принятого Положения в органах юстиции Община пользуется правами юридического лица. В Положении закреплено, что целью Общины является совместное исповедание и распространение веры, и проведение религиозной деятельности возвещания имени Иеговы Бога. Эта цель осуществляется путем основанного на библии христианского служения как часть поклонения Свидетелей Иеговы, в которое включается: проведение богослужений и обрядов во всех местах, предусмотренных для этого в соответствии с действующим законодательством; проповедь публичная и по домам, осуществление в установленном порядке издательской деятельности, изготовление, приобретение, экспорт, импорт и распространение Библий, другой религиозной литературы и печатных материалов, звукозаписей и видеозаписей религиозного содержания и т.п. Положением установлено, что члены Общины являются совершеннолетними верующими, которые стали Свидетелями Иеговы через свое добровольное посвящение Богу и последующее водное .крещение (том 1-9-11).
Для установления фактических данных по делу были допрошены многочисленные свидетели как в период судебного разбирательства в феврале-марте 1999 года, их показания оглашались в настоящем судебном заседании, также допрошены свидетели в настоящем судебном заседании.
Ссылаясь на резкое изменение семейных взаимоотношений между супругами, приведшее к раздельному проживанию супругов и детей из-за вовлечения детей без согласия второго родителя в деятельность организации, прокурором в качестве доказательства представлено решение Люберецкого городского суда Московской области от 14 апреля 1998 г., по которому несовершеннолетний Никишин Евгений передан на воспитание отцу Савинкину А.П., который обязан не чинить препятствий матери Никишиной Н.В. в общении с сыном. Во встречном иске Никишиной к Савинкину об ограничении его родительских прав и передаче ей сына на воспитание отказано (том I - 238-244).
Свидетель Савинкин АЛ. был допрошен судом в феврале 1999 года и показал, что с Никишиной они проживали совместно, не регистрируя брак с 1988 года по май 1995 год. В 1991 году у Никишиной Н.В. родился от него сын Евгений, он не был записан отцом ребенка. В феврале 1995 года она получила как инвалид детства по зрению квартиру в г. Люберцы Московской области. После этого она вступила в брак со своим братом и в 1995 году он подал заявление об установлении отцовства, т.к. она не давала видеться с сыном. В это же время ему стало известно, что муж Никишиной был записан отцом ребенка в органах ЗАГС, в конце 1995 года было вынесено решение об установлении отцовства, ребенок жил с матерью, а на выходные он забирал его к себе. В 1997 году Никишина Н.В. вступила в религиозную общину «Свидетели Иеговы», у них стали возникать разногласия, она не одевала крест сыну, водила его с собой на собрания и вероучения, препятствовала их общению. Это травмировало психику ребенка. В 1997 году он с сыном отдыхали в Анапе, ночью там была гроза и сын не спал, бормотал «Иеговы, Армагеддон». Позднее он запретил Никишиной Н.В. водить ребенка с собой на собрания и проповеди. В марте 1998 года он не отвез сына к матери, а в апреле 1998 года было вынесено вышеуказанное решение.
Свидетельница Никишина Н.В. показала, что она инвалид по зрению, в 1991 году родила сына от Савинкина, с которым жила вместе до мая 1992 года. Савинкин вел себя агрессивно по отношению к ней, обзывал. Ребенка он не стал на себя регистрировать по экономическим соображениям, чтобы она была одинокой матерью. В 1995 году она получила квартиру и Савинкин приезжал иногда. Когда она сообщила, что у нее есть молодой человек, он избил ее, и преследовал ее. После вступления в брак она получила судебную повестку об установлении отцовства. До марта 1998 года Савинкин всегда брал ребенка на выходные, у них была такая договоренность. С июня 1997 года она начала изучать Библию, Савинкин был категорически против этого, угрожал, что заберет ребенка. Она не видела ребенка два месяца, он не подзывал его к телефону, потом они стали встречаться один раз в неделю. Все это было связано с личной неприязнью Савинкина к общине, поэтому он вел себя агрессивно и давил на нее морально. Ребенок посещал кружки и спортивные секции, она этому не препятствовала. Она вместе с ребенком иногда посещала собрания общины, но редко. Савинкин настраивал против нее директора и родителей школы, писал жалобы на директора, на собрании оскорблял ее и директора, вел себя агрессивно, после чего родители были на ее стороне.
Однако, данное решение определением Верховного Суда РФ от 22 июля 1999 г. было отменено и направлено на новое рассмотрение. В определении отмечено, что то обстоятельство, что Никишина Н.В. является членом религиозного объединения «Религиозная община Свидетели Иеговы г. Люберцы» само по себе не могло быть основанием к передаче ребенка Евгения на воспитание отцу. Названное религиозное объединение зарегистрировано Управлением юстиции администрации Московской области 30 июня 1997 г. (перерегистрировано Министерством юстиции РФ - свидетельство от 29 апреля 1999 г.), у суда не было оснований запрашивать заключение эксперта о целях и сущности указанного объединения. Предметом доказывания по настоящему делу не могла быть сущность религии Свидетелей Иеговы и религиозные убеждения ответчицы. В решении суда отсутствуют конкретные факты, свидетельствующие о том, что Никишина, являясь членом организации «Свидетели Иеговы», наносит вред психическому здоровью и нормальному развитию сына Евгения, и то обстоятельство, что Никишина является членом религиозного объединения, само по себе не могло быть основанием к передаче ребенка на воспитание отцу. Суд при разрешении дела не должен был входить в обсуждение сущности религии Свидетелей Иеговы (том 3-198-204).
Определением Люберецкого суда Московской области от 13 марта 2000 г. между Савинкиным А.П. и Никишиной Н.В. утверждено мировое соглашение, по которому ребенок остался проживать с отцом и определено время нахождения его с матерью в выходные, будние дни и в каникулы (том 3 - 203).
Из изложенного видно, что родители несовершеннолетнего не состояли в браке, прекратили проживать совместно из-за конфликтов еще задолго до того как Никишина Н.В. стала посещать собрания общины Свидетелей Иеговы и стала членом местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Люберцы Московской области, которая зарегистрирована как самостоятельное юридическое лицо (перерегистрировано) 5 мая 1999 года, а представление прокурором внесено о ликвидации религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве.
Свидетельница Буренкова В.С. показала, что ее сын 1971 года рождения через преподавателя МАДИ, где он учился, в 1993 году стал посещать общину Свидетелей Иеговы. После окончания института сын не стал работать по специальности, работал дворником, т.к. хотел стать проповедником. Потом он заполнил анкету и ушел служить в Вефиль в г. Санкт- Петербурге, где с 1995 года стал находиться. В Вефиле сын работает бесплатно, имеет только деньги на проезд. Потом она познакомилась с невестой сына, которая также является членом общины Свидетелей Иеговы и утверждала, что они познали бога и будут любить друг друга всегда. Жена сына с медицинским образованием, но работает в Вефиле не по своему образованию, гладит брюки. Когда у общины был конгресс, сын приезжал и останавливался у нее со своими друзьями, у нее в квартире перебывало много его собратьев и друзей. Она просила его уйти из организации, но сын говорил, что ему там хорошо, утверждал, что православные пьяницы и развратники. Она была на свадьбе сына в Вефиле в 1998 году, было человек 20, которых пригласил сын, был накрыт стол, было шампанское. Сын ей сказал, что это была настоящая христианская свадьба. Сыну в Вефиле платят небольшие деньги, в марте 1998 года он получил 200 руб. Если у них родится ребенок, они будут вынуждены уйти из Вефиля, т.к. с детьми там семьи не живут.
Свидетель Буренков Д.Г. показал, что он крестился в 1994 г. и с 1995 г. является добровольным сотрудником Управленческого центра организации Свидетели Иеговы, это было его желанием. В 1990 году он закончил МАДИ. В Управленческом центре он ответственный за лицензирование, а также является ответственным за безопасность дорожного транспорта. Его родители атеисты, бабушка - староверка и много рассказывала ему о библии. Он всегда размышлял о смысле жизни, многое не понимал в библии. В институте он познакомился с преподавателем, который рассказал ему о боге Иегове. Он стал находить ответы на свои вопросы и в 1994 г. он стал Свидетелем Иеговы. Его жизнь улучшилась: находясь в Вефиле, он ведет осознанный образ жизни. Мама к этому относится спокойно, но определенный конфликт с родителями есть. 3-4 раза в год он приезжает к родителями, помогает им по даче. Учение Свидетелей Иеговы основано на библии. Они с женой живут в Вефиле в однокомнатной квартире со всеми удобствами, у них столовая, трехразовое питание, есть прачечная, парикмахерская, сауна, спортивные секции. В марте 1998 г. у него в Вефиле была свадьба, куда приезжала мама, которой свадьба понравилась. Ранее в семье мама принимала решение, где ему работать, учиться. После окончания института он проработал электриком, а потом - дворником. Работая дворником, он получал больше, чем его друзья по институту; которые работают по специальности. Он с женой познакомился в 1995 г., она имеет высшее образование, ее отец был против их религии. Но сейчас они общаются с ними и никаких вопросов о религии не ставится. Они ходят в театр. На проповедническое служение у него уходит 8-9 часов в неделю. С отцом у него хорошие отношения, а мама не принимает его веры, у нее большой негатив к этому, она написала заявление в прокуратуру, говорит, что ей будут платить за то, что его у нее отобрали. Он заполняет отчет о проповедническом служении, ему приятно знать сколько он проповедует.
В судебном заседании стороны подтвердили, что после марта 1999 года у сына свидетельницы Буренковой В.С. родился ребенок и супруги в настоящее время в Вефиле не живут.
Свидетель Лосев А.А. показал,, что его сын попал в общину в 1995 году, когда ему было 24 года. Сын закончил с отличием военное училище, но после общения с членами общины он изменился. В 1995 году сын вступил в брак, и они видятся 1-2 раза в год, а сестру сын не видел четыре года. Сын снимает квартиру с женой, он бросил работу в армии, работает в фирме, которая занимается внутренней отделкой офисов и квартир. В 1998 году у них родился сын, с женой сына он не видится. Община не поощряет работу по специальности. То, что сын в общине для них с женой трагедия. Основной упор в общине делается на служении Свидетеля Иегове. Они хотели видеть сына военным. Сын мог выбрать другой путь, свой выбор он сделал добровольно.
Свидетель Лосев А.А. показал, что его отец Лосев А.А. отличается нетерпимостью к личности. Отец мог всегда выразить свое отношение к его друзьям и девушке, с которыми он общался. Также отец относился к маме и сестре, ставил их в зависимость в деньгах, унижал их. Сестру он доводил до истерики, если она не вымыла посуду. Когда он стал изучить библию со Свидетелями Иеговы, отец этому противодействовал: его друзьям и девушке он стал говорить о его психическом отклонении, что он неряха. Отцу не понравился его выбор супруги, и он стал звонить жене на работу, ее начальнику, потом стал писать в газеты про их супружескую жизнь. Приходил на квартиру, где они жили, и во всю дверь рисовал крест. Поэтому сейчас он не говорит где живет, но мама и сестра знают где он живет, у них есть номер телефона, пейджера. Однажды отец приехал на собрание общины и бросил взрыв- пакет, он это видел. С мамой он встречается когда нет отца, она сама об этом его просила, т.к. будет скандал. Он приглашал сестру в театр, но она боится отца. Крещение он принял в 1996 году. Жена также является членом общины. Он оставил военную службу и работает в фирме по изготовлению на компьютере чертежей подвесных потолков. В общине он возвещатель, руководит книгоизучением, которое проводится один раз в неделю и на нем присутствует 10- 12 человек. На все это у него уходит в неделю 5-10 часов, жена проповедует по мере возможности. Он предлагал помогать материально маме, но она отказывается. Сначала мама поддерживала отца, а сейчас поняла, что они живут хорошо. Отец его выбор не одобряет, и с сего женой он не общается. С праздниками он маму не поздравляет, он ей это объяснил и она сказал, что это его право. Подарки маме он делает в другое время.
Свидетель Журавлев Ю.А. показал, что община способствуют разрушению семейных отношений и пояснил, что по его инициативе был расторгнут брак с женой в 1991 г., когда она еще не была членом общины. От брака у них дочь 1978 года рождения и сын 1986 года рождения. В 1994 году дочь подписана удостоверение «никакой крови», когда ей было 16 лет, сын был против этой организации. Потом он увидел литературу общины и представил, что его дочь будет радоваться, когда он будет «гореть в огне». С дочерью у него холодные отношения. А сын с апреля 1998 года стал проживать с ним, т.к. хотел уйти от мамы. Дочь учится в педагогическом институте на 4 курсе и звонит ему, когда ей нужны деньги. Жена работала зам. директора в школе, но т.к. она стала проповедовать в школе, то она из школы ушла. Дочь ходила на собрания общины, когда ей было меньше 15 лет.
Свидетельница Журавлева Н.Ю. 1978 г.р. показала, что она начала изучать библию в 1992 году, в 1994 г. она стала крещеным возвещателем, а членом общины она стала в 18 лет. В 1998 году после окончания колледжа она поступила в педагогический университет. Также она ходила на, курсы английского языка и компьютера. Дополнительное образование оплачивала мама Она много времени проводит со знакомыми соверующими: они ходят в театры , на пикники С сокурсниками по институту у нее хорошие отношения. Родители развелись, т.к. у папы была другая женщина, сотрудница по работе, она приходила к ним домой, звонила ей, рассказывала маме об их отношениях, но сейчас они не вместе. Брат живет год с отцом и приходит к ним один раз в неделю Мама стала изучать библию с 1992 года. Мама работает в фирме менеджером, она в школе никому не навязывала свое учение. Они не отмечают традиционные праздники, но у них есть свои праздники, она проповедует 5 часов в неделю.
Свидетель Слободенюк Ю.Ф. показал, что его жена и ее мать семь лет назад стали изучать библию по книгам Свидетелей Иеговы. Он сам был на конгрессах, посещал собрания Свидетелей Иеговы, параллельно он начал изучать другую литературу и выразил свое мнение как противник данной религии. Он до 1997 года общался с членами Свидетелей Иеговы, но всегда утверждал и говорил о своей позиции. В 1995 году из-за конфликтов жена сначала от него ушла, но потом вернулась. В 1996-1997 г.г. дети в тайне от него посещали собрания, ходили на проповеди, стали возникать конфликты. Летом 1998 года жена подала на развод, в исковом заявлении она написала, что у него есть женщина, в октябре 1998 года брак был расторгнут. В настоящее время по мировому соглашению с женой с ним проживает старший сын, а остальные трое детей живут с ней. Жена прошла крещение в 1992 году, а дети не крещенные. Жена работает продавцом цветов в Медведково, он работает в союзе ветеранов Афганистана, занимается карго-перевозками грузов. Он платит алименты в размере 1\2 части от заработка. Дети ему говорили, что на собрании, которое проходит 2-3 часа, скучно и непонятно, мать и бабушка заставляли детей заниматься проповедями.
Свидетельница Слободенюк Е.Л. показала, что она состояла в браке со Слободенюком Ю.Ф. с 1982 года, от брака у них четверо детей 15,12,10 и 7 лет. Старший сын живет с отцом. Когда в 1993 году они получили 4-х-комнатную квартиру, отношения супругов изменились, как будто мужу была нужна лишь квартира. Он занял большую комнату, стал жить отдельно, готовил себе есть, не допускать ее до себя. У него была своя стиральная машина, гладильная доска, утюг. Он перестал о них материально заботиться, и она была вынуждена просить продукты у своей мамы или соверующих. Она начала изучать библию в 1992 году, а приняла крещение в 1993 г. Муж для нее был авторитетом и он дал согласие на изучение ею библии. Потом ей пришлось устроиться на работу в магазин цветов в 1996 году, она закончила курсы. Тогда в доме участились скандалы, муж понял, что она уходит из-под его контроля в материальном плане. Она уезжала с детьми к маме из-за скандалов. В апреле 1997 года, приехав из командировки, муж сказал, что хочет расторгнуть брак, сказал об этом детям и спросил детей с кем они хотят остаться. Трое детей остались с ней. Тогда он стал собирать на нее компрометирующий материал. В декабре 1998 года она видела мужа с другой женщиной, дети также знали о ней. Когда она проповедует, дети остаются с бабушкой и дедушкой В 1998 году муж врезал в квартиру новый замок, когда она жила у мамы, и ей пришлось вселяться через суд в 1998 году. Причиной расторжения брака было то, что у мужа появилась другая женщина Она больше внимания уделяет детям, чем религии. У нее есть карточка на запрет переливания крови, у детей такой карточки не было и нет. Она Новый год не празднует, но дети остались с отцом и праздновали новин год. Подарки детям она делает и без праздников.
В деле имеется копия решения Бабушкинского м/м суда от 7 декабря 1998 г о расторжении брака между Слободенюк Е.Л. (истица) и Слободенюком Ю.Ф. (ответчик). Ответчик возражал против расторжения брака в интересах детей. Истица настаивала на разводе, ссылаясь на то, что муж ей угрожал, ранее применил в отношении нее физическую силу (том 2 -273). По решению того же суда от 7 декабря 1998 г. был удовлетворен иск истицы о вселении ее с двумя детьми в 4-х-комнатную квартиру. Ответчика обязали не чинить препятствий в их проживании по месту регистрации (том 2 - 274).
Свидетельница Иванова С.А. показала, что ее сын в 1988 году вернулся из армии, в 1993 году окончил институт, в 1994 г. попал в организацию Свидетелей Иеговы, куда его привела девушка, с которой он работал. Тогда ему было 28 лет. Сына учили проповедовать. Он стал работать с неполным рабочим днем, т.к. на проповеди уходило много времени. Сын похудел на 15 кг, она обратилась к старейшине за помощью, но сына отправили в Вефиль. Затем сын пришел совершенно в невменяемом состоянии, они положили его в 1996 г. в психиатрическую больницу, после чего он получил II группу инвалидности. У сына потеря памяти, отсутствие мышления, он не идет на диалог, пребывание в организации усугубило состояние сына. В 1998 году сын также лежал в психиатрической больнице им. Алексеева, состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Теперь он не посещает организацию Свидетелей Иеговы.
В деле имеется копия акта судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы на Иванова А.В. 1967 года рождения. Комиссия пришла к выводу, что Иванов А.В. не может по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. Развитие у него психического заболевания не находится в прямой причинно-следственной связи с деятельностью религиозной организации Свидетели Иеговы (том 2 - 336-348).
Свидетель Бакаев Е.Г. показал, что сестра его жены в 1986 году вступила в организацию Свидетелей Иеговы. Потом он стал замечать странности в поведении жены и увез ее в г. Королев. Жена стала проповедовать там и практически не работала, она с сыном читали журналы «Сторожевая Башня» и другие. Он посещал конгресс, разговаривал с иностранными миссионерами, пытался понять их учение, убеждал жену, что это не то, что ей нужно. Тогда у них с женой начались проблемы, в 1995 году жена и ее сестра увезли сына в Германию. В 1997 года жена подала на развод. Сын вместе с ней посещает собрания, проповеди, сын с ним не откровенен, он не справляет праздники. Они живут все вместе, с него взыскивают на содержание сына алименты по решению суда. Сын хочет остаться жить с мамой. До 1993 года жена посещала собрания в Москве, а затем в г. Королеве.
Свидетельница Землянская Р.А. показала, что они с мужем до его вступления в организацию Свидетелей Иеговы прожили вместе 28 лет, он работает преподавателем в МАДИ. В 1993 г. он сказал, что хочет изучать библию. В 1993 г. ей сделали операцию и нужна была кровь. Муж отказался сдать свою кровь в банк данных. После операции ей была нужна помощь, но муж все чаще стал уходить из дома на собрания, стал активно проповедовать. С собраний он приходил возбужденным, говорил об Армагеддоне, что спасутся только Свидетели Иеговы. Говорил он цитатами из библии. Муж сжег свой партийный билет, сжег книги Меня и другие книги, которые считал сатанинскими, высказывал негативное отношение к православной церкви. Когда она ему говорила, что он попал в секту, это его оскорбляло. Она пыталась понять их учение: ходила на собрания, в теократическую школу. В 1994 г. он хотел пожертвовать свои отпускные деньги в организацию, но она поговорила с ним, и он этого делать не стал. Также он согласился с ней, когда она отказалась использовать квартиру под собрания. Сейчас в квартире они живут как соседи, муж занимает отдельную комнату после смерти отца. При похоронах отца он отказывался войти в церковь. На работе мужу говорили, чтобы он не распространял литературу Свидетелей Иеговы Муж был членом партии и когда начались статьи в газетах о коммунистах, он почувствовал себя ответственным за то, что коммунисты уничтожили церковь. Он жертвовал на восстановление храмов. Ограниченность мужа выражается в том, что он не празднует праздников, не участвует в голосовании, проповедует.
Свидетель Мальцев Г.Ю. показал, что его жена была вовлечена в организацию Свидетелей Иеговы еще в 1987 г., когда у них родился первый сын. В 1990 г. воспитательница детского сада обратилась к нему с просьбой, чтобы жена прекратила распространять литературу: «Сторожевая башня», «Пробудитесь» Тогда семья была на грани распада, но в 1993 году у них родился второй сын и отношения стабилизировались. Жена избирательно водит детей на определенные мероприятия и состоит в общине Свидетелей Иеговы. Со слов старшего сына летом 1998 года он имел опыт проповеднического служения в Киеве у бабушки. За женой закреплена определенная территория в районе. Однажды он видел сына с женой на улице, когда они подходили к людям. Он пытался пригласить старшего сына в православную церковь, но он отказался. Он потерял авторитет перед детьми. Младший сын участвует в библейских сюжетах, спектаклях, готовит костюмы и ему это нравится. Дети также ходят в театр, цирк Старший сын посещает 4 класс по классу скрипки. Вопрос о переливании крови они с женой не обсуждали. На организацию Свидетелей Иеговы дети тратят по 3-4 часа в неделю, они восприняли доктрину Свидетелей Иеговы. Жена тратит на проповеди по 2-2,5 часа в день, но она готовит и убирает, хорошая хозяйка. Они не отмечают праздники, и в этом году он елку не ставил.
Свидетельница Зубарева И.И. показала, что ее сын 22 лет с течение пяти дет солями в организации Свидетелей Иеговы. У нее трое детей и младшие дети 13 и 14 лет также посещают эту организацию с ее разрешения Она сама не является членом этой организации. Старший сын заканчивает институт международных отношений. Сначала муж не понимал выбора старшего сына, а сейчас благоприятно к этому относится. Старший сын крещенный, а младшие только посещают собрания. Дети стали лучше учиться, с ними стало меньше проблем, у них нет конфликтом в школе, учитель знает, что они ходят в организацию Свидетелей Иеговы. Дочь занимается музыкой но классу фортепьяно, средний сын занимается парусным спортом, старший сын также занимается спортом. Он встречается с девушкой, которая также посещает организацию Свидетелей Иеговы, ее мать - Свидетель Иеговы. У старшего сына есть карточка об отказе от переливания крови и в этом она его поддерживает.
Свидетель Проценко Д.Ю. показал, что член общины Свидетелей Иеговы с 1993 года и член комитета по связям с больницами. Они помогают в получении информации из последних медицинских изданий о методах лечения без применения переливания крови. Он сам в 1992 году закончил медицинский институт, в 1994 г. - аспирантуру, а в 1996 г. защитил кандидатскую диссертацию. Жена его также Свидетель Иеговы, родители - нет Они создали фонд помощи, из которого они могут передать лекарства, если это необходимо Для заполнения карточки на ребенка «никакой крови» необходимо, чтобы были подписи обеих родителей.
Также были допрошены свидетели Калин В.М., Левицкий С.В. и Сивульский Я.П., которые являются членами религиозной организации Свидетелей Иеговы на протяжении нескольких десятков лет, их родители также являлись членами данной организации.
Свидетель Калин В.М. (52 года) показал, что он не смог получить высшее образование, т.к. придерживался веры Свидетелей Иеговы, дважды поступал в институт. Его дети и внуки тоже Свидетели Иеговы. Он крестился в 18 лет, имеет трудовой стаж в 30 лет. В 50-е и 60-ые годы было много уголовных процессов против членов организации Свидетелей Иеговы, проводились обыски, изымалась библия. Религия Свидетелей Иеговы дает им возможность иметь крепкие семьи. Каждый человек может стать Свидетелем Иеговы и свободно выйти из организации. В настоящее время он живет с женой в Вефиле, который они могут покинуть в любое время. Рабочий день в Вефиле длится 8 часов. У них также есть квартира в Иркутске, где живет сын со своей семьей. Их семья, как члены организации Свидетелей Иеговы, в 50-ые годы по Указу государства была сослана. Они жили с людьми, которые были сосланы за различные религиозные взгляды. Были репрессированы баптисты , субботники и другие. В судебном заседании обозревалось свидетельство о реабилитации Калина В.М. от 10.10.1994 г. за № 183113.
Свидетель Левицкий С.В. показал, что стал Свидетелем Иеговы после возвращения с фронта и когда стал изучать библию в 50-ые годы. В 1953 году он крестился. В 1957 году он был арестован и осужден за религиозные убеждения сроком на 10 лет с конфискацией имущества. В 1960 году ему снизили наказание, которое он отбывал в Мордовии, и освободили. После этого он приехал в Москву, где занимался распространением литературы Свидетелей Иеговы. В 1980 году он был вновь арестован и привлечен к уголовной ответственности по ст. 162 ч. 2 УК РСФСР и осужден на 4 года лишения свободы (том 2 - 219), отбывал наказание в Сибири на лесоповале. При отбытии наказания он проповедовал. Освободился в 1983 году и поступил на работу в трамвайное депо. Он до сих пор является членом организации Свидетелей Иеговы, старейшина собрания в Москве у метро «Пражская». Он ведет собрание, следит за порядком, проповедует по мере своих сил и возможностей На собрании бывает от 180 до 220 чел., на собрание приходят дети с родителями. Он составляет отчет о проповедническом служении, но никаких норма-часов у него нет. В Вефиле он никогда не работал, был там один раз. Жена его также Свидетель Иеговы, а сын - нет. Но у них с сыном проблем нет. До того как стать Свидетелем Иеговы, он был католиком. По первой судимости он был реабилитирован. Ом имеет медаль за отвагу, орден ВОВ II степени и другие награды. Свидетели Иеговы не воевали во время второй мировой войны.
В деле имеется справка № 3739-92 от 13.10.1992 г. о реабилитации Левицкого С.В. на основании ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. (том 2 -218).
Свидетель Сивульский Я.П. показал, что он старейшина московской общины, его родители были Свидетелями Иеговы. Его родители живут на Северном Кавказе, они были репрессированы, а затем от: были реабилитированы В 1987 году он отказался по призыву идти в армию и его посадили на 1 год и 6 месяцев по приговору в г. Риге, где он жил тогда. Потом он вернулся к родителям, в 1991 году женился, жена тоже Свидетель Иеговы с детства. В 1993 году они получили приглашение жить в Вефиле, а до этого жили в Кисловодске у мамы жены. Сейчас в Вефиле он работает в комитете по связи с общественностью, они разговаривают с прессой, ходят на конгрессы, обсуждают проблемы. Карточка «никакой крови» заполняется на ребенка при согласии обоих родителей.
Как видно из материалов дела, согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 года были сняты ограничения по спецпоселению и освобождены из-под административного надзора органов охраны общественного порядка участники сект «свидетели Иеговы», «истинно-православные христиане», «иннокентьевцы», «адвентисты- реформисты» и члены их семей, направленных на спецпоселение в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1952 года и по специальным постановлениям Сомина СССР (том 2 - 269).
Вышеуказанные свидетели были допрошены в судебном заседании в феврале-марте 1999 года.
Однако их показания не дают никаких фактических данных, на основе которых можно прийти к выводу о том, что религиозная община умышленно разжигает религиозную рознь, принуждает к разрушению семьи, посягает на личность, права и свободы граждан, склоняет к самоубийству или к отказу от оказания медицинской помощи. Данные свидетельские показания лишь характеризует отношения близких людей, когда кто-либо из членов семьи становится Свидетелем Иеговы, а для его родственников это неприемлемо. В распавшихся семьях в спорах о воспитании детей родители, придерживающие традиционных взглядов, пытались использовать как аргумент иное вероисповедание бывших супругов. А как таковое, ознакомление детей с религиозными взглядами родителя не противоречит их интересам.
В настоящем судебном заседании также были допрошены свидетели, заявленные прокурором и религиозной общиной Свидетелей Иеговы.
Свидетели Васильев С.В. и Марченко О.Н., Дубовинский показали, что они являются уже длительное время членами общины Свидетели Иеговы и обеспокоены тем, что их организация в г. Москве будет ликвидирована. Рассказали об организации, формах и методах ее работы.
Свидетель Ханин А.А., член организации, 26 лет, показал, что впервые стал интересоваться богом, кода умерла бабушка, а когда умер отец он в 19 лет стал посещать церковь и читать литературу. В христианском храме многое не понимал. Длительное время он занимался спортом, встречался со многими людьми, которые носили кресты, но он знал, что они входят в криминальные структуры. Также он видел как многие священники неуважительно относились к окружающим. Потом он познакомился со Свидетелями Иеговы и стал изучать библию. Летом 1995 года он крестился. В феврале 1999 г. он был лишен общения, т к совершил серьезный грех - блуд. Впоследствии через год и два месяца он был восстановлен в организации.
Свидетель Рассказов А.М. показал, что он не работает, входит в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий при церкви памяти АС. Хомякова. Он общался со Свидетелями Иеговы. Для них важнее журналы и книги, которые выпускает организация, полное проповедническое служение, а не библия Цель организации - отделить членов организации от общества, стимулируют страх перед концом света, вовлекают несовершеннолетних путем разговоров. Сам он - приверженец православной церкви - посещает богослужения 1 раз в неделю, читает молитвы, изучает библию, церковные предания. Рассказов А М подтвердил, что он пришел на конгресс Свидетелей Иеговы в июле 1998 г. в православной церковной одежде, где стал раздавать листовки по доктрине Свидетелей Иеговы, что их учение не соответствует библии.
Свидетель Троицкий В.А. показал, что он был в организации Свидетелей Иеговы в период с 1992 по 1997 г.г. Он считает, что члены этой организации обмануты. Организация призывает не читать литературу, которая отрицает Свидетелей Иеговы. У них пренебрежительное отношение к образованию, образование только в службе Свидетелю Иеговы. Организация против других религий. Есть случаи, когда муж категорически против того, чтобы жена водила на собрания ребенка, тогда жена скрывает от него, что ходит на собрания. Однако, конкретных фактов данных обстоятельств свидетель не привел. Свидетель показал, что в организации нет обязательного присутствия на собрании. За неделю проходит 6 встреч, но можно ходить на любые: доклад, изучение Он не был лишен общения в организации и вышел из нее добровольно.
Свидетельница Панина Т.Ю. показала, что в 1998 году к ней пришли домой члены организации Свидетелей Иеговы и предложили ей изучать библию. Ей продали удобное издание библии Также ей давали журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь». Потом ее пригласили на собрание Детям было 6 и 9 лет. Когда ходила на собрания, детей оставляла одних. Члены общины ей говорили, что семья подождет, что нужно проповедовать У нее стали возникать с мужем проблемы, ей даже стало все равно, когда муж заговорил о разводе. Так продолжалось три месяца. Потом они с мужем сходили в церковь, после чего она добровольно ушла из организации, не стала посещать собраний. Она считает эту организацию утопией. Организация Свидетели Иеговы ей помогла, т.к. она поняла, что следует посещать христианскую церковь.
Свидетель Козлов А Ю. показал, что ему было 15 лет, когда к ним домой пришли члены организации Свидетели Иеговы и предложили изучать библию. Это было в 1996 г. он учился колледже, где работала гардеробщицей одна женщина и она была Свидетелем Иеговы. Он стал пропускать учебу, а затем не стал учиться, ходил на собрания в г. Зеленограде тайком от родителей один раз в неделю. Три года назад его мама познакомила с Олегом Стиняевым, после разговора с которым он понял, что ошибался и для него это было шоком В настоящее время он приверженец православной церкви, прошел чин присоединения. В 15 лет он не понимал необходимости в образовании, а настоящее время учиться в другом учебном учреждении, куда поступил в марте 2000 г.
Вышеизложенные показания также не дают фактических данных о том, что религиозная община умышленно разжигает религиозную рознь, принуждает к разрушению семьи, посягает на личность, права к свободы граждан, склоняет к самоубийству или к отказу от оказания медицинской помощи.
В судебном заседании был допрошен свидетель Одинцов М.И., начальник отдела по религиозным и национальным вопросам Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, доктор исторических наук, профессор, член экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. Он показал, что организация Свидетелей Иеговы существует на территории России на протяжении века и все это время у нее были и есть трудности в реализации своего права на законное существование. Он участвовал в экспертном Совете при Минюсте РФ, они исследовали литературу и издания Свидетелей Иеговы в течение нескольких заседаний, затребовали ряд документов, которые были предоставлены Свидетелями Иеговы и иными организациями. В состав Совета входили социологи, политологи, историки, религоведы, этнографы, правоведы. Они пришли к выводу, что это религиозная организация, и не нашли в издаваемой ими литературе каких-либо призывов к нарушению законов.
Показания других свидетелей, допрошенных в феврале-марте 1999 г., и свидетелей, которые были допрошены в настоящем судебном заседании, не имеют существенного значения, а в основном отражают их точку зрения к религиозной общине Свидетелей Иеговы, никаких фактических данных в подтверждение представления они суду не сообщили.
Обращаясь с данным представлением в апреле 1998 г., прокурор ссылался на экспертные заключения по содержанию вероучения и практике деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы», сотрудников Института развития личности Российской академии образовании Галицкой И.А. и Метлика И.В., письмо доктора медицинских наук Кондратьева Ф.В., экспертное заключение доктора философских наук, профессора кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Овсиенко Ф.Г., которые были даны в ходе расследования уголовного дела по факту противоправной деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы» в г. Москве. Как видно из материалов гражданского дела 13 апреля 1998 г. было вынесено четвертое постановление следователем по ОВД прокуратуры САО г. Москвы о прекращении уголовного дела по факту противоправной деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы» в г. Москве в связи с отсутствием в их действиях конкретных составов преступления.
Однако, в материалах уголовного дела имелось как экспертное заключение Овсиенко Ф.Г. (копия имеется и материалах гражданского дела), который установил, что в представленной на экспертизу литературе религиозной организации содержатся взгляды, идеи, которые подрывают уважение к иным религиям, возбуждают чувство неприязни к ним, к гражданам, исповедующим католицизм, православие, протестантизм, буддизм, ислам и другие религии; эти взгляды и идеи возбуждают религиозную вражду и рознь, а проповедуемые членами организации взгляды могут привести к конкретным негативным действиям против определенных социальных групп населения, а именно к формированию враждебного отношения к гражданам, не принадлежащим к этой организации; к разжиганию розни и вражды в отношении лиц иного вероисповедания; к психическому насилию в отношении вовлекаемых в общину верующих, особенно молодежи; к формированию агрессивного отношения к носителям традиционного национального образа жизни.
Также имеется копия экспертного заключения Гордиенко И.С., доктора философских наук, профессора кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Он в своих выводах установил, что в представленной литературе религиозной организации не имеется взглядов и идей, которые возбуждают религиозную вражду или рознь, в ней не содержится пропаганды неполноценности граждан по признаку их отношения к религии или противоправных призывов, направленных против иных религий и их представителей. Взгляды, проповедуемые членами религиозной организации исключают какие-либо аморальные, противоправные и тем более насильственные действия против любых социальных групп. В публикациях и выступлениях организации не содержится призывов к борьбе с существующим государственным строем. Копии данных заключений имеются в материалах гражданского дела.
Принимая во внимание, что данные экспертные заключения были проведены в рамках уголовного дела, а также с учетом ходатайства прокурора, определением суда от 12 марта 1999 года по делу была назначена комплексная экспертиза с привлечением конкретных специалистов: религоведов, лингвиста, психолога, литературоведа, которые были предложены сторонами (3 эксперта со стороны прокурора, 2 эксперта со стороны религиозной общины).
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Содержатся ли в литературе и документах Свидетелей Иеговы признаки а) разжигания религиозной розни (подрыв уважения и неприязнь к другим религиям), б) принуждения к разрушению семьи, в) посягательства на личность, права и свободы граждан (выдержки из текстов литературы и документов, литература и документы прилагаются).
2. Являются ли подлежащие исследованию тексты литературы и документов Свидетелей Иеговы изложением, которое обычно используется в вероисповедании.
В силу ст. 74 ГПК РСФСР если эксперты придут к общему выводу, они все подписывают одно заключение. Эксперты, которые не согласны с другими экспертами, составляют отдельное заключение.
В октябре 2000 г. четверо экспертов из пяти представили комплексное экспертное заключение, а именно: Белянин В.П. - доктор философских наук, профессор кафедры психолингвистики МГЛУ, Громыко М.М. - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, Леонтьев Д.А. - доктор психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. Ломоносова, Небольсин С.А. - кандидат филологических наук, заведующий сектором художественных взаимодействий отдела теории и методологии литературоведения и искусствознания.
Эксперт Иваненко С.И., религовед, кандидат философских наук, консультант отдела социальной политики - информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации, составил отдельное заключение.
Согласно выводов комплексного экспертного заключения 4-х экспертов (на 15 листах) в текстах литературы религиозной общины присутствует такой признак разжигания религиозной розни, как подрыв уважения и активное формирование неприязни к другим религиям (в особенности христианству); в текстах данной литературы отсутствует прямое принуждение к разрушению семьи, но осуществляется и предлагается к осуществлению на практике прямое психологическое давление, чреватое разрушению семей; в литературе и документах общины содержатся признаки посягательства на такие права и свободы граждан, как право на жизнь и медицинское обслуживание и право на отдых, а также на свободу распоряжаться своим временем; подвергнутые исследованию тексты по ряду существенных признаков отличаются от изложения, которые обычно используется в несектантском вероисповедании (в традиционных религиях)- (том 3 - 2-17).
Эксперт Иваненко С.И. в своем заключении (на 139 листах) пришел к противоположным выводам: в литературе н документах Свидетелей Иеговы не содержится признаков разжигания религиозной розни (подрыв уважения и неприязнь к другим религиям), принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан; подлежащие исследованию тексты литературы и документов Свидетелей Иеговы являются изложением, которое обычно используется в вероисповедании (том 3 -18-153).
При этом следует отметить, что лишь эксперт Иваненко С.И. подтвердил, что ему приходилось видеть, как Свидетели Иеговы в разных странах проводят свою проповедническую деятельность. Эта религиозная организация общественно не опасна. Он показал, что каких-либо фактов умышленного разжигания религиозной розни, призывов к дискриминации, вражде или насилию по отношению последователей других религий в литературе Свидетелей Иеговы не содержится. В изданиях Свидетелей Иеговы речь идет об истинности учения Свидетелей Иеговы и ложности учений других религий. В их публикациях отсутствует признаки разжигания религиозной розни (подрыв уважения и неприязнь к другим религиям). Свидетели Иеговы в своей литературе отмечают значимость принципов свободы совести, воспитывают у членов своей организации уважение к религиозным убеждениям других людей, отмечают недопустимость оскорбления религиозных чувств инаковерующих, в том числе во время проповеднического служения. В изданиях содержится богословская полемика с теми положениями других религий, которые, по мнению Свидетелей Иеговы, не соответствуют библейским принципам. Вместе с тем, эта полемика не направлена на подрыв уважения и возбуждения неприязни к последователям других религий и конкретным религиозным организациям. В литературе Свидетелей Иеговы излагаются библейские принципы семейной жизни, воспитания детей и урегулирования конфликтов между супругами. Свидетели Иеговы категорически выступают против самоубийств и считают важным получение качественной медицинской помощи. Отказ верующих от переливания крови основан на присущем им понимании библии и библейского принципа «воздерживаться от крови» и не имеет ничего общего с отказом по религиозным мотивам от медицинской помощи. Изучение документов и литературы религиозной организации Свидетелей Иеговы не дает никаких оснований для обвинений в их адрес на посягательство на личность, права и свободы граждан. Издаваемая Свидетелями Иеговы литература представляет собой комментарий к библейским текстам, в них содержатся оценки тех или иных событий с точки зрения библейских принципов, как их понимают Свидетели Иеговы. Поэтому литература Свидетелей Иеговы излагает характерные для этой религиозной организации взгляды, которые в том или ином виде представлены и в религиозной литературе различных христианских, главным образом, протестантских конфессий, признающих авторитет библии, каждая из которых имеет собственную богословскую традицию истолкования библейских текстов и пророчеств. В подборке цитат из литературы и документов Свидетелей Иеговы, представленных прокурором, игнорируется то обстоятельство, что речь идет о библейской литературе, т.е. изданиях, посвященных изложению разъяснения и комментированию определенных библейских текстов. В результате в указанной подборке цитат допущено существенное искажение подлинного смысла тех отрывков из изданий и документов религиозной организации Свидетелей Иеговы, которые .включены прокурором в подборку цитат. На самом деле цитаты, на которые ссылается прокурор в своем представлении, в своем полном виде являются комментариями к тем или иным библейским текстам. В приложении № 2 своего заключения эксперт Иваненко С.И. дает подробное сопоставление подборки цитат из литературы и документов религиозной организации Свидетелей Иеговы, представленной прокурором, и соответствующих мест из изданий Свидетелей Иеговы (том 3 - 83-153).
Четверо экспертов в судебном заседании сослались на то, что «лингвистический, психолингвистический и литературоведческий анализ текстов общества Свидетелей Иеговы позволяет рассмотреть их информационный, идейно-дидактический, дисциплинарно- предписательный и суггестивно-мотивирующий акспекты как целенаправленное, планомерно проводимое внушение им определенного и единообразного набора настроений и предрасположении. Они отмечают назидательность текстов Свидетелей Иеговы. В литературе Свидетелей Иеговы преобладает тематика уничтожения неверных людей волей и силами Иеговы и спасения лишь тех, кто благодаря присоединения к ним избежит тяжелых бедствий, мучений и гибели. Это формирует настрой, зловещие оттенки которого усугублены многократными описаниями человеческих бедствий вообще - бывших, нынешних и будущих. Этот мотив ориентирует сознание воспринимающего на близкое к гипнотическому оцепенению перед фатальным ходом событий, подготавливает сознание к деятельности в режиме катастрофически-военного, осадного, дисциплинарно-организационного сопротивления и наступления.
Однако, ни один из экспертов, в том числе эксперт (психолог) Леонтьев Д.А. не смогли пояснить суду на основании каких объективных данных, исследований они пришли к данному выводу о воздействии литературы Свидетелей Иеговы на восприятие людей.
Далее, в заключении эксперты пришли к выводу о том, что эмоционально-смысловая доминанта текстов Свидетелей Иеговы образует насыщенность лексикой «печального» и «темного» настроя. Автоматический обсчет с помощью экспертной компьютерной психолингвистической программы ВААЛ показал в соотношении: «светлая» лексика составляет в текстах 22 %. «Печальная» и «темная» лексика - 22 %, что является критической величиной, строит контекст всей печатной продукции свидетелей Иеговы как депрессивный, внушающий представление о мире как античеловечной системе вещей, нагнетающий тревогу, страх, подозрительность и озлобление. Восприятие текстов Свидетелей Иеговы в целом обеспечивает формирование в их аудиториях настроения беспомощно-пассивного ожидания спасительных инструкций; готовности к нервозно-взвинченному опознанию в мире и людях своих заведомых врагов с расположенностью к агрессивно-озлобленному противостоянию им.
Однако, методы исследования, которые использовались экспертами для оценки текстов Свидетелей Иеговы, не указаны. Эксперт Белянин В.П. в судебном заседании подтвердил, что он не делал сравнительного анализа и это его впечатление. Также он пояснил, что при определении соотношения «темной» и «светлой» лексики, остальные 56 % текстов Свидетелей Иеговы следует отнести к нормальному восприятию без каких-либо отклонений. Но и данный вывод основан лишь на изучаемой литературе религиозной общины, действительное воздействие текстов Свидетелей Иеговы не подтверждено никакими исследованиями по их восприятию на активистов общества Свидетелей Иеговы, вовлеченных в общество Свидетелей Иеговы и лиц, подлежащих вовлечению в это общество. Об указанном круге лиц говорят в заключении эксперты (том 3 - 4). Эксперты подтвердили, что никого из указанного круга лиц они не исследовали.
Эксперт Небольсин С.А. показал, что Свидетели Иеговы не призывают к войнам, но они привлекают к ответственности христианство за кровопролитные войны. В текстах литературы Свидетелей Иеговы нет прямого принуждения к разрушению семьи, но в материалах дела он видел косвенные факты этого: если ребенок покинул семью и происходит столкновение отца и матери, то это ведет к разрушению семьи.
Говоря в заключении о «гипнотическом оцепенении перед фатальным ходом событий», эксперты не представили суду никаких фактических дачных. Эксперты ссылаются на то, что стилистика текстов Свидетелей Иеговы насыщена элементами императивной, командной окраски, что поддерживает характеристику сообщества как организации, тяготеющей к военно-дисциплинарному типу объединения участников через устав службы, должностную инструкцию, приказ, команду и т.п.
Эксперт Громыко М.М. также показала, что организация Свидетелей Иеговы, имеющая денежные средства, дома, скорее похожа на партию, где действует четкая организационная структура и указания руководителей организации обязательны для всех членов. У Свидетелей Иеговы за членами организации существует высший строгий контроль, что является признаком тоталитаризма.
Однако, данные обстоятельства не могут служить основанием для удовлетворения представления прокурора, т.к. это лишь оценка экспертов данной религиозной организации, которая не подтверждается фактическими данными о разжигании религиозной розни, посягательстве на личность, права и свободы граждан и т.п.
Таким образом, оценивая заключение 4-х экспертов, а также принимая во внимание отдельное заключение эксперта Иваненко С.И., суд, не установив фактических данных, которые могли бы подтвердить представление прокурора, не может положить данное заключение в основу решения.
Как видно из материалов дела, религиозная литература, которая была предметом исследования, разрешена к распространению Государственным комитетом РФ по печати в соответствии с письмом от 24.07.1997 г. за № 11-5002-5705/69). Согласно данного документа (Разрешение) Государственный комитет разрешил на основании полномочий предоставленных ему ст. 54 Закона РФ «О средствах массой информации», распространять на территории России журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» (том 2 -240). Также Госкомитет РФ по печати в своей справке от 22.02.99 г № 07-1531-1628/68 подтверждает, что книги (приложение, 75 позиций, реклама отсутствует), вводимые на территорию РФ в количестве 6920 тонн, относятся к сфере образования, науки и культуры. На указанные издания распространяется действие льгот, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.07ю94 г. № 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему» (2-533).
Обращаясь с представлением, прокурор ссылается на то, что доказательством противоправной деятельности общины является активное занятие членов общины совместным исповеданием и распространением своей веры путем проведения богослужебных собраний, проповеди и обучения религии своих последователей, на что уходит много времени в нарушение положений КЗОТ РСФСР. Однако, такие обстоятельства судом не были установлены и фактические данные этого не представлены, что видно из показаний допрошенных свидетелей. Кроме того, согласно п. 1 ст. 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» эта деятельность является признаком каждого религиозного объединения Эта деятельность также предусмотрена Положением общины. Из показаний свидетелей было установлено, что Свидетели Иеговы проводят три собрания в неделю, во время которых проводят пять встреч, что занимает в общей сложности 4,5 часа в неделю Посещение собраний добровольное. Кроме того, каждый член общины сам планирует, сколько времени он будет проповедовать, в зависимости от личных обстоятельств, включая и семейные.
В судебном заседании прокурор утверждал, что доказательством по делу является решение Хорошевского м/м суда г. Москвы от 21 мая 1997 г. Однако, данное решение вынесено по иску Общественного комитета защиты совести, Левинсона Л.С., Осадчева М С. и других к Дворкину А.Л., отделу религиозного образования и катехизации Московского патриархата о защите чести, достоинства и деловой репутации и опровержении порочащих сведений. В иске отказано. Предметом рассмотрения являлась брошюра, изданная в 1995 г. и автором которой являлся Дворкин А.Л. (том 2 -235-239).
Рассматривая представление прокурора в части того, что община разжигает религиозную рознь, следует отметить, что Конституция РФ (п.5 ст. 13) и ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п.2 ст. 14) не дают определения данному понятию. Но в ст.20 Международного пакта о гражданских и политических правах определено, что выступление в пользу религиозной ненависти представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию. Однако, данных фактов в отношении религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве судом не было установлено.
Утверждение о том, что организация Свидетелей Иеговы принуждает к разрушению семьи, никакими объективными фактическими данными не подтверждается.
Представленные прокурором копии актов судебно-психиатрических экспертиз по уголовному делу ч отношении Приданниковой В.В. (Республика Карелия), по гражданскому делу о признании недееспособной Ильиной Л.Ю. (г. Санкт-Петербург) не могут служить доказательством по данному делу, т. к. прокурором САО г. Москвы внесено представление о ликвидации религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве (том 2 - 281 -285).
Также акт судебно-медицинской экспертизы от марта 1996 г. в отношении Лебедевой О.И., обвиняемой по ст.ст. 15,103 УК РСФСР не может служить основанием для удовлетворения представления. В акте отмечено, что она вступала в различные религиозные секты - кришнаитов, баптистов, активно общалась там, с 1990 г. она стала вместе с мужем посещать Свидетелей Иеговы, где на собраниях узнала, что скоро наступит расплата за грехи, погибнут се дети, по ночам стала вновь слышать «голос», имели место галлюцинации , а также выступающие на первый план бредовые идеи религиозного толка. Было установлено, что она страдает хроническим психическим заболеванием в форме шизофрении. О каких-либо неправомерных, умышленных действиях со стороны организации Свидетелей Иеговы, ее членов, определенных в установленном законом порядке, в акте не говорится (том 2-261- 268).
Говоря о том, что организация Свидетелей Иеговы склоняет к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, прокурор ссылается на карточку членов организации «никакой крови» и на случаи отказа от переливания крови. Об этом, по мнению прокурора, свидетельствует факт отказа от переливания крови в больнице № 40 г. Москвы больного Семитко П.В. с диагнозом острой лейкемией тяжелой степени. Данный факт, когда совершеннолетний член организации Свидетелей Иеговы Семитко П.В. в феврале 1996 г. отказался от переливания крови по собственной воле, не оспаривался сторонами. Однако, ему было проведено лечение с применением переливания крови по просьбе его матери. И в этом случае судом не было установлено факта склонения Семитко П.В. членами этой организации к самоубийству либо к отказу от оказания медицинской помощи.
Также следует отметить, что в силу ст. 30, 33 Закона РФ «Об основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» гражданин и его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 настоящих Основ, где дается исчерпывающий перечень законных оснований оказания медицинской помощи без согласия граждан. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
Судом не было установлено никаких фактов, подтверждающих, что организация Свидетелей Иеговы или ее члены склоняли какого-либо к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
При обсуждении вопроса об отказе членов организации Свидетелей Иеговы от службы в армии, следует отметить, что в силу ч.3 ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Правомерность такого отказа подтверждена решениями высших судебных инстанций России по делам членов организации Свидетелей Иеговы, которые обозревались в судебном заседании.
В деле имеется копия постановления Президиума Верховного Суда РФ от 13 марта 1996 г. об оставлении без удовлетворения протеста зам. генерального прокурора РФ по уголовному делу в отношении Михайлова О.А., который является членом религиозной организации «Свидетели Иеговы» и считал, что исполнение обязанностей по военной службе противоречило его вероисповеданию и религиозным убеждениям. Он был оправдан за отсутствие в его действиях состава преступления. В постановлении имеется ссылка на ч.3 ст. 59 Конституции РФ и сделан вывод, что суды правильно руководствовались данным Законом и обоснованно признали, что действия Михайлова не образуют состав преступления (том 2 - 239-260).
Судом не было установлено фактов того, что члены религиозной организации Свидетелей Иеговы в г. Москве отказываются от альтернативной гражданской службы.
Утверждая, что организация Свидетелей Иеговы грубо нарушает нормы Конституции и законы РФ, прокурор ссылался на вовлечение подростков и несовершеннолетних детей. В силу ч.5 ст. 3 Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. В силу ч. 2 ст. 4 данного Закона в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и самоуправления.
Как видно из Положения религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве, членами общины являются совершеннолетние верующие, которые «стали Свидетелями Иеговы через свое добровольное посвящение богу и последующее водное крещение». Прием членов в общину осуществляет корпорация старейшин на основании устного заявления верующего (том 1 - 11).
Судом из показаний свидетелей, объяснений представителей ответчика было установлено, что на собраниях, Свидетелей Иеговы , при проведении проповедей публично и по домам вместе с родителями находятся дети Однако, судом не было установлено фактов противоправного активного вовлечения в религиозную общину Свидетелей Иеговы.
Утверждая, что религиозная организация Свидетелей Иеговы вмешивается в частную жизнь семьи, прокурор ссылается на то, что она устанавливает, с кем могут общаться верующие и от кого они должны быть отделенными, сколько времени еженедельно они должны обязательно проповедовать по домам и распространять литературу, а это требует от членов организации подчинения их поступков и мыслей установкам организации. Кроме того, прокурор ссылался на необходимость каждого возвещателя давать личные отчеты путем заполнения специальных карточек записей служения по домам, отчетов об обучении и проповедовании, а это не оставляет верующим времени для выполнения своих семейных обязанностей, для совместного семейного отдыха и общения, для воспитания детей и для самосовершенствования. Однако, судом не было установлено фактов посягательства на личность, права и свободы граждан религиозной общиной Свидетелей Иеговы в г. Москве либо ее членами.
Также в представлении прокурор ссылается на то, что регулярные пожертвования верующих на содержание деятельности организации приводить к ухудшению финансового положения семьи. Таких фактов судом также не было установлено. Пожертвования являются добровольными, что закреплено в п. 5.1. Положения общины.
Также в представлении прокурор утверждает, что проводимые членами организации Свидетелей Иеговы взгляды могут привести к конкретным негативным действиям против определенных социальных групп населения, а особенно разрушительное воздействие отказывается на те семьи, в которые под влиянием религиозной организации попали отдельные ее члены. Однако, данное утверждение голословно и не нашло своего подтверждения в судебном заседании. Каких-либо фактов умышленного разжигания религиозной розни, фактов призывов к дискриминации, вражде или насилию, принуждению к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы граждан в отношении определенных социальных групп населения прокурором не представлено и судом не установлено.
В представлении утверждается, что нарушаются права членов организации на полноценный свободный труд, т.к. для выполнения нормы проповедования им рекомендуется выбирать работу с неполным рабочим днем, а служение, проводящееся в Вефиле (г. Санкт- Петербург), заключается в тяжелом бесплатном физическом труде со сверхурочными работами, за что работникам предоставляется скромное жилье и питание и небольшая сумма денег на транспортные расходы. Судом также не было установлено в этой части нарушение прав и свобод граждан. Как видно из материалов дела и не оспаривалось представителями общины, члены организации Свидетелей Иеговы, работающие и живущие в Вефиле, не заключают трудовых договоров и живут там на полном обеспечении организации. Однако, судом не было установлено фактов нарушения законодательства при данных обстоятельствах, никто из членов организации не обращался в суд за разрешением возникшего спора и связи с нарушением его прав и свобод.
Отказ членов религиозной организации Свидетелей Иеговы от празднования праздничных дней, чествования государственных символов, от участия в выборах не может служить основанием для запрета этой организации, т.к. это не нарушает Конституции РФ, Международных соглашений.
Доводы прокурора о том, что религиозная община не дает о себе полной информации, не могут служить основанием для удовлетворения представления Также голословны доводы прокурора о психологическом воздействии, внушаемости религиозной общины.
29 апреля 1999 г. Министерством юстиции РФ был зарегистрирован «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», его устав и выдано свидетельство о государственной регистрации религиозной организации. Местонахождение: г. Санкт-Петербург, пос. Солнечное ул. Средняя, 6.
Управленческий центр Свидетелей Иеговы обратился в октябре 1998 г. в Министерство юстиции РФ с заявлением о перерегистрации. До решения вопроса о регистрации была проведена государственная религиоведческая экспертиза в Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, образованном во исполнение постановления Правительства РФ от 3 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» (том 2 -401-405).
Согласно заключения данного экспертного Совета от 15 апреля 1999 г. организация Свидетелей Иеговы является религиозной организацией. В общедоступных вероучительных документах и литературе религиозной организации Свидетели Иеговы не содержится призывов к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности РФ, а также призывов к насилию, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни, отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей, к совершению иных противоправных действий. В общедоступных вероучительных документах и литературе религиозной организации Свидетели Иеговы не содержится оснований для утверждения, что предусмотренные вероучением Свидетелей Иеговы ограничения и запреты представляют угрозу психическому здоровью и нравственности участников и последователей данной организации В основном, практика указанной организации принципиально не отличается от деятельности многих других традиционных и новых религиозных организаций. В заключении отмечено, что существующий в вероучении и соответствующий ему практике безусловный запрет на переливание крови в ряде случае может создать и по медицинским показателям и создает угрозу для личности и физического здоровья человека. В соответствия с международно-правовыми требованиями, положения вероучения сами по себе не могут быть основание для непредставления юридического статуса религиозной организации - таковым основанием может быть только совершенное деяние. В связи с этим безусловное вероучительное требование организации ко всем своим членам отказываться от переливания крови само по себе не противоречит законодательству РФ в той мере, в какой оно совпадает с личным желанием каждого члена данной организации. В общедоступных вероучительных документах и литературе религиозной организации Свидетелей Иеговы не содержится оснований для утверждения, что деятельность Свидетелей Иеговы, в том числе практикуемые формы и методы распространения веры, нарушают права других граждан. Сведения, изложенные в представленных религиозной организацией
Свидетелей Иеговы документах и материалах в основном соответствуют общедоступной литературе, распространяемой указанной организацией для своих членов и в обществе.
Как видно из представленной справки в настоящее время в России за период с 1998-2000 г. зарегистрировано (перерегистрировано) более 350 религиозных организаций, входящих в структуру Управленческого центра Свидетелей Иеговы (том 3 - 181 -197).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, нет никаких оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве, т.к. не было установлено, что данная община в г. Москве нарушает Конституцию РФ и законы РФ, разжигает религиозную рознь, принуждает к разрушению семьи, посягает на личность, права и свободы граждан; склоняет к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
Решая вопрос о возмещении расходов за проведение комплексной экспертизы , следует принять справки экспертов о возмещении каждому по 19377,50 руб. Но принимая во внимание, что четверо экспертов без согласования и запроса суду самостоятельно поставили для себя дополнительный вопрос, суд считает возможным взыскать в пользу каждого эксперта расходы а сумме 16000 руб.
На основании изложенного суд, руководствуясь ст.ст. 191,197 ГПК РСФСР
РЕШИЛ
В удовлетворении представления Прокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве и запрете ее деятельности отказать.
Обязать прокурора САО г. Москвы произвести оплату экспертам Леонтьеву Дмитрию Алексеевичу, Иваненко Сергею Игоревичу, Белянину Валерию Павловичу, Громыко Марине Михайловне, Небольсину Сергею Андреевичу расходов по экспертизе по 16000 рублей каждому.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней
Судья
Народные заседатели:
Комментариев нет:
Отправить комментарий